Вклад старейшего транспортного вуза России в развитие геодезии

Фото: ПГУПС

Фото: ПГУПС

4 Мая 2019

Вклад старейшего транспортного вуза России в развитие геодезии

Геодезическая общественность страны отметила 100-летие со дня образования Высшего геодезического управления. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) яв¬ляется одним из немногих центров в стране, где со дня его основания в 1809 г. начиналось развитие инженерной геодезии.

Остановимся на вкладе в геодезическую науку сотрудников университета за последние 100 лет.
В 1920 г. в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (так тогда назывался ПГУПС) был создан первый в России факультет воздушных сообщений, который просуществовал до 1930 г. Возглавлял его профессор Н. А. Рынин, ученый с мировым именем. Он известен, в частности, своими работами по начертательной геометрии, в том числе и по использованию ее для решения задач аэросъемки («Проективная геометрия и применение ее в аэросъемке» (1931); «Киноперспектива и ее применение в аэросъемке» (1933)).
Н. А. Рынин тесно сотрудничал с созданным в 1928 г. Государственным институтом геодезии и картографии. Во многом благодаря ему к концу 30-х гг. XX в. методы аэрофототопографической съемки стали основными методами топографических съемок в стране.
Выпускник факультета воздушных ¬сообщений 1925 г. В. С. Семёнов — основоположник щелевого воздушного фотографирования. Созданные им щелевые аэрофотоаппараты сыграли заметную роль в проведении военной аэрофоторазведки во время Великой Отечественной войны, за что в 1946 г. он был удостоен Сталинской премии.
Геодезия — родственница математики. Коротко отметим вклад математиков университета в развитие основ геодезии. Родоначальником современной теории потенциала считается член-корреспондент РАН (1924) Н. М. Гюнтер, который преподавал в нашем вузе более 30 лет и некоторое время заведовал кафедрой высшей математики. Теория потенциалов — это краеугольный камень изучения фигуры Земли. Эта теория изучается студентами геодезических специальностей в курсе геодезической гравиметрии.
Отметим, что в настоящее время фигура Земли изучается методами космической ¬геодезии, основой которой является небесная механика. Заметный вклад в развитие этой теории внес член-корреспондент АН СССР (1946) заведующий кафедрой высшей математики М. Ф. Субботин — автор трехтомника «Теория небесной механики».
Один из основных предметов в подготовке геодезистов — теория математической подготовки геодезических измерений. Ее основой является теория вероятностей, в развитие которой заметный вклад внес член-корреспондент АН СССР (1946) заведующий кафедрой высшей математики с 1952 по 1971 г. профессор Н. А. Сапогов.
Профессор Н. В. Фёдоров заведовал кафедрой геодезии с 1937 по 1941 г., а в 1944–1947 гг. был деканом строительного факультета. Он является одним из основателей современной теории и практики нивелирования железнодорожных трасс и усовершенствовал расчеты и разбивку круговых и переходных кривых на железных дорогах. Им издано 7 полевых таблиц для разбивки кривых. Н. В. Фёдоров — автор 17 учебников и учебных пособий.
Отметим, что в настоящее время математическая обработка высокоточных геодезических измерений выполняется по обобщенному методу наименьших квадратов. Основателем этой теории в приложении к геодезии является д. т. н., профессор Ю. А. Гордеев, который в середине 60-х гг. прошлого столетия заведовал кафедрой инженерной геодезии. В годы работы в университете он занимался вопросами совершенствования методов крупномасштабной аэрофототопографической съемки железнодорожных станций и узлов.
С сентября 1968 по март 2010 г. на кафедре инженерной геодезии преподавал и 29 лет заведовал ею д. т. н., профессор В. А. Коугия, который внес значительный вклад в развитие геодезии, гидрографии, навигации. Им разработана косая картографическая проекция, позволяющая ввести плоскую систему координат для железных дорог и других линейных сооружений и с высокой точностью изобразить их на плоскости, а также концепция создания геодезической основы строительства железной дороги с помощью спутниковых измерений.
В последние годы кафедра инженерной геодезии, продолжая традиции своих предшественников, осуществляла геодезическое обеспечение общественно значимых объектов страны, таких как строительство вантовых мостов в Санкт-Петербурге и Владивостоке, Новой сцены Мариинского театра, 2-й очереди Ленинградской АЭС, стадиона «Спартак» в Москве и других.

М. Я. БРЫНЬ,
профессор, завкафедрой
«Инженерная геодезия» ПГУПС
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Vslwu


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник