Проектная деятельность в вузах: уроки выживания в лесу и природные мельницы

Фото: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2879

Фото: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2879

31 Июля 2020

Проектная деятельность в вузах: уроки выживания в лесу и природные мельницы

Собрать тренажер для реабилитации мышц после инсульта, определить психологическое состояние первокурсника, организовать мероприятие с нуля и создать антибактериальные пленки — эти и многие другие проекты разрабатывают студенты российских университетов в рамках проектной деятельности. 

Сегодня формат традиционных лекций и семинаров в вузах «разбавляется» проектной работой, направленной на получение практического опыта. Для каждой специальности — свой проект или исследование. Задачи поступают от вуза, компаний-партнеров, либо «вырастают» из идей самих студентов. Участие в проектной деятельности поможет получить навыки командной работы и публичных выступлений, развить лидерские качества, пополнить портфолио и наладить взаимодействие с будущими работодателями. 
Во многих университетах проектную деятельность выделяют как отдельную дисциплину, а с 2021 года студенты 40 российских вузов смогут защитить выпускную квалификационную работу как в виде академической работы, так и новым способом — в виде стартапа. 

Разработки для жизни 
Уже третий год подряд все второкурсники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) проходят курс «Основы проектной деятельности». В начале семестра они должны выбрать проект, в конце — представить итоговый продукт заказчику. Суммарно за время курса создаются более 500 проектов.
Владислав Костарев, студент Института компьютерных наук и технологий СПбПУ, разрабатывает тренажер для реабилитации мышц руки после инсульта или спинальной травмы. «В Мариинской больнице нам сказали, что тренажеры для реабилитации людей после инсульта есть, но они дорого стоят, тяжелые, и обладают большим количеством других недостатков. Нас это зацепило. После посещения больницы мы решили сделать стационарный тренажер», — рассказывает Владислав.
Получившийся прибор весит шесть килограмм, поэтому его можно перенести с кровати на кровать. У него есть крепления, экран, через который доктор назначает программу, аудиосопровождение действий пациента и датчики электромиографии, фиксирующие мышечную активность. Врач неврологического отделения Мариинской больницы написал студентам письмо, в котором отметил важность и перспективность разработки для медицинских учреждений.
Центр проектного творчества в Пензенском государственном университете работает с 2017 года. Среди проектов, которые уже получили признание горожан: мобильное приложение «Историческая Пенза», сервис PrintBox для печати документов без участия оператора с помощью чат-бота ВКонтакте, веб-сайт Детского технопарка Пензенской области «Кванториум НЭЛ» и другие. 
Студент ПГУ Кирилл Балаев применяет VR- технологии для обучения выживанию в лесу. Как подать сигнал, если ты заблудился, развести костер, найти воду, сохранить тепло — всему этому можно научить человека при помощи приложений для шлема виртуальной реальности. Полезные навыки можно обработать даже дома. 
«Идея проекта возникла после прочтения одной научной статьи, где говорилось, что студентам, обучающимся на военных кафедрах, необходимо преподавать науку выживания в экстремальных условиях, что это важно для них по долгу службы. Актуальность этого проекта связана также с большим количеством людей, пропадающих в лесах. Я надеюсь, что проект получит известность и будет доступен, в том числе и в программе школьного курса. Тогда школьники смогут обучаться необходимым навыкам подачи сигналов, разведения огня в лесу, нахождения воды», — отмечает разработчик. Кирилл стал победителем программы «УМНИК-VR» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика РФ».

Организация мероприятий как способ вывести студентов из зоны комфорта 
Проектная деятельность на факультете сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета включена в профессиональные дисциплины, курсовое проектирование и производственные практики. За последние четыре года студенты реализовали более 150 учебных проектов разных направлений и масштабов, от маленьких на 20-50 человек, до больших форумов и конференции на 600 человек с международным участием. В университете отмечают, что активная работа с внешним миром и выход студентов из зоны комфорта для самореализации и определения в профессии — ключевые принципы организации проектного обучения. 
В процессе студент участвует в не менее чем трех проектах в разных ролях: и как участник команды, и как менеджер. Среди самых интересных проектов: конференция «TedxYouth», эко-фестиваль «GreenFashionFest», иммерсивное путешествие с выставкой «So Different Asia 2.0», мастерская профориентации «Профпогружение» и «Профпробы» для школьников, цикл мероприятий для пенсионеров «Книга путешествий 4 главы: Италия, Израиль, Германия, Корея» и другие. 
В Северо-Кавказском федеральном университете подготовку к форумам и конкурсам различного уровня осуществляет Школа проектной деятельности. Круглогодичная площадка включает образовательную программу, которая позволяет студентам освоить навыки по продвижению, эффективному управлению и развитию проектов. Так, в прошлом году студенты СКФУ стали участниками и волонтерами Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов». В 2019 году представители университета выиграли 16 грантов на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук». 
Студент вуза Ерстем Шоров стал одним из победителей заочного Всероссийского конкурса молодёжных проектов с разработкой «Маршрутное телевидение». Благодаря его инициативе в общественном транспорте Ставрополя установлены мониторы с модулем геопозиционирования. Это позволяет создать систему информирования населения и гостей города о достопримечательностях, региональных и федеральных новостях, объектах культурного наследия, правилах безопасного поведения в городской среде.

Проекты для науки 
В проектной деятельности Дагестанского государственного университета задействованы более 300 студентов. Арслан Алиев, студент физического факультета, в своей работе «Расчет местных ресурсов солнечной и ветровой энергии в пригороде Махачкалы» изучает возможности строительства природных мельниц в Дагестане. «Думаю, что в скором времени человечество перейдет на нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Если не во всех, то во многих странах», — отметил студент.
Победительница программы «Умник», магистрант химического факультета ДГУ Абай Максубова работает над созданием антибактериальных плёнок. «Эти пленки могут найти применение в тонкопленочных литий-ионных аккумуляторах, в медицине, как антибактериальное покрытие, как резист в нанолитографии. В перспективе их можно использовать в современных устройствах для накопления энергии», — подчеркнула Абай. 
В Российском новом университете проектная деятельность ведется в рамках учебного процесса, студенческих научных кружков и конкурса «Научный подход». Большинство проектов зарождаются в стенах собственной лаборатории. Ребята работают над разработкой конкретного проекта, который в дальнейшем становится частью ВКР. 
Одним из победителей конкурса «Научный подход-2020» стал Никита Мизин. Молодой ученый занимается исследованием функционального состояния первокурсников в процессе обучения с использованием компьютерного кардиографа «Кардиокод» и ай-трекера. 
«Работать над проектом я начал со 2 курса. У нас уже была научная лаборатория, и я пришел с желанием работать с проявлениями повышенной тревожности у студентов. Сначала аппаратуры было задействовано немного, но потом, со временем, когда работа переросла во что-то большее, процент психофизиологических исследований возрос, мы начали объединять несколько подходов с использованием ай-трекеров и научной разработки РосНОУ — “Кардиокода”, включили в исследование транзактный анализ и когнитивно-поведенческий подход. Дополнительно я интегрировал своё исследование феномена повышенной тревожности в рамках подготовки к ВКР. Мы провели обследование наших студентов и представителей других вузов: ВШЭ, МГПУ, работали с вожатыми, проверяли их стрессоустойчивость, взаимоотношения друг с другом», — рассказывает Никита.
Сразу по итогам теста, выдается рекомендация, а в процессе обсуждения результатов скорректировать психофизическое состояние человека. Систему можно применять в самых разных сферах, например, тестировать потенциальных сотрудников при устройстве на работу или оценивать состояние летчиков перед полетом. Программа станет полезным и ценный инструментом в работе психолога.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WsRrp


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник