Знаменитая королёвская «семёрка»

Фото: БГТУ «ВОЕНМЕХ»

Фото: БГТУ «ВОЕНМЕХ»

28 Мая 2019

Знаменитая королёвская «семёрка»

Почетное звание «Памятник техники XX века» присваи¬вается в нашей стране Политехническим музеем. Думается, что баллистическая ракета Р-7 конструкции Сергея Павловича Королёва, знаменитая королёвская «семерка», такое право заслужила едва ли не больше, чем любая техническая система, созданная человечеством в прошедшем веке.

Можно отступить в глубь истории, но всё равно не найдется примера, когда техническая конструкция продолжала бы эксплуатироваться — успешно! — через 60 лет после ее первого применения. Причем, заметим, без каких-то принципиальных изменений…
Основной задачей, поставленной в середине 1950-х гг. перед отечественными разработчиками боевых ракет, было создание надежного ракетного носителя ядерного оружия. Главному конструктору С. П. Королёву было уже ясно, что одноступенчатая схема не сможет обеспечить необходимые дальности полета. Возникла потребность в создании ракет многоступенчатых, способных доставлять груз массой до 5000 кг на межконтинентальные дальности — свыше 8000 км. И выявились серьезные технические проблемы: ракетчики пока еще не умели в полете запускать жидкостные двигатели, да и задача отделения отработавших ступеней встала перед инженерами впервые.
С. П. Королёв знал, что над теорией создания многоступенчатых ракет работает коллектив, руководимый М. К. Тихонравовым, его соратником по ракетным разработкам 1930-х гг. Работала эта группа… в инициативном порядке, вопреки мнению руководства. Из множества технических решений эти энтузиасты-исследователи выбрали так называемую «пакетную» схему, при которой двигатели всех ступеней и запускаются, и работают одновременно. После того как заканчивается топливо в первой ступени — это четыре отдельных блока, размещенных вокруг центральной (второй) ступени, — происходит их отделение. Вторая ступень продолжает полет, обеспечивая разгон груза до требуемой скорости. И проблема запуска двигателя второй ступени в полетных условиях решается, так сказать, автоматически.
Королёв по достоинству оценил предложение и положил «пакетную» схему в основу новой ракеты Р-7, над проектом которой начиная с мая 1953 г. началась интенсивная работа. Правительственное постановление о создании МБР было датировано 20 мая 1954 г., а уже в июле была завершена разработка эскизного проекта.
Новые двигатели для первой (РД-107) и второй (РД-108) ступеней Р-7 создавались под руководством В. П. Глушко в организации, выросшей из скромного подразделения Газодинамической лаборатории, которым он руководил еще в начале 1930-х гг.
Для испытаний «семерки» в Казахстане развернулось строительство ракетного полигона — будущего космодрома Байконур; оно было успешно завершено к маю 1957 г. в рекордно короткие сроки. Тогда же на стартовую позицию Байконура был вывезен первый образец Р-7. С мая по август шли летно-конструкторские испытания, 21 августа 1957 г. прошли успешные пуски, показавшие правильность принятых технических решений. Ракета Р-7 доставила свой груз на Камчатский полигон, достигнув тем самым проектной дальности. Была создана первая МБР, с одной стороны, средство доставки ядерных боеприпасов на большие дальности, с другой — потенциальный носитель аппаратов, выводимых на орбиту Земли.
20 сентября 1957 г. состоялось заседание Государственной комиссии, принявшее историческое решение о запуске искусственного спутника, и 4 октября стартовала модификация боевой ракеты Р-7 — ракета-носитель «Спутник». На орбиту вокруг Земли впервые в истории был выведен искусственный объект — началась «космическая эра».
Первые ракеты Р-7 были изготовлены на производстве королёвского КБ в подмосковном Калининграде, но возможности опытного завода были ограничены. Одному из ведущих конструкторов Р-7, выпускнику Военмеха Д. И. Козлову, было поручено организовать серийное производство «семерки» в Куйбышеве. Уже в декабре 1958 г. со сборочной линии завода «Прогресс» сошли первые серийные образцы, к концу 1959 г. прошли зачетные испытания боевой ракеты и комплекс был принят на вооружение.
Но ракету Р-7 действительно ждало большое будущее. Создание третьей ступени превратило боевую ракету в ракету-носитель, способную выводить на околоземную орбиту до 7 т полезного груза. Появилось целое семейство РН — «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», в зависимости от типа двигательной установки третьей ступени. Благодаря этим носителям в космосе побывали практически все отечественные пилотируемые корабли, от первого «Востока» Юрия Гагарина до современных цифровых «Союзов», заработали спутники связи и разведчики погоды, автоматические межпланетные станции отправились к Луне, Марсу, Венере…
Созданная на базе боевой ракеты Р-7 ракета-носитель продолжает работать и сегодня, подвергаясь регулярной модернизации (почти 20 модификаций). Менялись элементная база системы управления, приводы, материалы, способы сборки отдельных узлов, но все принципиальные конструктивные решения оставались практически неизменными. И, скорее всего, ждать ухода королёвской «семерки» на «заслуженный отдых» в ближайшие годы не приходится.

Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gLGZd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник