Дискуссия «THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея» прошла на Санкт-Петербургском культурном форуме

Фото: Пресс-агент Фонда Потанина

Фото: Пресс-агент Фонда Потанина

18 Ноября 2019

Дискуссия «THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея» прошла на Санкт-Петербургском культурном форуме

Дискуссия «THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина и «Институтом театра» (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска»), состоялась 15 ноября 2019 года в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Участники дискуссии из России и других стран обсудили российский и международный опыт, лучшие практики и актуальные вопросы развития сотрудничества музеев и театров с точки зрения культурного производства и взаимодействия с публикой и социальной средой.

В фокусе дискуссии находился проект THEATRUM 2019, призванный обратить внимание профессионального сообщества на активное развитие сценических и перформативных практик в музеях и галереях. Проект инициирован Институтом театра (Образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») и Фондом Потанина. В 2019 году в рамках проекта состоялись практическая лаборатория, фестиваль музейно-театральных проектов и круглый стол, посвященный вопросам творческого взаимодействия музея и театра.

Оксана Орачева отметила, что на конкурсы Фонда уже не первый год поступают заявки с музейно-театральными инициативами. Первый проект такого формата получил грантовую поддержку Фонда еще в 2012 году – тогда музей «Семенково» Вологодской области решил рассказывать посетителям о крестьянском самоуправлении с помощью театральных инструментов. Заинтересованность музеев в интерпретациях своих коллекций через перформативность подтверждает актуальность и востребованность проекта THEATRUM. Оксана Орачева уверена, что сегодня посетители приходят в музей за подлинностью, однако говорить о подлинном образно и креативно музею помогает театр.

Антон Флеров, театральный критик, куратор Института театра, рассказал, что само явление – сотрудничество театра и музея – привлекло внимание экспертов еще год назад на предыдущем Культурном форуме. Эксперт отметил, что подробного рода партнерства более характерны для музеев современного искусства, но тем не менее проект THEATRUM оказался интересным и для художественных, исторических, этнографических музеев.

Марк Болл, креативный директор Манчестерского международного фестиваля, рассказал о поддержке междисциплинарных проектов, количество которых только растет: «Мы живем в мире визуальной культуры, и наша аудитория становится все более требовательной. Публику приходится постоянно удивлять, но это естественное явление в современном мире. Поэтому междисциплинарные инициативы становятся такими востребованными».

Елизавета Фокина, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно», согласилась с тезисом коллег о том, что музей сегодня сильно меняется: «Он реагирует на запросы посетителей, выстраивает с ними диалог. Мы постоянно находимся в поиске нового языка взаимодействия, а сближение музея и театра, которое происходит в последнее время, является для нас новым шагом и новым вызовом». В самом заповеднике, который построен в стиле «новой готики» и поэтому часто называется «театром архитектуры», многие экспозиции уже сейчас создаются с привлечением актеров, сценографов, режиссеров, а также с использованием мультимедийных инструментов. Таким образом театр позволяет актуализировать музейный контент. Елизавета отметила, что в музее уже было реализовано несколько театрально-музейных экспериментов, и анонсировала скорое открытие совместного с музеем Виктории и Альберта проекта — выставки «Опера: страсть, власть и политика».

Подробнее об этом проекте рассказала Кейт Бэйли, старший куратор и продюсер отдела театральных и перформативных искусств Музея Виктории и Альберта, куратор выставки «Опера: страсть, власть и политика». Выставка создана в сотрудничестве с Королевским оперным театром и рассказывает через историю развития европейской оперы историю самой Европы. Концепция театра переносится в музейное пространство, а зрители этого проекта получают возможность принять участие в путешествии по истории.

Андрей Могучий, художественный руководитель Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, поделился собственным опытом участия в музейно-театральных инициативах. Проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию музеев-заповедников Ленинградской области, проходил в московском Манеже и фактически стал символом проникновения театра с его бутафорией в подлинность музейного пространства и его экспонатов. Другой проект – «Фанерный театр», построенный в здании Большого драматического театра к его 100-летию, стал не просто данью памяти театральным деятелям, но и отдельным театральным пространством с собственным входом, гардеробом, сценой и зрительным залом.

Участники дискуссии затронули ряд философских и этических вопросов, которые ставят современные театрально-музейные проекты: эфемерность и сиюминутность театрального контекста в сравнении с музейной вечностью, принципы отбора объектов для экспонирования и возможную степень вовлеченности зрителей, взаимодействие реальности и вымысла.
Источник:  Пресс-агент Фонда Потанина
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6UqEd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник