«Освоение космоса — задача всего человечества»

Фото: Фото: Медиацентр ГУАП

Фото: Фото: Медиацентр ГУАП

2 Апреля 2019

«Освоение космоса — задача всего человечества»

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлией Анатольевной Антохиной.

— Уважаемая Юлия Анатольевна, на недавно прошедшем заседании Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области вы выступили с докладом, посвященным роли вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в модернизации национальной системы образования с использованием методик и стандартов WorldSkills Russia. Может ли именно наш город стать пилотным регионом по внедрению методик и стандартов WorldSkills в систему образования?
— Мы можем смело утверждать, что Санкт-Петербург уже является ведущим регионом по внедрению методик и стандартов WorldSkills в систему образования, и главное доказательство этому — тот факт, что именно в нашем городе в 2022 г. пройдет первенство по профессиональному мастерству стран Европы (EuroSkills). Так сложилось исторически, что Петербург всегда был наукоградом, именно здесь развивалась и развивается наука. Мы ратуем за то, чтобы все новые прорывные технологии появлялись и внедрялись именно здесь — ведь у нашего города ¬колоссальный научно-технический потенциал. Санкт-Петербург — крупнейший промышленный центр страны. Он обладает богатыми технологическими и научными возможностями, которые можно конвертировать в успехи профильных мероприятий по стандартам WorldSkills. И наоборот, эти современные стандарты, соревновательные методики и оценки квалификации, которые отлично рабо¬тают во всем мире и в последние несколько лет прекрасно зарекомендовали себя и в нашей стране, смогут выполнить задачу, о которой давно говорят, а именно объединить потенциал среднего профессионального образования (СПО), высшей школы и промышленности для подготовки спе¬циалистов, которые нужны на производстве. Без связи с вузами тяжело готовить кадры по профессиям с новыми компетенциями, к которым предъявляют совершенно другие требования. Методики WorldSkills позволяют объективно оценить практическую квалификацию специалиста. А поскольку все компетенции этой системы являются сквозными, т. е. общими для вузов, СПО и промышленности, и все они исходят из потребностей рынка, то это позволит готовить специалистов, которые действительно нужны рынку сегодня.

— Какие именно методики и стандарты WorldSkills, по вашему мнению, необходимо внедрять в отечественную систему образования?
— Какую цель вообще ставит перед собой WorldSkills? Это повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации рабочих профессий, их популяризация путем проведения международных соревнований, проводимых с 1953 года. Наша страна участвует в них только в шестой раз. Методика WorldSkills по большому счету является стандартизированным и унифицированным механизмом оценки квалификации с использованием соревновательного подхода. Чем-то это напоминает методику практического экзамена, которая существовала в советское время, но значительно более формализованную, в которой учитывается множество нюансов. Соревновательные механизмы внедряются в среднем профессиональном образовании и очень успешно функционируют. Совершенно очевидно, что их можно внедрять и в высшую школу как элемент контроля успеваемости по итогам практических курсов. Кроме того, все крупные госкорпорации свои внутренние чемпионаты проводят также по стандартам WorldSkills, потому что они видят эффективность этих соревновательных методик. Вузам такие методики, безусловно, тоже помогут достичь высоких результатов в образовательном процессе. Более того, примерно в тридцати высших учебных заведениях нашего города существуют направления подготовки среднего профес¬сионального образования. Именно поэтому мы задались целью и сумели включить сегмент высшего образования в региональный ¬координационный центр (РКЦ) WorldSkills в Санкт-Петербурге. Высшая школа теперь представлена в РКЦ ГУАПом, ставшим оператором СПО в высшей школе в оргкомитете EuroSkills. Наша задача — объединить все СПО, которые входят в высшие учебные заведения (и не только нашего города), и отвечать за те компетенции, которые соз-даются средним профессиональным образованием в высшей школе. Мы рассчитываем, что именно Санкт-Петербург станет первым городом, который сделает участие СПО высшей школы России отдельным направле¬нием в движении EuroSkills.

— Если говорить о так называемых компетенциях будущего и новых высокотехнологичных профессиях, то какой специалист будет востребован завтра? Какие современные компетенции WorldSkills были созданы при участии ГУАП?
— В нескольких странах, в том числе в России, проводился анализ изменений рынка труда, и видно, что в силу повышающейся автоматизации и роботизации постепенно уходят профессии, которые требуют средней или низкой квалификации. Они становятся невостребованными, потому что то, что раньше делал человек, теперь может выполнять машина. Особенно ярко это видно на офисных задачах: автоматические системы обзвона или ответа на звонки уже стали частью нашей жизни. В области системного администрирования это тоже заметно — количество системных администраторов сокращается, но требования к их квалификации повышаются. К примеру, в нашем вузе 15 тысяч студентов, полторы тысячи сотрудников, три кампуса, три общежития, сложная территориально распределенная сеть, которая включает тысячи компьютеров и сотни коммутаторов и маршрутизаторов, но ее обслуживает один системный администратор, квалификация которого позво¬ляет автоматизировать процесс мониторинга этой сети. Такая же ситуация складывается и на производстве: современные станки с числовым программным управлением и роботизированные линии заменяют сотни людей. Рабочие не нужны в таком количестве, в котором требовались раньше, сегодня нужен высокопрофессиональный инженер, который сможет смонтировать линию, запустить процесс, выявить неисправности и пригласить обслуживающую команду. В России Агентством стратегических инициатив был составлен атлас новых профессий, где говорится, какие из них — умирающие, а какие будут ак¬туальны через несколько лет. С этим связана инициатива FutureSkills — новых компетенций, которые объединяют все передовые навыки и умения для специалистов, востребованных сейчас и в ближайшем будущем, но которых пока никто не готовит. В пример можно привести специалистов по облачным технологиям. Это гигантский пул технологий. Сегодня даже нет терминов, которые опишут специалистов по этим направлениям. Спрос на рынке значительно превышает предложение. Подобных компетенций в движении WorldSkills сейчас несколько десятков — инженерия космических систем, квантовые технологии и др. Для того, чтобы будущий специалист разбирался в новых технологиях, применяемых на производстве, он должен уже в процессе обучения четко понимать и знать, с чем ему предстоит работать в будущем. Соответственно, надо включать в учебный план технологического партнера, который научит будущего специалиста ориентироваться в новых технологиях, уже применяемых или разрабатываемых в той или иной индустрии. В ГУАП сегодня развиваются пять новых университетских компетенций, по каждой из которых мы работаем с технологическими партнерами: «Интернет вещей» (технологические партнеры — PTC (ThingsWorx), Intel, National Instruments, DellEMC, ЦК НТИ); «Организация эффективного производства» (технологический партнер — Fanuc); «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» (технологические партнеры — InfoWatch (с 2017 г.), Инфотекс (с 2019 г.), Group-IB (c 2019 г.), ГК Рос¬атом); «Инженерия космических систем» (технологический партнер — ГК Роскосмос), «Интернет маркетинг». Также мы развиваем несколько компетенций, которые не относятся к FutureSkills, — это, например, «Мобильная робототехника» и «Программные решения для бизнеса». Всего же в ГУАП развивается 11 компетенций WorldSkills и FutureSkills. В отношении компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» я хотела бы подчеркнуть, что она у нас развивалась вообще с нуля и буквально за несколько лет стала более чем востребованной. Создана профессиональная база, укомплектован профессорско-преподавательский состав, открыты лаборатории, есть студенты и выпускники. Мы по праву гордимся тем фактом, что к этой компетенции существует огромный интерес со стороны Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, заказчиков, работодателей.

— Наша страна впервые выиграла право на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 г. в Казани. Мы знаем, что ваш вуз принимает участие в оценке готовности этого города к чемпионату. Как вы оцениваете эту готовность?
— Готовность Казани почти 100%-ная. Представитель ГУАП по линии компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» ездил туда на Competition Preparation Day — мероприятие, посвященное оценке готовности площадки, где будет проводиться чемпионат. Там были и руководство WorldSkills Russia, и руководство WorldSkills International. В Казани спе¬циально для этого мероприятия по¬строено выставочное пространство «Казань Экспо». Оно находится рядом с аэропортом, с хорошей логистикой, прямой железнодорожной веткой до города. С точки зрения гостиниц всё тоже налажено, так как здесь не раз проводились универсиады и другие соревнования. И, самое главное, Казань готова с точки зрения профессионального мастерства. Татарстан участвовал в WorldSkills с самого начала, с 2012 г. Здесь методики WorldSkills активно применяются в обучении, есть несколько межрегиональных центров по целому ряду компетенций, вузы и колледжи не первый год используют эти технологии.

— В структуре вуза работает юношеская аэрокосмическая школа высоких технологий «Авионика» — много ли желающих в ней обучаться?
— Ежегодный набор в школу соста¬вляет порядка 20 ребят, школьников, которые хотят обучаться технологиям аэрокосмической отрасли. На первый взгляд эта цифра кажется не очень большой, но надо учесть, что «Авионика» существует уже 11 лет, а это значит, что за эти годы обучение здесь прошли более 200 человек. Кроме того, я хотела бы отметить, что обучение в этой школе рассчитано на тех, кто потом готов стать нашими студентами. В течение года ребята бесплатно ¬обучаются в свободном графике на нашем лабораторном оборудовании, т. е. это не теоретическое, а практическое обучение. С ними работают университетские преподаватели, они ездят на экскурсии на реальные промышленные предприятия, то есть это достаточно серьезная работа, и тут сложно говорить о каком-то «поточном» обучении. А также нельзя не сказать, что это лишь часть той профориентационной работы, работы по популяризации инженерного образования, которую у нас ведут все технические институты. Так, например, в составе Института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике работает малый факультет, где обучаются школьники 9–11-х классов, а при Институте фундаментальной подготовки и технологических инноваций открыта Школа инновационных технологий «ОРИОН». Что касается школы ¬«Авионика», то я хотела бы также отметить, что она активно участвует в развитии в Петербурге и в целом в стране такого популярного сейчас молодежного научно-творческого движения, как CANSAT. Для непосвященных поясню, что речь идет о создании малых спутников, ведь само название CANSAT переводится как «спутник в банке». Благодаря участию в этом движении школьники получают опыт в области создания спутников, глубокие знания об их работе, об использовании ракет-носителей, знакомятся с полным циклом создания, запуска и работы спутника. И всё это под руководством опытных специалистов, без которых было бы невозможно решить огромный спектр задач по созданию пусть и маленького, но полноценного спутника. Движение CANSAT пришло к нам с Запада, и сейчас, в силу сложившейся международной обстановки есть определенные проблемы, но, несмотря ни на что, наши участники переключились на решение задач внутри страны и сейчас, например, ребята трудятся над приборами для отечественной космонавтики.

— ГУАП является одним из организаторов Всероссийского патриотического форума космонавтики и авиации «КосмоСтарт»: на какую аудиторию он рассчитан и с какой целью проводится?
— Хотелось бы внести корректировку — ГУАП является не «одним из», а ключевым организатором форума «КосмоСтарт»: самый первый форум прошел три года назад целиком и полностью на нашей площадке исключительно на средства университета. Основная аудитория форума — студенты профильных вузов и школьники, которые еще только хотят связать свою жизнь с аэрокосмической отраслью, будущие инженеры, специалисты в других областях жизнедеятельности, так или иначе связанных с авиацией и космонавтикой. Основная наша задача — популяризация инженерного образования, привлечение молодежи, передача ей того огромного опыта, который накоплен в нашей стране, который имеют наши ученые, специалисты аэрокосмической отрасли. Мы хотим зажечь молодежь идеей освоения космического пространства! Самое важное мероприятие форума, постоянно вызывающее бурю восторгов и неподдельных эмоций, — ¬сеанс «прямой связи» с МКС, беседа с одним или несколькими представителями российского сегмента станции.
Вместе с тем не менее важная часть аудитории «КосмоСтарта» — это как раз те самые специалисты в области авиации и космонавтики. Как нам стало понятно по опыту проведения первых трех форумов, они тоже испытывают недостаток общения, им тоже нужна площадка для дискуссии, завязывания контактов. Когда-то на ¬авиацию и космонавтику сообща трудились сотни тысяч людей, сотни предприятий, а сейчас многие современные проблемы этой отрасли в нашей стране объяс¬няются разобщенностью ключевых предприятий отрасли. Именно поэтому мы готовы сделать форум «КосмоСтарт» не только местом для общения молодежи, но и площадкой, которая поможет устанавливать связи между различными предприятиями, органами власти, научными и учебными заведениями нашей страны и всего мира. И мы бы очень хотели выделить в рамках форума целый день для такого общения — это могло бы стать «изюминкой» следующего «КосмоСтарта». Эта идея кажется нам правильной. Еще одна перспектива развития форума «КосмоСтарт» — обмен опытом с зарубежными партнерами, поскольку сейчас мы находимся на этапе, когда ни одна страна мира уже не способна самостоятельно осваивать космическое пространство. Это задача всего человечества, которая требует объединения усилий специалистов и компаний по всей планете.
«КосмоСтарт» всегда посвящен важным датам, связанным с отечественным освоением космоса. Следующий форум мы решили приурочить к 85-летию со дня рождения первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

— Расскажите, пожалуйста, о работе Инженерной школы ГУАП и промышленных партнерах, с которыми она сотрудничает.
— Инженерная школа представляет собой университетское структурное подразделение с наличием собственного помещения и всей необходимой инфраструктуры. Рост компетенций строится на базе трех институтов: Института информационных систем и защиты информации, Института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике и Института -аэрокосмических приборов и систем. Среди наиболее важных задач Инженерной школы следует отметить интеграцию промышленности, науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных инженерных кадров всех уровней. Немаловажно и внедрение новой модели магистерской подготовки на основе подходов CDIO, PBL (PDP) и Learning Factory, а также развитие научно-инновационной деятельности в тесном контакте с ведущими технологическими компаниями. Ядром инженерной магистратуры является внедрение обучающихся в процесс проектирования, создания и управления полным жизненным циклом сложных технологических продуктов. ¬Обучение проходит по четырем основным направлениям: интернет вещей, защищенные киберфизические системы, робототехника и микроспутники. Образовательная деятельность включает в себя лек¬ционные и практические занятия, научно-исследовательскую работу и построена по стандартам CDIO. На выходе выпускники должны быть готовы к комплексной инженерной деятельности: планировать, проектировать, производить и применять инженерные объекты, процессы и системы в современной среде, основанной на командной работе специалистов, а также участвовать в реализации инженерных процессов, вносить вклад в развитие инженерных продуктов и применять свои навыки при работе в производственной компании. Обучение в Инженерной школе осуществляется силами профессорско-преподавательского состава ГУАП, приглашенных экспертов и технологических партнеров, которые становятся инициаторами проектов в практической части. Технологическим партнером может являться промышленное предприятие, ассоциация или кластер, специализирующиеся в одном из направлений Инженерной школы. Индустриальные партнеры выступают в качестве спонсоров, экспертов и селекционеров проектов, а также консультантов в вопросе содержания образовательных программ.
Если говорить о планах развития вуза, то в ближайшее время будут открыты три новые лаборатории. Одна из них, связанная с созданием беспилотников, уже почти готова к запуску, набор туда пройдет в сентябре. В Инженерной школе направление беспилотников хорошо развито, оно отвечает запросам времени. Сейчас надо разрабатывать параметры и стандарты, которых до сих пор нет в отношении беспилотников, как нет и профессиональных стандартов для их операторов. Мы готовы взяться за их разработку. Две другие лаборатории предназначены для визуализации и разработок, связанных с искусственным интеллектом, и откроются в ближайшие два-три года.

— Одно из подразделений Инженерной школы — открытая лаборатория технического творчества «Инженерный гараж», среди целей работы которой заявлена в том числе активизация самостоятельной творческой и научной деятельности студентов. Почему эти виды деятельности следует развивать одновременно? Как наука и творчество сосуществуют в инженерной работе?

— Здесь можно говорить о самых разных аспектах. Начнем с того, что каждый человек — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Правильно организованное техническое творчество студентов позволяет удовлетворить эту заинтересованность и включить новое поколение в полезную практическую деятельность. Инженер, который не занимается творчеством, просто не может получать удовольствие от своей работы! Техническое творчество — вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов, технических средств, образующих искусственное окружение человека — техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Это направление деятельности имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся инду-стриальном обществе. Главной целью открытой лаборатории технического творчества «Инженерный гараж ГУАП» остается возможность применения теоретических знаний, полученных учащимися, на практике, что, в свою очередь, способствует правильному восприятию получаемой информации и приобретению необходимых компетенций. Во время участия в разработке и реализации проектов группы ребят не обязаны делать всё по шаблону, т. е. написанной многие годы назад методике, они проводят определенного рода эксперименты по всем направлениям ¬деятельности: механика и конструирование, электроника и электротехника, разработка ПО. Студенты вносят свой вклад в проект, высказывая собственное мнение, аргументируя его не только полученными теоретическими знаниями, но и с точки зрения опыта, приобретенного ранее или же приобретаемого здесь и сейчас. Все проекты, реализуемые на базе Инженерного гаража, находят применение в современном мире и остаются актуальными в постоянно развивающемся современном мире. Кроме того, результат деятельности Инженерного гаража виден практически сразу. Ведь это не только начало активной научной работы со студентами, но и то, что напрямую влияет на имидж вуза. В данном случае развитие студенческой научной деятельности в акселераторе дает возможность университету представлять себя на различных конкурсах, выставках и фестивалях. Наука и творчество не просто «соседствуют» в инженерной работе, но уже являются системой — одно неотделимо от другого.
Коллаборация студентов разных направлений подготовки, вооруженных не только полученными знаниями, но и собственным видением происходящего и создаваемого продукта, показывает действительно высокие результаты. Еще один аспект, которым нельзя пренебрегать в современном инженерном образовании, — всё больший отход от жесткой специализации в области познания. И именно поэтому мы готовы идти гораздо дальше. Так, в планах ГУАП на этот год, а вернее даже на ближайшие несколько месяцев, — создание совершенно уникального для нашего города центра коллаборации науки и творчества. Мы уже запустили реализацию программы «Экология + Искусство», которая направлена на поиск средств визуализации и привлечения внимания общественности к ключевым проблемам экологии городской среды. Мы хотим объединить молодых ученых-экологов и художников и готовы создать для них специальную площадку на базе нашего университета — новое культурное пространство, работа которого будет способствовать развитию сегмента креативных индустрий, формированию комьюнити, встроенного в пространство исторического центра и разделяющего идею бережного развития городской среды.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0fIxt


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник