Научный потенциал первого транспортного

Фото: ПГУПС

Фото: ПГУПС

14 Января 2020

Научный потенциал первого транспортного

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) является ведущим научным центром в своей сфере. Специалисты университета занимаются прикладными исследованиями в области железнодорожного транспорта, промышленного и гражданского строительства, экономики транспорта, экологической безопасности и других. В 2018 г. объем выполненных хоздоговорных научно-исследовательских работ, приходящийся на одного научно-педагогического работника ПГУПС, превысил 1,5 млн рублей и является одним из самых высоких в России.

Более 30 научных школ, функционирующих на базе ПГУПС, занимаются приоритетными научными направлениями, такими как:
— проблемы и пути совершенствования высокоскоростного железнодорожного транспорта, в том числе разработка стандартов и модернизация нормативной базы, научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей (ВСМ);
— развитие магнитолевитационной технологии и применение данной технологии в транспортном строительстве;
— регулирование движения поездов, передовые системы и средства для управления технологическими процессами;
— инновационные методы технического обслуживания автоматики, телемеханики и связи на железной дороге;
— техносферная и экологическая безопасность, сертификация предприятий по условиям труда, безопасность транспортной экосистемы;
— профессиональный психологический отбор работников железнодорожного транспорта;
— информационная безопасность;
— разработка, проектирование, совершенствование подвижного состава, в том числе на основе асинхронного привода;
— системы водоснабжения на железнодорожном транспорте и др.
С 2019 г. в университете начал свою деятельность научно-образовательный центр «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте» (НОЦ «Интехтранс»), основными задачами которого являются создание и внедрение прорывных инновационных технологий в области железнодорожного транспорта, а также подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Всё это способствует реализации задач, сформулированных в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г., Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 г. и др.
Важным и действенным способом популяризации научно-технической деятельности является проведение тематических конференций, симпозиумов и семинаров. В ПГУПС ежегодно проводятся такие крупные международные конференции, как «Транспортная геотехника и геоэкология», «Развитие инфраструктуры и логистических технологий в транспортных системах» (РИЛТТРАНС), «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (ТЭБТРАНС), международный симпозиум «ELTRANS». Впервые в России в сентябре 2018 г. на базе университета была проведена XXIV Международная конференция Maglev-2018, в которой приняли участие более 450 человек из 22 стран мира. Все они, и сотрудники вуза в том числе, в течение трех дней общались между собой на английском языке, и проблем с пониманием не возникало. Большой научный интерес в 2018 г. вызвала также научно-практическая конференция «Северный широтный ход: современные вызовы, механизмы реализации и перспективы».
Уже более двух столетий ученые университета занимаются передовыми исследованиями и разработками, многие из которых опережали и опережают свое время. Верные принципам и стандартам, заложенным профессорами прошлых веков, ученые ПГУПС и сегодня занимаются разработкой инновационных технологий, например магнитной левитацией. Впервые в мире в стенах вуза разработана и изготовлена полномасштабная модель грузовой магнитолевитационной транспортной платформы грузоподъемностью 38 т. Для развития технологий магнитной левитации и кооперации возможностей науки и промышленности на базе ПГУПС создан научно-образовательный инженерный кластер «РосМаглев». В состав Международного совета по магнитной левитации (Тhe International Maglev Board) в качестве 15-го члена была включена Российская Федерация в лице сотрудника ПГУПС.
Активно развивается направление по проектированию инновационного подвижного состава. Ученые университета разработали и внедрили в производство новые вагонные тележки для грузового подвижного состава с увеличенной нагрузкой на ось. Успешным оказался и проект тензометрической колесной пары, позволяющей контролировать параметры взаимодействия «колесо — рельс». Сейчас эта система успешно применяется на практике.
Специалисты ПГУПС в течение последних лет ведут научно-методологическое сопровождение ключевых инвестиционных проектов по развитию железнодорожной сети Российской Федерации, в том числе модернизации БАМа и Транссиба, развитию Московского транспортного узла, Крымской железной дороги, подходов к портам Азово-Черноморского, Балтийского бассейнов и др. 
Начиная с 2018 г. университет работает в качестве технического эксперта по исполнению концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта участка Северного широтного хода «Обская — Салехард — Надым».
Научные разработки ПГУПС характеризуются широким спектром направлений.
Его ученые активно участвуют в проектах высокоскоростного железнодорожного движения в России. Одной из значимых работ университета стала разработка специальных технических условий для проектирования и строительства ВСМ с максимальной скоростью до 400 км/ч. 
ПГУПС многие годы плодотворно сотрудничает с Госкорпорацией «Роскосмос». На космодроме «Байконур» сотрудниками вуза был проведен анализ состояния железнодорожной инфраструктуры космодрома, выявлены аварийно-опасные участки, разработаны проекты восстановления и ремонта путей транспортировки ракетно-космических носителей. С начала строительства космодрома «Восточный» ПГУПС принимает активное участие в ведомственном надзоре за строительством железнодорожного хозяйства и техническом контроле за подготовкой к сдаче в эксплуатацию железнодорожных участков космодрома. 
Ежегодно около 45 % общего объема научно-исследовательских работ университета выполняется в рамках взаимодействия с предприятиями Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Один из основных партнеров ПГУПС — ГУП «Петербургский метрополитен». Центр компьютерных железнодорожных технологий вуза установил комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления на более чем 10 станциях метрополитена. Сотрудниками центра внедрены новые системы микропроцессорной централизации МПЦ-МПК на вновь введенных к чемпионату мира по футболу 2018 г. станциях «Беговая» и «Новокрестовская» в Санкт-Петербурге, разработано и внедрено программное обеспечение для тренажерного комплекса по управлению движением поездов с имитацией автоматизированных рабочих мест дежурных по станциям, выполнен целый ряд других работ. 
Сотрудники кафедр и лабораторий университета занимаются мониторингом различных транспортных и гражданских строительных объектов — гидроэлектростанций, мостов и тоннелей практически на всей территории Российской Федерации.
На протяжении нескольких лет вуз остается одним из лидеров среди вузов и отраслевых НИИ по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, сотрудники ПГУПС получают 70−80 патентов на изобретения и полезные модели. 
Университет активно участвует в международных проектах, в том числе в проведении научных исследований в области сейсмостойкости мостов совместно с Китайским нефтяным университетом, в проекте KOLARCTIC (ARINKA), в европейской программе Erasmus+ совместно с университетами ЕС и Казахстана.
Университет принимал участие в крупном проекте по созданию нормативных документов железных дорог для Эфиопской железнодорожной корпорации. Целью проекта стала разработка правил технической эксплуатации, стандартов, инструкций и технических условий проектирования и строительства железнодорожной инфраструктуры в соответствии с мировыми стандартами и местными условиями этой страны. 
Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из неотъемлемых элементов подготовки высококачественных специалистов. В университете существует Студенческое научное общество для мотивации научной деятельности обучающихся, их участия в фундаментальных и прикладных исследованиях и творческого развития. 
В ноябре 2019 г. в Музее ПГУПС состоялось торжественное открытие зала, посвященного студенческой науке, в котором представлены действующие модели и макеты, изготовленные студентами — победителями конкурсов различного уровня. 
Основные и наиболее интересные научные разработки ученых университета вводятся в учебный процесс. Лаборатории ПГУПС оснащены современной учебно-лабораторной базой, основанной как раз на них. 
Опыт, накопленный научно-педагогическим коллективом ПГУПС, по-прежнему используется для решения приоритетных задач транспортной и строительной отраслей.

Т. С. ТИТОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (154) ДЕКАБРЬ 2019. СПЕЦВЫПУСК
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~EKUrn


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник