«Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ» - Информационный портал

«Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ»

14 Сентября 2022

«Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ»

16 сентября в 16:00 Государственный музей истории религии представляет выставочный проект, посвященный маскам и их функциям в культуре разных народов.

«Маски… Это слово имеет разные значения. Это и защита от вредных воздействий окружающей среды, например, медицинские маски, ставшие недавно столь актуальными, или маски, защищающие от жара пламени и яркого света сталевара или сварщика. Это и средство, скрывающее лицо с целью не быть узнанным. Это и косметические маски, служащие для оздоровления кожи. И многое другое. Но все перечисленное – это маски, являющиеся чисто утилитарным средством, отвечающие той или иной утилитарной потребности. Но есть и иные маски. Маски, превращающие носящего их человека в иное существо, маски, изображающие иное существо, маски, символизирующие иное существо» - рассказывает автор выставки, кандидат исторических наук, хранитель фонда «Архаические верования и религии Древнего мира» Татьяна Дмитриева.

В экспозицию вошло более 130 экспонатов: ритуальные маски чукчей для праздника Куреткуна, боевые шлемы тлинкитских воинов, маски мистерии Цам и маски-наголовники народов Африки, театральные маски и декоративные маскароны. Среди самых необычных экспонатов - чукотская маска из шкуры с головы волка, церемониальный наголовник тлинкитского вождя, маски, изображающие персонажей буддийского пантеона – Яму, Лхамо, Куберу, Джамсарана, маски для обрядов инициации.

Многие народы считают, что маска обладает душой, которая может переселяться в надевшего ее человека: именно она придает ему свойства изображаемого персонажа и сверхчеловеческую силу. По словам этнографа Фаттера, маска имеет удивительную способность мистического перевоплощения. «В ней человек является в новой сущности: мертвым, духом или животным... Причем речь идет не о представлении и не об исполнении некоей роли, а об остро переживаемом ощущении перевоплощения». Не удивительно, что в Западной Африке облачившиеся в маски люди-пантеры и люди-леопарды являют чудеса необузданной силы и дикой ярости.

Создание ритуальной маски является обрядовым действием, окруженным атмосферой тайны и мистики. Так, например, у народов Африки изготовление ритуальных масок было прерогативой мастеров кузнечных дел, обладавших в глазах соплеменников магическими свойствами. Процесс изготовления масок нередко завершался ритуалом ее оживления, своего рода «открывания глаз».

Представленные на выставке маски различаются по внешнему виду, конструкции, размерам, способу ношения и функциям в культуре. Наряду с ритуальными масками экспонируются скульптурные изображения, которые внешне выглядят как маски-личины, но функционально ими не являются. Таковы, например, маскароны – детали архитектурных сооружений, служившие первоначально также в качестве апотропеев (предметов для защиты от злых сил), но с течением времени утратившие это значение и служившие декоративным целям.

Выставка продлится до 17 января 2023 года
Источник:  Пресс-служба Государственного музея истории религии
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rm6gY


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»
С 08.09.2022 16:00:00 по 30.11.2022 17:00:00 «Египтология в России. К 200-летию рождения науки о Египте»