Образовательные кластеры как фактор развития малых городов

Фото: Пресс-служба компании «GS Group»

Фото: Пресс-служба компании «GS Group»

12 Августа 2019

Образовательные кластеры как фактор развития малых городов

Тематикой Летней школы «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий», которую НИУ ВШЭ (национальный исследовательский университет Высшая школа экономики) традиционно проводит совместно с холдингом GS Group и Балтийским федеральным университетом (БФУ) им. И. Канта в инновационном кластере «Технополис GS», в этом году стало исследование влияния на развитие территорий образовательного комплекса. 

По завершению работы Летней школы организаторы ожидают увидеть социально-пространственную концепцию развития территории «Технополиса GS» с учетом преимуществ, которые может дать строящийся здесь университетский кампус.

В ходе летней школы студенты познакомятся с прикладными методами анализа, которые они смогут применить, к примеру, в анализе социальных сетей и публикаций в масс-медиа для изучения восприятия жителями города Гусев пространства «Технополис GS», их удовлетворенности от проживания и соседства. С помощью геоинформационных технологий участники школы смогут провести пространственный анализ городской территории. Отдельная группа студентов будет разрабатывать предложения по брендингу территории, искать новые идентичности Гусева и «Технополиса GS», формировать интегрированное видение развития территории. Основными задачами этой группы станут изучение тенденций развития сопоставимых территорий, особенностей функционирования и развития инфраструктуры, ее закономерностей и узких мест, и, наконец, итоговое формирование предложений по улучшению всех этих направлений.

По словам руководителя Летней школы, заместителя декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Плисецкого, в России есть примеры Сколково под Москвой и Иннополиса в Казани, которые показывают, как такие проекты реализуются (создание университетских образовательных кампусов) с нуля. «В то же время опыт Иннополиса показал, что при огромных инвестициях в развитие инфраструктуры, постройку учебных корпусов, домов для преподавателей, без продуманной концепции развития самой территории, ее инфраструктуры и наполнения теряются важные возможности для тех, кто туда приезжает работать, а также местных жителей. Уникальность Гусева как образовательного кластера мы сможем увидеть через 2-3 года функционирования кампуса, но тот факт, что в концепции создания инновационного кластера «Технополис GS» было изначально предусмотрено формирование нового качества городской жизни, а также важность интеграции новой территории Гусева в историческую ткань города, чтобы работники и их семьи и местные сообщества Гусева положительно восприняли друг друга и взаимодействовали» — добавил эксперт.

SummerSchool GS 1
«Для нас очень важны и интересны наблюдения и решения участников Летней школы. Тот факт, что проводится многомерное исследование идентичности Гусева, как исторически сложившихся территорий, так и новообразовавшихся при участии инновационного кластера, позволит нам по-новому взглянуть на развитие этих территорий, мониторить практически в режиме онлайн результаты взаимного влияния города и кластера, видеть ниши и лакуны, освоение которых позволило бы нам в большей степени привлечь местных жителей в жизнь “Технополиса GS”», — рассказала руководитель образовательных проектов GS Group Светлана Кузьмицкая.

В этом году участниками Летней школы стали 24 студента — из НИУ ВШЭ, БФУ им. И. Канта, РАНХиГС при Президенте РФ, Уральского Федерального Университета и Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. Работа продлится до 16 августа. Главное отличие летних школ, которые проводятся в «Технополиса GS», по оценке организаторов, в их сильной проектной составляющей. В 2017 году главной целью участников школы школа стала разработка предложений локальных проектов по изменению городской среды с учетом новых тенденций в области городского развития. Тематику второй школы составляли технологические решения. Все предлагаемые проекты в той или иной степени были связаны с техническими решениями, например, проект «умная ферма» или специальное мобильное приложение для жителей Гусева. В этом году работа Летней школы носит комплексный характер, она связана с изучением территории и результатом должны стать предложения новых направлений для ее развития.

SummerSchool GS 3
К деятельности школы неформальный интерес проявляет и городская администрация города Гусев, ряд проектов, предлагаемых студентами, с разной степенью детализации либо были реализованы, либо находятся в дальнейшей разработке. Одним из таких проектов стало мобильное приложение туристического квеста по Гусеву. Еще одно мобильное приложение представляет собой городскую социальную сеть, в которой жители города отмечают свои мероприятия и объединяются по интересам.

Опыт синергии г. Гусева и «Технополиса GS» был уже проанализирован Советом по развитию малых территорий и получил рекомендацию в качестве модельного кейса «инновационного малого города» для включения в целевую государственную программу «Цифровая экономика» и дальнейшего масштабирования.

Летняя школа НИУ ВШЭ — GS Group — БФУ им. И. Канта «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» проводится под эгидой Программы ООН по населенным пунктам в Российской Федерации (ООН-Хабитат).
Источник:  Пресс-служба компании «GS Group»
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CBDQi


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник