РАН и Минобрнауки: векторы взаимодействия научной политики

25 Июня 2020

РАН и Минобрнауки: векторы взаимодействия научной политики

23 июня прошло общее собрание членов РАН. Участником собрания стал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. С основным докладом выступил президент академии Александр Сергеев. Ключевая тема обсуждений была посвящена реализации политики в сфере науки в РФ.

В приветственном слове Валерий Фальков рассказал о точках взаимодействия министерства и академии. Сотрудничество ведется по широкому спектру вопросов. Министр отметил: «Учитывая историю взаимоотношений министерства и РАН, я прекрасно понимаю, что нам есть к чему стремиться». Глава министерства назвал ряд важных аспектов текущего взаимодействия.
Отношения между структурами выстроены партнерские, поэтому они находят компромиссы по вопросам, которые возникают в повседневной деятельности в сфере стратегического развития сектора разработок.
Благодаря последовательной позиции президента РАН удалось подготовить проект предоставления субсидий на приоритетные проекты НТР, по своим параметрам в этом году он больше, чем в прошлом. Сейчас проводится экспертиза по отбору. Уже определены уникальные прорывные проекты, которые позволят сделать Россию научным лидером в долгосрочном периоде. Конкурс помог достичь кооперации и интеграции научных и образовательных организаций.
Еще один аспект взаимодействия министерства и академии - обновление приборной базы ведущих научных организаций. В 2020 году станет обязательным условием обеспечить каждой научной организации, претендующей на получение гранта, программное обновление научного оборудования, согласованное с РАН. Эта мера позволит синхронизировать приобретение оборудования и исключить возможность приобретения уже имеющегося оборудования, дублирования и т.д. Неравномерность обновления приборной базы связана с тем, что это конкурсная процедура. В Минобрнауки есть комиссия по приборной базе. В ран есть своя комиссия, которая предварительно рассматривает заявки и выдвигает свои предложения, но министерство дорабатывает эту тему уже без участия академии. С 2021 года РАН будет прописана в документе по приборной базе науки, тогда она будет участвовать в комиссии министерства.
Академия принимала участие в разработке ПСАЛ и определении перспектив стратегического движения вперед. Предыдущие программы отличались тем, что были ориентированы только на образовательные организации, новый дизайн программы обсуждался с РАН и ее президентом. Это был сознательный шаг, чтобы программа работала на исследования, критерием успешности программы станут: 
• Количество выпускников, трудоустроенных в сектор исследований и разработок в РФ.
• Уровень средней заработной платы в секторе исследований и разработок РФ.
Четких индикаторов пока нет, идет дискуссия. Однако все действия - это осознанная политика, направленная на интеграцию науки и высшего образования в области решения задач, которые стоят перед страной.
Что касается оценки эффективности ученых, она должна определяться качеством формулирования проблем, строгостью научных выводов и использованных методов достижения поставленной цели, а не количеством грантов, публикаций и яркими инициативами, по мнению Валерия Фалькова. В перспективе представляется целесообразным обсудить вопрос методологии современной оценки труда исследователей, так называемые репутационные метрики. В настоящее время избыточность наукометрических показателей приводит к снижению решения реальных проблем. И хотя наука начинает приобретать характер совершенствования новых знаний, остается много пробелов. Эта проблема для Минобрнауки и РАН общая, подчеркнул министр.
Продолжая выступление Валерия Фалькова, Александр Сергеев отметил, что по ключевым вопросам развития науки и высшего образования министерство и академия единомышленники, что важно для дальнейшего движения программ вперед.
Работа РАН в период пандемии была особенно интенсивной из-за большого спроса на научные решения в лечении коронавируса. Общество стало понимать важность роли науки. Ученые из различных структур приняли участие в разработке тест-систем, лекарственных препаратов и вакцин. В 2020 году может быть начато промышленное производство вакцин. COVID-19 идет на спад, это подтверждает выработку антител и появление естественной вакцинации. 
Президент РАН подчеркнул, что деятельность РАН имеет широкое освещение в СМИ. Проект Россия 24 с Эвелиной Закамской, пресс-центр РИА новости регулярно ведут трансляции и репортажи с участием академии.
На фоне борьбы с коронавирусной инфекции РАН совместно с министерством науки и высшего образования выдвинул правительству предложение о создании Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф. Он будет создаваться в рамках новой программы действий по подъему экономики, которая стартовала 1 июня. По итогам сессии МАЭФ 2020 года был выработан меморандум с рекомендациями ран о постпандемическом восстановлении российской экономики и переходе к устойчивому экономическому развитию. В Минобрнауки представлен крупный научный проект «Моделирование эпидемий вирусных инфекций».
Реализация НТР за 2019 год. 2019 год важен с разных точек зрения: первый год работы РАН по обновленному закону об академии; первый год реализации нацпроекта «Наука»; год подготовки новой программы фундаментальных научных исследований, которая сейчас находится на утверждении в правительстве; работа по реализации стратегии НТР.
Обновленный закон РАН имеет следующие отличия:
• Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе в сфере безопасности.
• Прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития РФ.
• Научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и организаций высшего образования.
• Популяризация достижений науки и техники.
• Организация разработки программ фундаментальных исследований в долгосрочной перспективе.
Таким образом, за РАН законодательно был закреплен контроль за всей научной деятельностью в стране в сфере фундаментальных и поисковых исследований. Произошло существенное расширение функций РАН в сфере международного сотрудничества, согласования решений о реорганизации и ликвидации научных организаций, ранее подведомственных академии, участия в разработке программ популяризации и пропаганды науки.
Основные направления по функционалу РАН:
• научно-методическое руководство;
• экспертная деятельность;
• прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития.
Деятельность не затрагивает управление реальными научными исследованиями. Сегодня существует тенденция к забюрокраченности администрирования. Есть потребность сдвинуть научно-методическое руководство в сторону реального научного руководства и внедрить должность «научный руководитель» с конкретным функционалом. Ранее был создан совет научных руководителей. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает расширение полномочий научных руководителей. Само предложение было внесло Минобрнауки, а РАН принимает участие в обсуждении на площадке Госдумы.
Академия и министерство обсуждают возможность организации академических советов в помощь работе научных институтов, что даст связку с РАН. Во время реформы РАН доминировала концепция о том, что ученые должны занимаются только наукой. Разделение не привело к ожидаемым результатам. В этой связи, по мнению Александра Сергеева, необходимо соучредительство РАН. Это стимулирует дискуссии об организационно-правовом статусе академии наук. Сейчас она является ФГБУ, статус обидный для РАН, поэтому она неоднократно обращалась с просьбой повысить его. Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, речь идет о государственной академии, с другой стороны, это общественная организация, в которой проводят выборы членов и руководителей. Ввод понятия «государственной академии наук» в Гражданском кодексе и присвоение этого статуса позволят выровнять уровень взаимоотношений с ФОИВами и действовать более эффективно, уверен президент РАН. Внесение изменений можно осуществить с помощью корректировки 253-ФЗ. РАН должен иметь право выносить свои проекты на самый высокий уровень для рассмотрения, сейчас этого функционала нет, поэтому экспертные прогнозы ведутся недостаточно эффективно.
Владимир Путин поддержал предложения РАН по развертыванию в академии научного сопровождения системы стратегического планирования, что предполагает создание спецподразделения, обеспечивающего проведение научных работ, работ по формированию межведомственной программы. Академия наук ввела стратегическое планирование в программу фундаментальных исследований РАН. Минэкономразвития поддержал развернутые инициативы. Сложность состоит в том, что это научные работы, а научных работ нет в основных видах деятельности, соответственно, нет и госзаданий. Это еще раз дает основания для внесения поправок в 253-ФЗ и устав. Президент РФ выразил согласие на наделение РАН правом проведения научных исследований, но на 2020 год так и не были включены работы по научному сопровождению стратегического планирования.
Обсуждая нацпроект «Наука», Александр Сергеев отметил хорошее кассовое исполнение проекта. В федпроекте «Кооперация» планируется существенное нарастание внебюджетного финансирования. В планах на 2020 год создать больше НЦ МУ из-за обширного профиля исследований. На протяжении 2019 года шли дискуссии о том, что РАН недостаточно вовлечен в обсуждение заявок по приборной базе, предполагалось участие РАН как экспертов, но постановления вышли без учета этих пунктов и академия оказалось в стороне от процесса. Президент РАН подчеркнул, что знаковым является то, что министерство рассчитывает на экспертизу академии наук именно по приборной базе. Сейчас ученые преимущественно занимаются экспертизами программ развития. Цель РАН в рамках нацпроекта «Наука» в том, чтобы академия активно участвовала в каждом мероприятии 3 федпроектов.
Относительно текущей деятельности в части реализации нацпроекта «Наука» планировалось начать строительство СКИФ в 2020 году, однако из-за пандемии деньги до сих пор не поступили. Отставание финансирования затруднит ввод в действие установки в 2024 году. 
Тяжелой проблемой является обновление приборного парка. Нужны новые источники финансирования. Текущее состояние приборной базы – устаревшее оборудование в недостаточном количестве, средний возраст – 10 лет и более. «Понятно, что с таким приборным парком мы не сможем обеспечивать нашу страну новым технологическим заделом и быть интересными нашему реальному сектору. В общем-то все это понимаю, но средств очень недостаточно», - сказал в выступлении Александр Сергеев.
2019 год стал годом подготовки программы фундаментальных исследований на долгосрочный период с 2021 по 2030 годы. Пояснительная записка к плану фундаментальных научных исследований отражает современное состояние науки, задел российской науки и о задачи на 2021-2030 годы. Со слов Валерия Фалькова, программа в скором времени должна быть утверждена. При этом был отмечен отрицательный опыт академии по составлению программ фундаментальных исследований в 2019 году. Разработка документа производилась совместно с Минобрнауки, однако в последний день он не был согласован. Актуальная версия программы находится на финальной стадии утверждения. Она была согласована всеми, кроме Минфина. Планируется увеличение финансирования. Однако президент РАН подчеркнул печальную тенденцию российской действительности: стратегии существуют только на бумаге.
Затраты на фундаментальные исследования по сравнению с другими странами в России остаются низкими. Текущий уровень составляет 0,17-0,19 % ВПП, он не позволит конкурировать на международном уровне. У ведущих государств вклад в науку составляет 0,4% ВВП. РАН рекомендует последовательно увеличивать затраты:
2020 год – 0,19% ВВП;
2021 год – 0,25% ВВП;
2022 год – 0,3% ВВП.
Работы по стратегии НТР. Задача создать в стране систему эффективного превращения науки в производительную силу экономики и ликвидировать отставание от стран-технологических лидеров. Сегодня 37 действующих проектов дорабатывается. Координационный совет согласовал еще 10 предложений о разработке КНТП:
• Иммунотерапия онкологических заболеваний;
• Новые композитные материалы: технологии конструирования и производства;
• Разработка технологий, систем проектирования, мониторинга и управления тепловым состоянием промышленных и гражданских объектов в условиях Арктики;
• Синтетические смазочные материалы для экстремальных условий;
• Разработка с последующим освоением производства комплексных систем автономного энергоснабжения на основе электрохимических источников тока высокой мощности с топливными процессорами;
• Разработка критических технологий высокоэффективных микрогазотурбинных энергоустановок мощностного ряда 30-200 кВТ с апробацией в серийном производстве уникальных узлов базовой установки мощностью 30 кВТ для решения актуальных задач энергоснабжения потребителей специального и гражданского назначения в отдаленных регионах страны;
• Системы поддержки принятия решений с учетом многофакторных рисков органами государственной власти, бизнес-структурами и международными организациями, основанные на методах искусственного интеллекта;
• Создание пилотного производства отечественных белковых компонентов – основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев;
• глобальные информационные спутниковые системы;
• Разработка и внедрение комплекса технологий в областях разведки и добычи твердых полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья, при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения.
Все предложения были направлены в Минобрнауки для представления в Правительство РФ. Они предусматривают разработку 50 качественно новых технологий на основе результатов фундаментальных научных исследований. Несмотря на то, что министерством потрачены большие средства на конкурсы по сопровождению стратегии НТР. До сих пор не запущено ни одной КНТП через постановления правительства. В этом году РАН хочет запустить хотя бы 5 КНТП. Желание у реального сектора экономики и у РАН работать есть, проблема в том, что процедура согласований громоздкая. Те ФОИВы, которые должны стать ответственными исполнителями, в большинстве случаев опасаются ответственности. Отраслевые органы исполнительной власти находятся вне поля влияния РАН, поэтому важно создать на площадке правительства орган, который координирует процесс принятия КНТП.
Предложения РАН по реализации научной политики:
• Обратиться в Госсовет и совбез с предложением разработать документ «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирование национальной инновационной системы до 2035 года и дальнейшую перспективу» - сформулировать, каким образом наука должна стать производительной силой экономики. В России отсутствуют основы государственной политики в данном направлении в настоящее время. Для разработки закона о науке надо иметь четкие политические ориентиры сверху. Использовать эти основы в качестве базового документа для разработки принятия ФЗ о государственной научной и научно-технической политике.
• Внести поправки в 253-ФЗ о статусе РАН в качестве государственной академии с внесением изменений в Гражданский кодекс, правом разрабатывать и вносить в Правительство РФ проекты законов и иных нормативных актов, а также полномочиями надведомственного экспертного органа
• Разрешить РАН в статусе «Государственная академия» выступать от имени Правительства РФ вместе с заинтересованными органами государственной власти и госкорпорациями в качестве соучредителя научных организаций.
• Законодательно определить основные виды деятельности, на которые получаются госзадания: проведение научных исследований, координация работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития.
• В части совершенствования государственного управления развития науки и технологий создать в структуре государственной исполнительной власти под руководством заместителя председателя правительства РФ надведомственный орган, отвечающий за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.
• С целью улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса страны, внести изменения в бюджетный кодекс, предусмотрев специальный раздел бюджетной классификации «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».
• Разработать механизмы стимулирования бизнеса к участию в развитии отечественных технологий, их внедрению в реальный сектор экономики и формированию новых рынков высокотехнологичной продукции на базе отечественных технологий и наукоемкой промышленности.
• Определить долю российской наукоемкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны.
• Пересмотреть подходы к оценке научных организаций, в том числе отказаться от библиометрических данных как главных показателей эффективности и результативности научной деятельности.
Академик Владимир Фортов дополнительно предложил собрать совместную комиссию для создания программы по дебюрократизации с целью уменьшить бюрократическую нагрузку.
В завершение обсуждения научной политики в России было отмечено, что РАН – площадка по координации усилий различных государственных структур, которая обеспечивает взаимодействие ученых из разных государственных органов. Планка командной работы между РАН и Минобрнауки повышается.
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/23-iyunya-pryamaya-translyatsiya-obshchego-sobraniya-ran
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MHaA1


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник