Популяризация науки — залог будущих научных достижений - Информационный портал

Популяризация науки — залог будущих научных достижений

Фото предоставлено СПбГУПТД

Фото предоставлено СПбГУПТД

15 Июня 2021

Популяризация науки — залог будущих научных достижений

13 мая в Совете Федерации Федерального собрания РФ под председательством спикера В. И. Матвиенко состоялись парламентские слушания на тему «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста».

В мероприятии участвовали министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков, президент РАН А. М. Сергеев, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий, сенаторы, руководители субъектов РФ, представители научных и образовательных организаций. В рамках слушаний с предложениями выступил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) А. В. Демидов. Мы благодарим Алексея Вячеславовича за развернутый комментарий к тем предложениям, с которыми он обратился к Совету Федерации.

А. В. Демидов: В первой части своего выступления я акцентировал внимание собравшихся на необходимости популяризировать науку и повышать авторитет ученых в глазах подрастающего поколения. Данную задачу мы обсуждаем не впервые. 26 апреля 2018 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся ХI Съезд Российского союза ректоров. Комментируя доклады делегатов съезда, президент РФ В. В. Путин подчеркнул значимость популяризации трудов ученых, назвав ее предпосылкой для будущих научно-технологических прорывов.
В нынешнем своем выступлении я призвал чаще и подробнее рассказывать о жизни исследователей и их достижениях. Научно-популярные передачи, документальные и художественные фильмы, спектакли, живо и занимательно повествующие о личности ученого, его вкладе в развитие государства, будут способствовать всплеску интереса у школьников и студентов к научной деятельности. Например, недавно вышедшие на экран фильмы о спортсменах — «Движение вверх», «Легенда № 17», «Лёд» — привлекли зрителей в мир спорта, побудили молодежь заниматься в спортивных секциях. Незадолго до парламентских слушаний, 7 мая, мы отмечали День радио. Молодые люди мало знают о жизни физика и электротехника А. С. Попова, профессора Электротехнического института императора Александра III (ныне СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). А между тем это ярчайшая личность, прославившая Россию! А. С. Попов открыл новую эпоху в радиосвязи, но его приоритет в изобретении радио много лет оспаривал итальянец Маркони. Есть старый черно-белый фильм «Александр Попов», но знаком ли он современной молодежи? Необходим свежий режиссерский взгляд на биографию этого выдающегося ученого. Талант и незаурядная наблюдательность привели физика к ряду уникальных открытий. Нужно доступно и интересно рассказать о нем молодому поколению. Другой пример — математик Г. Я. Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре. Я знаю его лично, мы учились вместе на математико-механическом факультете Ленинградского государственного университета. Г. Я. Перельман, без преувеличения, настоящий гений! И для популяризации его образа нужно найти столь же гениальный язык — чтобы не просто познакомить публику с его заслугами, но высветить саму его личность, раскрыть подробности бытового уклада его жизни и описать выразительные моменты его научной биографии. Г. Я. Перельман неоднократно отказывался от премий, присуждаемых ему математическими сообществами, заявил о значительном вкладе американского ученого Р. Гамильтона в ход решения гипотезы. Публичное признание заслуг коллеги, которому технические трудности помешали вовремя завершить исследования, — пример человеческого благородства и соблюдения научной этики. Конечно, нельзя ограничиваться лишь именами Попова и Перельмана. Нужно освещать деятельность молодых ученых, занятых созданием вакцин, разработками в области военно-промышленного комплекса.
Валентина Ивановна Матвиенко отметила, что пока у нас наблюдается популяризация «со знаком наоборот»: в глазах общественности ученый — это ботаник. Надо сделать так, чтобы статус ученого был престижным. Разрушение существующего в массовом сознании стереотипа — не менее важная задача, чем оказание финансовой и организационной поддержки научным проектам. Именно поэтому я предложил в итоговую резолюцию парламентских слушаний включить пункт о создании полноценной системы популяризации научных исследований и ведущих ученых.
Вторую часть выступления я посвятил поддержке российского олимпиадного движения. Победители и призеры олимпиад — это те самые звездочки, которые благодаря своему рано проявившемуся таланту добьются успеха на научном поприще. Упомянутый мной Перельман еще школьником стал победителем Международной математической олимпиады в Будапеште. Университет промышленных технологий и дизайна проводит всероссийскую олимпиаду по технологии. В конце апреля на заключительный этап олимпиады в университет приехали около 300 школьников из 67 регионов страны. Бывают случаи, когда победитель олимпиады, поступив в вуз на внеконкурсной основе, прекрасно успевает по профильным предметам, а по другим испытывает определенные трудности и нуждается в дополнительном внимании со стороны педагогов. Очевидно, что необходима система обучения с индивидуальным подходом к студентам, позволяющая сберечь эти таланты, помочь им найти дорогу к будущим научным свершениям.

Материал подготовила
Мария ЧУРСИНОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (172) МАЙ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8hO1R


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник