Юрию Фалику посвящается

15 Января 2020

Юрию Фалику посвящается

С 13 по 15 декабря прошли международная научная конференция и круглый стол «Ю. А. Фалик: Метаморфозы судьбы и творчества». Организаторы конференции: Союз композиторов Санкт-Петербурга, Союз композиторов России, Санкт-Петербургская консерватория и Научно-исследовательский институт российской музыки при Университете г. Линьи (Китай). 

Звучала музыка Юрия Александровича Фалика, ученики вспоминали своего педагога, заведующего кафедрой оркестровки и общей композиции Санкт-Петербургской консерватории, народного артиста России.
14 декабря на конференции с докладами выступили И. Г. Райскин, А. В. Денисов, О. Ю. Моисейченко, А. Н. Палёва, А. В. Горн, О. В. Усачёва. Состоялись три вечерних концерта, в первом из которых исполнялись 7-й и 8-й струнный квартеты Юрия Фалика в превосходной интерпретации нового Квартета имени С. И. Танеева — наследника знаменитого камерного коллектива, просуществовавшего более полувека. Композиторскую школу Фалика представляли Галина Григорьева (Эстония — Финляндия) с Композицией для кларнета соло, Олеся Моисейченко с Сонатой для фортепиано, Вера Трошнева, Евгений Хаздан, Станислав Воронцовский, а также Владимир Конов с вокальными циклами на стихи русских и зарубежных поэтов.
Второй вечер был посвящен камерной и хоровой музыке. Рядом с «Молитвословием Священномученику Митрополиту Вениамину» Юрия Фалика и фрагментом из его же «Литургических песнопений» звучали хоры учеников мастера — Веры Трошневой, Михаила Светлова, Сергея Екимова, Евгения Петрова, Анжелики Габибовой. Женской группой Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры (художественный руководитель Сергей Екимов), сменяя друг друга, дирижировали Дарья Бегунович, Лариса Яруцкая и Сабина Жалмухамедова. Во втором отделении исполнялись камерные опусы Александра Сердюкова, Анжелики Габибовой, Евгения Петрова, Дэниза Сэвэра (Турция) и Владимира Конова. За недостатком места остается лишь поблагодарить всех исполнителей — молодых и маститых, с таким вниманием отнесшихся к произведениям коллег-композиторов. 
В заключительном концерте приняли участие Камерный оркестр Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (дирижер Дмитрий Ралко), Хор вокального отделения училища (руководитель Галина Тимошенко, хормейстер и дирижер Дмитрий Ралко) и лауреаты международных конкурсов Олеся Петрова (меццо-сопрано) и Николай Мажара (фортепиано).
Дмитрий Ралко не только чутко руководил обоими коллективами: его комментарии к исполняемым сочинениям, воспоминания о Ю. А. Фалике украсили вечер. Вот как о своем педагоге рассказывал Д. Ралко: «Бескомпромиссное, я бы сказал, фанатичное, воинствующее стремление к совершенству, беспощадная требовательность к себе в работе стали визитной карточкой его класса». 
С тем же беспощадным стремлением к совершенству были исполнены сочинения Юрия Александровича: 2-ая часть Симфониетты, пьесы из «Детского альбома» в оркестровке Дмитрия Ралко, «Звенидень» в переложении для фортепиано и струнного оркестра (солистка — Олеся Петрова).
Хор с большой долей юмора и «хулиганства» исполнил цикл на народные тексты «Ехала деревня» ученицы Ю. А. Фалика Антонины Ростовской. Ярко, эмоционально и артистично выступила Олеся Петрова. Особенно проникновенно в ее исполнении прозвучали «Ноктюрн» на стихи Игоря Северянина и «Северная береза» на стихи Ивана Бунина: слушатели не могли сдержать аплодисментов между частями цикла.
Юрий Фалик — автор балетов «Орестея» и «Тиль Улен-шпигель», оперы «Плутни Скапена» и музыкальной сказки «Полли и динозавры», симфоний и концертов для оркестра, инструментальных концертов, струнных квартетов и других камерных ансамблей. Многие считают, что Юрий Александрович прежде всего — автор хоровой музыки. Сколько хоровых концертов и вокальных циклов на стихи русских и зарубежных поэтов прозвучало в петербургских залах! Огромную популярность и любовь у молодежи завоевала блистательная хоровая миниатюра «Незнакомка» на стихи Александра Блока. 
Юрий Фалик бережно относился к духовной музыке. Им написаны «Литургические песнопения» на тексты православного «Молитвослова», Месса для солистов, хора и камерного оркестра, «Молитвы» для смешанного хора a cappella… Замечательны и чисто инструментальные претворения духовных жанров — «Панихида по Игорю Стравинскому», имеющая истоком древнерусский знаменный распев, Вторая симфония «Кадиш», в основе которой старинная еврейская заупокойная молитва, Concerto della passione для виолончели с оркестром. 
В 2021 году музыкальный мир будет отмечать 85-летие со дня рождения Ю. А. Фалика. Надеемся, эта дата не пройдет незамеченной благодаря Санкт-Петербургской филармонии, Мариинскому театру и Дому композиторов. В Петербурге планируется фестиваль, посвященный мэтру, на котором будут представлены и его сценические произведения: балеты, опера «Плутни Скапена». Фестиваль должен помочь приобщению слушательской аудитории к наследию классика петербургской школы.
Антонина РОСТОВСКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 01 (173), январь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wpjpW


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник