Студенческие стартапы в Гонконге: мировая олимпиада для юных предпринимателей

15 Августа 2017

Студенческие стартапы в Гонконге: мировая олимпиада для юных предпринимателей

В том, что бизнес стремительно молодеет, ни у кого сомнений не возникает. Понятие «стартап» прочно закрепилось в русском языке и приобрело большую популярность среди молодых людей.

Отличие стартапа от обычного бизнес-проекта состоит в том, что в его основе лежит оригинальная идея, не скопированная с других проектов. В перспективных стартапах заинтересованы многие ведущие компании и организации, и с целью отбора лучших из лучших нередко устраиваются масштабные соревнования. Так, на базе Гонконгского политехнического университета (стратегический партнер СПбПУ. – Примеч. Ред.) уже пять лет подряд проводятся Глобальные студенческие соревнования по инновациям и предпринимательству (PolyU Innovation & Entrepreneurship Global Student Challenge).

В этом году состав жюри конкурса был представительным. Председателем стала вице-президент Гонконгского политехнического университета профессор Анджелина ЮН. Также в составе жюри на разных этапах соревнования были представители промышленности и компаний по поддержке стартапов, спонсоры, профессоры из университетов Великобритании, Бразилии, Голландии, Канады, России и Китая. В состав жюри соревнований вошел и сотрудник нашего университета – доктор технических наук, профессор В.А. ПОЛЯНСКИЙ. По возвращении Владимир Анатольевич поделился впечатлениями о прошедшем мероприятии.

«То, что было представлено в Гонконге – настоящая мировая олимпиада для студентов-предпринимателей. Это и бесценный опыт подготовки и представления проектов, и общение с представителями ведущих компаний, и реальные шансы получить финансовую поддержку организаций и государства. Подготовительная работа, безусловно, непроста и занимает порой несколько лет, однако она определенно стоит всех затраченных ресурсов», – отметил В.А. ПОЛЯНСКИЙ.

В 2017 году заявки на участие в соревновании прислали более 180 команд из 22 стран и регионов. Мероприятие традиционно было разделено на две категории: в одной – школьники старших классов, в другой – студенты. Все они прошли предварительный отбор, в результате на полуфинал, который состоялся в Гонконге в конце июня, прибыло 40 команд. Перед ними стояли непростые задачи: после представления своих проектов члены команд должны были ответить на вопросы жюри, продемонстрировав знание английского языка и умение участвовать в дискуссии, а также способность убедить членов комиссии в перспективности своего проекта. На это участникам было отведено ровно 15 минут, а за превышение временного лимита незамедлительно снижались баллы. Судьи оценивали команды по ряду критериев: представление проекта, обоснованность бизнес-плана и анализа рынка, социальная значимость проекта, и т.д.

«Составы команд зачастую были представлены разными университетами и даже странами. Это не запрещено правилами, но члены жюри могли, например, поинтересоваться, как познакомились ребята и почему решили объединиться в одну команду, – продолжает рассказывать Владимир Анатольевич о ходе соревнований. – Для того чтобы принять в них участие, старшие школьники и студенты должны были представить настоящий проект, бизнес-план, рассказать о распределении ролей, продемонстрировать слаженность работы в команде. Судьи оценивали выступления достаточно строго, но справедливо. Участники соревнований должны хорошо владеть английским и понимать вопросы, которые им задают. За это, к моему большому сожалению, были сняты баллы с команды из Индонезии: несмотря на оригинальный проект и красочную презентацию, они не поняли вопросы жюри…».

Проект индонезийской команды действительно был интересным. Деревянные индонезийские куклы пользуются большой популярностью у туристов, которые в год тратят на эти сувениры порядка миллиона долларов. Мастеров, которые знают традиционную технологию изготовления кукол, становится все меньше, а молодежь этим не интересуется потому, что процесс изготовления резной куклы очень трудоемкий. Индонезийский студенческий стартап предлагает изготавливать кукол из вторичной бумаги и продавать их не за 70 долларов (как аутентичных кукол), а за 5. По мнению ребят, такой подход позволит увеличить объем продаж, ведь за год страну посещают около 6 млн иностранных туристов. Увеличение доходов позволит поддержать немногочисленных оставшихся мастеров, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению культурного наследия Индонезии.

Студенты из Китая и Канады вдохновились идеей здорового образа жизни и придумали приложение для мобильного телефона, которое считает количество физических упражнений. За определенное количество выполненных приседаний, отжиманий или прыжков приложение начисляет пользователю долю процента скидки, которую потом предоставляет Интернет-компания по продаже спортивных товаров при покупке. Максимальный размер скидки – 10%. Весьма интересно, что приложение уже разработано, протестировано, а сами его создатели провели предварительные переговоры с компаниями Интернет-торговли. Таким образом, еще на моменте презентации проект находился в высокой стадии развития.

Студентам из Африки оказалась ближе одна из проблем сельского хозяйства. Дело в том, что при сборе урожая томатов в ящики попадают только совсем незрелые (белые) и бурые плоды, красные же томаты выгоднее не собирать, а оставлять прямо на поле, поскольку при транспортировке они мнутся и быстро портятся. Африканские студенты проделали большую работу – оценили объем рынка (так, ребята выяснили, что в одной только Нигерии за сезон до 2,5 млн тонн томатов не находят сбыта) и провели различные исследования. В итоге они предложили перерабатывать зрелые томаты в пасту, упаковывать ее в пластиковую тару и даже договорились со школами, чтобы дополнять своей продукцией школьные завтраки.

Российская команда, которую представляли студенты из Екатеринбурга, к сожалению, в финал не прошла, но в своем полуфинале заняла второе место. Ребята сосредоточились на проблеме бесконтрольного выброса мусора и предложили программу для смартфона, которая за сортировку отходов дает бонусы, которые потом можно обменять на скидки в магазинах.

Приз за первое место (8 тысяч долларов на развитие своего проекта) достался команде из Бангладеш. Идея их стартапа заключается в том, чтобы у бедных семей всегда была возможность удовлетворить базовые человеческие потребности, в частности – иметь чистую питьевую воду. Вообще, проекты стартапов, представленные на конкурс, отражали самые разнообразные проблемы современного общества, но объединяла их одна общая черта – социальная ответственность бизнеса.

Материал подготовлен международными службами СПбПУ
Источник:  http://www.pgups.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0aXZl


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник