«Мы с оптимизмом смотрим на будущее всех наук о земле»

9 Августа 2018

«Мы с оптимизмом смотрим на будущее всех наук о земле»

Интервью с директором Института наук о Земле Санкт-Петербургского госу¬дарственного университета, вице-президентом Русского географического общества профессором Кириллом Валентиновичем Чистяковым.

— Уважаемый Кирилл Валентинович, поводом для нашей встречи стало 100-летие географического образования в России…
— Строго говоря, столетие географического образования нам предстоит отметить только в декабре — именно в этом месяце сто лет назад в Петрограде был образован Географический институт на базе существовавших к тому времени общественных инициатив, которые поддерживались государством по линии Департамента земледелия. В то время функционировал Докучаевский почвенный комитет, названный так в честь великого естествоиспытателя В. В. Докучаева. Этот комитет поддерживал различные исследования производительных сил страны и содействовал развитию образования в этой области, потому что на рубеже XIX и XX вв. стала очевидной необходимость точного учета всех ресурсов: минерально-сырьевых, природно-климатических, почвенных, растительных и т. д. А для этого требовались специалисты в области ботаники, почвоведения, водных ресурсов, экономической географии, этнографии. И таких специалистов надо было готовить. В 1916 г. при Докучаевском почвенном комитете начали работать Высшие географические курсы, которые возглавил А. И. Воейков, а после его смерти И. П. Толмачёв. Диплома о высшем образовании они не давали. Вообще, примерно с 1819 г. можно было получить ученую степень по географии, но географов-профессионалов не было, их не готовил ни один вуз. И только после возникновения общественного запроса, осознания того, что такого рода специалисты необходимы для развития страны, и последовавшего за этим открытия Высших географических курсов, привлекших большое количество слушателей, стали задумываться о том, чтобы создать какой-то самостоятельный учебный корпус, факультет или институт. Однако этому помешали Первая мировая война и революция. И только в 1918 г. нашим предшественникам хватило смелости и убежденности пойти к наркому А. В. Луначарскому с идеей об учреждении Географического института и получить его согласие. Декрет о создании института был опубликован в начале декабря 1918 г. В 1919 г. его первый директор И. Д. Лукашевич опубликовал бюллетень деятельности Географического института в Петрограде. В 1925 г. развернулась кампания по пересмотру результатов предыдущего периода деятельности советской власти, потому что в первые ее годы было создано много учреждений, часть из которых посчитали лишними. В их число попал и Географический институт. А. Е. Ферсман, ставший после И. Д. Лукашевича директором института и бывший им до 1925 г., привел институт в состав Ленинградского университета в качестве самостоятельного факультета, который в дальнейшем проходил сложные трансформации в составе университета. Со второй половины 30-х гг. географический и геологический факультеты существовали в университете параллельно друг другу. В 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) было решено собрать все эти специальности под крышей Института наук о Земле. В какой-то мере мы вернулись к истокам создания Географического института в 1918 году — именно тогда был период синтеза этого направления. Память о событиях столетней давности имеет не только мемориальное значение как дань уважения и благодарность нашим предшественникам. Этот опыт на современном этапе важен для понимания того, как создавать новые междисциплинарные проекты, новые лаборатории. Наука — как велосипед, который не может стоять на месте. Она постоянно должна стремиться к новым рубежам. Мы считаем, что их нужно достигать, привлекая весь арсенал современных высоких технологий и наводя мосты между естественниками, гуманитариями, технарями. Ведь проблемы, стоящие перед нашей страной и человечеством, не знают никаких рубрикаторов научных специальностей и являются всеобщими. Например, в Арктике невозможно разделить задачи гидрометеорологии, геологии, этнографии, антропологии, охраны природы, биораз¬нообразия, экологии. Нельзя строить трубопровод, если знаешь, что он разрушает пути миграции оленей, которые, в свою очередь, важны для существования коренных малочисленных народов. И такие примеры охватывают все стороны нашей жизни. Я горжусь тем, что почти все научные школы нашей страны, связанные с этой проблематикой, берут свое начало в Географическом институте в Петрограде. Группа его исследователей, занимавшаяся фундаментальными и прикладными научными разработками, в свое время переехала в Москву, ставшую к тому времени столицей, — так возник Институт географии Академии наук, который в этом году тоже отмечает столетие. Впоследствии из числа выпускников Географического института вышли выдающиеся исследователи, основоположники не просто научных школ, а целых научных учреждений. Например, его студентами были академик И. П. Герасимов, на протяжении долгого времени являвшийся директором Института географии Академии наук, академик К. К. Марков, возглавлявший географический факультет Московского государственного университета. Теперь это самое большое профильное географическое учебное и научное учреждение, наверное, не только в нашей стране, но и в мире. Институт наук о Земле старается сохранять то же разнообразие, которое было заложено в идею Географического института, создавать новые специальности, например экологические и геоинформационные. Мы с оптимизмом смотрим на будущее всех наук о Земле. В рамках празднования столетия географического образования в России уже прошел Большой географический фестиваль. В декабре со¬стоится сбор маститых ученых, которые приедут ради того, чтобы почтить память наших замечательных предшественников. Мы решили, что проведем его буквально накануне даты подписания Луначарским декрета о создании Географического института в Петрограде. В июне в Москве пройдет конференция Международного географического союза, который организует Институт географии РАН вместе с Русским географическим обществом, осенью будет отмечать свой 80-летний юбилей географический факультет МГУ.

— Президент В. В. Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества поставил вопрос о разработке новой концепции географического образования. Что необходимо трансформировать?
— Это довольно сложный вопрос. Школьное образование пошло по слишком упрощенному пути — по пути заучивания. Можно сказать, по начетническому пути. Слишком мало творчества, экскурсий, первичных впечатлений и слишком много на первый взгляд лишних сведений. Понятно, что ¬изучить какую-то науку можно только тогда, когда у тебя есть достаточный набор знаний для того, чтобы строить систему, в которую будут укладываться дальнейшие сведения об окружающем мире. Однако этот базовый набор знаний должен отвлекать школьников в научный поиск, а не создавать ощущение, что все уже давно открыто. Нужно проводить больше работы с видеоматериалами, ведь сейчас все это легкодоступно. Каждый учитель может воспользоваться Интернетом и показать любую точку земного шара. Наверное, школьная реформа должна начаться в первую очередь с качественной подготовки учителей. То, что сейчас происходит с общественным сознанием, я иначе как деграда¬цией естественно-научных знаний назвать не могу. Вы наверняка слышали о том, как много жителей США уверены в том, что Земля плоская. К сожалению, четверть наших сограждан считают, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот. Это печальное следствие слишком формального и бесконтрольного подхода к преподаванию естественно-научных дисциплин в целом и географии в частности.

— Сотрудничает ли Русское географическое общество (РГО) с высшими учебными заведениями, и если да, то по каким направлениям?

— Разумеется! Одна из главнейших задач Географического общества — это пропаганда географических, этнографических знаний о нашей стране в самых широких слоях населения. Вторая задача — это привлечение к географии молодых исследователей. Мы стараемся сделать так, чтобы те волонтеры, которые приходят в РГО, приняли решение профессионально заниматься науками о Земле. Для этого у нас проводятся конкурсы, дни открытых дверей, встречи с учеными и путешественниками, мы предоставляем площадку для проведения различных олимпиад. Главная задача Географического общества — это воспитание нового поколения исследователей. Собственно, я сам так оказался в профессии — пришел в это здание в 1976 г., будучи еще школьником, да так здесь и остался.

— Ведете ли вы просветительскую работу для взрослого населения?
— Географическое общество в разные периоды своего существования выполняло разные задачи. Хотя мы всегда подчер¬киваем их преемственность, но надо понимать, что в XIX столетии организация создавалась фактически как государственный мозговой центр для изучения и освоения территорий, расширения минерально-сырьевой базы. То есть это был в большей степени исследовательский центр, соединенный с центром обсуждения подготовки государственных решений. Русское географическое общество было создано в 1845 г., и надо сказать, что оно было не очень многочисленным — всего несколько сотен значимых членов. В Географическое общество приходили члены Государственного совета, министры, здесь в ходе обсуждения и докладов разрабатывались проекты императорских указов. Например, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, известный всем нам прежде всего как путешественник и исследователь Центральной Азии, считал главным своим жизненным достижением участие в разработке законов, связанных с отменой крепостного права. В какой-то период после революций 1917 г. Географическое общество свелось, по сути, до уровня чисто ленинградского кружка, но не исчезло. А в середине 1930-х гг. Н. И. Вавилов привел организацию в состав Академии наук. Появился другой круг задач — поддержка академических исследований. Все это продолжалось до распада СССР. В это время Географическое общество все-таки опиралось в основном на профессионалов — сотрудников университетов, академических институтов, прикладных ведомственных учреждений, учителей. В 1991 г. РГО решило восстановить свой статус вольного объединения всех заинтересованных лиц. Как раз тогда был принят закон об общественных объединениях. И съезд, который проводился в 1995 г., зафиксировал в уставе, что мы действуем в рамках этого закона как Всероссийское общественное объединение. Собственно, с этого момента наступил новый этап в деятельности организации, когда ее членом может стать любой гражданин, вне зависимости от его образования и рода деятельности, если он неравнодушен к проблемам охраны и сохранения природного и культурного наследия, любит путешествовать, распространяет географические знания, изучает природу и население России и других стран. Численность РГО на 31 марта нынешнего года составила 22 289 человек.

— Принимают ли студенты участие в экспедициях РГО?
— Да, и это студенты из самых разных вузов. Географическое общество проводит большую часть своих мероприятий, связанных с молодежью, на конкурсной основе. Когда формируется состав участников географо-археологической экспедиции, на нашем сайте размещается анкета для заполнения, где желающие сообщают о себе базовые сведения, и потом происходит отбор участников в ¬соответствии с их способностью мотивировать необходимость своего присутствия в этом проекте. Точно так же формируются и составы участников летних школ РГО для молодых исследователей. Параллельно с этим, например, в СПбГУ существует соглашение с РГО о направлении студентов на практики в экспедиции общества. Такие же соглашения есть и у ряда других университетов. Например, при инициативе и поддержке Географического общества стартовали проекты морских плавучих университетов в Архангельске и Владивостоке. Эта тема сейчас пользуется популярностью, хоть она и весьма непростая. Чтобы этот университет эффективно работал, нужно очень хорошо проработать методическую часть экспедиций, а это требует времени и притирки всего коллектива. Но результаты уже есть. Сейчас это движение расширяется, и такие плавучие университеты открываются на Волге и сибирских реках. Составы участников экспедиций формируются на конкурсной смешанной основе, то есть, к примеру, если морской плавучий университет отправляется в плавание из Архангельска, на его борту будут студенты не только Северного (Арктического) федерального университета, но и других вузов — СПбГУ, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Российского государственного гидрометеорологического университета и т. д. Так что мы стараемся в деятельности Русского географического общества ломать барьеры не только между науками, но и между разными вузами, чтобы в будущем выпускники разных alma mater работали рука об руку.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~76Nxq


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник