Мы сторонники технологического суверенитета - Информационный портал

Мы сторонники технологического суверенитета

29 Декабря 2022

Мы сторонники технологического суверенитета

Интервью с доктором фармацевтических наук, профессором ректором Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) Игорем Анатольевичем Наркевичем.

— Игорь Анатольевич, хотелось бы начать с волнующей общество темы. Как прошла для вуза мобилизационная кампания?
— Спокойно. Без проблем. Всё нормально и по плану.

— Сейчас активно обсуждается восстановление военных кафедр в высших учебных учреждениях. Есть ли в возглавляемом вами университете такая кафедра?
— В нашем Университете нет военной кафедры. Перспективы ее создания напрямую связаны с потребностями Вооруженных Сил в офицерах, сержантах и рядовых по военно-учетным специальностям, на которые могут претендовать наши выпускники. Когда потребность будет ясна, мы создадим такую кафедру.

— Как сказывается на деятельности вуза международная обстановка? Прервались ли связи между коллегами, контакты с поставщиками, например, оборудования для GMP-тренинг-центра?
— Прервались контакты со странами Европейского союза, например, наши финские коллеги, к сожалению, прислали уведомление, что в связи с решением руководства они приостанавливают сотрудничество с нами. О приостановке академического членства Университет уведомила Всемирная фармацевтическая федерация (FIP). В то же время активно развиваются отношения с Узбекистаном, Казахстаном, Белоруссией, Китаем. Планируем участие китайских коллег в наших конференциях в следующем году, поэтому где-то меньше контактов стало, где-то больше, но все они полезны. Потеря контактов для нас не критична, мы не настолько завязаны на европейской лабораторной инфраструктуре, их научных школах. У нас всё свое, это позволяет реализовывать научные направления, развивающиеся в вузе, за счет собственных сил и средств. Мы всегда открыты к сотрудничеству. Если те же европейские коллеги захотят возобновить сотрудничество, мы готовы рассматривать предложения. Будет, конечно, тяжелее заново восстанавливать профессиональные связи, но ничего страшного.
Что касается GMP-тренинг-центра, пока мы не испытываем проблем с запчастями и комплектующими для иностранного оборудования. Чаще возникают логистические проблемы: увеличиваются сроки поставок, наблюдается рост цен, где-то приходится заменять приборы и аппараты с европейских на китайские или индийские, но это не катастрофа. Санкции как таковые не оказали на нас серьезного негативного эффекта.
При этом у нас выполнен плановый набор иностранных студентов, поступили более 100 человек из стран дальнего зарубежья, наших традиционных партнеров — Марокко, Алжира, Туниса, экваториальной Африки. Несмотря на все политические события, отсутствие прямого авиасообщения, студенты и их родители доверяют университету, Санкт-Петербургу, нашей стране.

— Какие задачи в новых экономических условиях ставят перед вузом государство, регуляторы, фармацевтическая отрасль, в том числе для импортозамещения не только технологий, но и специалистов?
— Мы сторонники не столько импортозамещения, сколько технологического суверенитета. В этом году изменилось отношение бизнеса и органов власти к высшей школе. Идет активное общение между сторонами с целью поиска инженерных, научно-исследовательских, продуктовых и других решений, чтобы заместить процессы и продукты, с применением которых возникли трудности. В этом году Министерство здравоохранения РФ приняло федеральный проект «Медицинская наука для человека», в рамках которого вузу выделено финансирование на клинические исследования лекарственных препаратов, разработанных в университете в рамках программы «Фарма-2020».
Буквально на прошлой неделе мы получили разрешение на проведение клинических исследований препарата для лечения алкогольной и жировой болезни печени, ждем разрешений еще на два препарата: это нейропротектор и средство для лечения ишемической болезни сердца. В следующем году планируется полномасштабное проведение первой фазы клинических исследований (этим займется специальная контрактная организация на базе лечебных учреждений с соответствующей лицензией) для оценки их безопасности и эффективности. При помощи Министерства здравоохранения РФ ищем бизнес-партнеров, которые эти препараты могли бы в дальнейшем выпускать.
Процесс этот не быстрый, при самом хорошем раскладе от начала разработки лекарства до выхода его на рынок уходит минимум 10 лет. Для нас это очень успешная история, победа, это как для технического вуза выпуск прототипа автомобиля или самолета.
В 2022 году у нас увеличились объемы научно-исследовательской работы, выросло количество обращений российских компаний по разработке тех или иных лекарственных препаратов или их лекарственных форм, отдельных процессов. Это связано с ограничением доступа компаний к зарубежным структурам, прежним закупкам. Сегодня проще заказать работы в России.
Наш коллектив активно трудится и развивается, дополняя образовательный аспект научным. Это позволяет вовлечь в науку больше студентов, магистров, аспирантов, преподавателей, что делает образовательный процесс более интересным и содержательным.
Видим позитивные изменения и в городской образовательной политике. Например, в 2022 году два наших коллектива получили премии правительства Санкт-Петербурга в области образования (одна команда — совместно с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом вакцин и сывороток — за подготовку кадров в области воспроизводства вакцин, другая — во главе с заведующим кафедрой физиологии и патологии Александром Тюкавиным — за учебник по физиологии). Увеличилось количество премий от правительства города молодым ученым, студентам, аспирантам, стало больше студентов, участвующих в программах «Умник». В городской повестке всё активнее рассматривают вузы как важную экономическую составляющую Петербурга. Благодаря содействию Комитета по науке и высшей школе и аппарата вице-¬губернатора Владимира Княгинина у нас состоялось несколько встреч с представителями крупного бизнеса, которые хотят развивать химию («Татнефть», АФК «Система» и другие), для обсуждения возможных направлений сотрудничества. На базе Корпоративного университета Санкт-Петербурга 12 наших молодых преподавателей прошли интенсивный курс по стратегическому планированию. Команда создала проект «Умные химико-фармацевтические производства». Стало активнее взаимодействие с университетами города. Например, развивается сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) в рамках реализации проекта «Приоритет 2030».

— В конце года обычно подводят итоги. Какие бы достижения вы назвали основными для университета?
— СПХФУ развивает портфель образовательных программ, готовя кадры для фармотрасли. Мы получили международное признание качества образования в университете. На заседании Национального аккредитационного совета под председательством академика Российской академии образования Виктора Болотова образовательные программы университета получили международную и профессионально-общественную аккредитацию. Образовательные программы фармацевтического факультета и факультета промышленной технологии лекарств СПХФУ в области фармации, химической технологии, химии и биотехнологии признаны полностью соответствующими критериям и требованиям международных стандартов ENQA (Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании) и требованиям ведущих представителей фармацевтической отрасли.
Образовательные программы СПХФУ вошли в базу данных DEQAR (Database of External Quality Assurance Results) — это реестр программ и вузов, аккредитованных признанными на европейском уровне аккредитационными агентствами. Цель DEQAR в том, чтобы шире информировать общественность на международном, европейском и национальном уровнях об аккредитационных агентствах, признанных за рубежом, и, самое главное, о тех решениях, которые они принимают. Образовательные программы, прошедшие аккредитацию в Нацаккредцентре, вносятся в европейскую базу данных DEQAR. Это способствует повышению конкурентоспособности вузов, развитию академической мобильности и привлечению европейских абитуриентов в российские вузы.
В 2022 году проект СПХФУ Универсальный образовательный модуль «Обеспечение качества медицинских изделий и фармацевтических товаров» получил отраслевую премию сообщества SCM Pharm за вклад в развитие фармацевтической логистики и качества в номинации «Обучающий проект». Премия была присуждена коллективу университета по результатам голосования более чем 260 отраслевых экспертов. Для обеспечения практической деятельности обучающихся используется учебный склад, на базе кафедры медицинского и фармацевтического товароведения, открывшей в 2017 году уникальную программу подготовки кадров для экспертного сопровождения медико-технологической отрасли, аналогов которой нет в России.Основная задача склада — создать условия, приближенные к настоящим, когда необходимо профессиональное обеспечение качества лекарственных средств, медицинских изделий и фармацевтических товаров на этапах их хранения и транспортировки. Учебный склад помогает решать ситуационные задачи и тренировать практические навыки в области организации товародвижения, грузопереработки и хранения. Он оснащен специализированным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением для программирования датчиков холодовой цепи для транспортировки, к примеру, вакцин и других продуктов, требующих особых температурных режимов. На учебном складе размещена на хранение практически вся товарная номенклатура: лекарственные средства, хирургические инструменты и принадлежности, специализированные продукты питания, изделия для лабораторной диагностики и многое другое. На складе проходят обучение студенты фармацевтического факультета, эксперты-товароведы, а со следующего года мы запустим программу дополнительного профессионального образования для действующих сотрудников аптечных и не только организаций.
В 2022 году на базе СПХФУ создан Институт международных образовательных программ в целях развития экспорта образовательных услуг и академической мобильности. Стартовал прием на обучение на совместном с Ташкентским фармацевтическим институтом (ТашФИ) русско-узбекском факультете. Более 50 студентов ТашФИ начали обучение по образовательной программе по специальности «Фармация» на базе СПХФУ. С Казахстанским национальным медицинским университетом (КазНМУ) реализован проект виртуальной академической мобильности по курсу «Проектный менеджмент в фармации и основы стартап-проектирования». Курс успешно прошли свыше 60 студентов КазНМУ. В рамках виртуальной академической мобильности студенты из КазНМУ, ТашФИ, Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко прошли курс по фармацевтической косметологии. В 2023 году ожидаем более 30 студентов-бакалавров на очные программы академической мобильности по направлениям технологии лекарственных препаратов и косметических средств и не менее 200 – на программы виртуальной академической мобильности.
На пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ одобрены Рекомендации по согласованным подходам к формированию системы современного фармацевтического образования в государствах-участниках СНГ, разработанные рабочей группой научно-образовательного химико-фармацевтического кластера, координируемого СПХФУ. Это документ, аналогов которому в настоящее время на пространстве СНГ не имеется. Рекомендации составлены с учетом основополагающих принципов и условий развития фармацевтических наук и образования, сформулированных и транслируемых Международной фармацевтической федерацией в условиях глобализации, интенсивной смены технологий в области фармации и вектора на повышение качества лекарственного обеспечения населения. Рекомендации могут послужить основой для сближения систем подготовки фармацевтических кадров и взаимного признания их квалификаций в государствах-участниках СНГ.
В ноябре в СПХФУ прошел круглый стол, который был посвящен реализации бесшовной модели профориентации «школа — колледж — вуз — бизнес». Участниками встречи стали директора, представители администрации и педагоги-предметники из 14 общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга естественно-научного профиля, сотрудники профориентационного сектора вуза.
По итогам встречи было принято решение о проведении в январе 2023 года трехдневной Зимней интенсивной школы INNOФАРМА, где будет реализовано два трека — педагогический и организационно-управленческий (для директоров школ). Это связано в первую очередь с тем, что многие профильные школы (физика — химия — биология) получили городские гранты на закупку современного оборудования для выполнения школьниками исследовательских и проектных работ — у школ появляется материально-техническое обеспечение, позволяющее решать передовые учебные задачи. В рамках школы педагоги поближе познакомятся с отраслью, попробуют себя в роли студентов, решающих реальные учебно-исследовательские задачи в рамках мастерских, также будут даны блоки по проектированию профильных уроков «под ключ» и проектному управлению.
СПХФУ второй год подряд входит в рейтинг Forbes 100 лучших университетов России. Вузы оценивались по пяти метрикам: востребованность выпускников, качество нетворкинга, качество преподавания, международная репутация, фактор Forbes.

— Каковы приоритетные направления развития вуза в 2023 году?
— Продолжение развития научных исследований по перспективным направлениям для отраслей, обеспечивающих здоровьесбережение нации, это: фармацевтика (включая проведение клинических исследований собственных разработанных новых лекарственных препаратов), биотех, химтех, медтех, экология, аналитика и стандартизация высокотехнологичных продуктов («большие молекулы», специализированное питание (энтеральное, лечебное), БАД, минеральные воды и так далее). Мы фокусируемся на продолжении выстраивания механизма развития и накопления новых знаний о способах высокотехнологичной и наукоемкой деятельности и их трансфера в разных формах.
В 2023 году мы особое внимание уделим трансформации нашей образовательной модели, ориентированной на подготовку не только кадров, способных эксплуатировать критические технологии, но и высококлассных специалистов, которые готовы к ответу вызовы по созданию фармацевтических производств полного цикла. А это предполагает формирование у выпускников передовых компетенций: способности не только разработать новые технологии, но и внедрить их в производство, обеспечить масштабирование и трансфер технологий, проектирование новых технологических линий и организацию инновационных химических, биотехнологических и фармацевтических производств, эксплуатацию внедренных импортозамещающих технологий.
Фокус образовательных программ СПХФУ всех уровней сегодня – это подготовка: RnD лидеров, ведущих прорывные разработки и обеспечивающие их исследования, направленные на решение задач импортозамещения и достижения технологического превосходства отечественной фармацевтической и смежных отраслей; технологических лидеров в области масштабирования и трансфера инновационных фармацевтических технологий, проектирования, инжиниринга и организации научно-производственных фармацевтических площадок; системных лидеров, способных управлять полным циклом разработки и внедрением импортозамещающих фармацевтических технологий, обеспечивая эффективность RnD и технологического трансфера, соответствие проводимых исследований и разработок актуальной мировой и национальной повесткам.
И, как следствие, весь 2022 год мы активно готовились к запуску новых образовательных продуктов. СПХФУ получена лицензия на новые направления подготовки в области биотехнологии, биологии, химии и управления в технических системах. Так, с 2023 года мы существенно расширяем портфель образовательных программ — это новые специальности среднего профессионального образования (СПО) по профессиям лаборант и аппаратчик в биотехнологии; новые магистратуры (медицинская химия в области дизайна активных молекул-кандидатов; лекарственных средств), уникальная программа по биологии в области доклинических исследований и биомоделирования (в том числе создание клеточных моделей), менеджмент в области медицинского снабжения медицинских организаций; новые аспирантуры в области биологических и химических наук.
Но подготовка высококвалифицированных кадров невозможно без того, чтобы университеты не выстраивали тесное взаимодействие со школами. Как раз формирование партнерской сети в области профориентации и довузовской подготовки станет нашим приоритетом на ближайшую перспективу. Участниками партнерства станут школы, вузы, организации СПО и предприятия отрасли. Мы запускаем пилотный проект по созданию образовательной экосистемы с событийно насыщенной высокотехнологичной инновационной образовательной средой — Центра исследовательских и проектных компетенций педагогов и школьников на базе нашего университета.

— В этому году СПХФУ принял студентов из новых российских регионов?
— Наши коллеги из Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова пригласили к себе студентов из Херсонского государственного университета, где есть медицинский факультет и отделение провизоров на этом факультете. Врачи остались учиться в Первом меде, а будущие провизоры пришли к нам. Они зачислены на те курсы, на которых они учились до этого. Это пять студентов. Мы оказываем им необходимую материальную поддержку, обеспечили комплектом учебной литературы, отслеживаем, чтобы у них не было социальных, бытовых, финансовых проблем, чтобы они чувствовали себя в Санкт-Петербурге комфортно. Молодые люди пережили, конечно, определенный стресс, но мы постарались создать им нормальные условия для обучения.

— Ваши пожелания профессиональному сообществу в Новом году.
— Желаю прежде всего стабильности, предсказуемости, это самое главное в любом виде деятельности. Мирного неба, здоровья, удачи, достижения намеченных целей и благополучия!
Беседовала Анна ШАРАФАНОВИЧ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 10 (188) ДЕКАБРЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xKYYd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник