Важно воспитать в будущем артисте общественную и художественную ответственность - Информационный портал

Важно воспитать в будущем артисте общественную и художественную ответственность

22 Августа 2016

Важно воспитать в будущем артисте общественную и художественную ответственность

Интервью заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии имени К. С. Станиславского, доктора искусствоведения, ректора Санкт-Петербургской государственной академии театраль-ного искусства Александра Анатольевича Чепурова.

— В одном из определений функций театра, которое мне очень нравится, говорится, что театр должен удовлетворять и формировать духовные потребности зрителей. Согласны ли вы с таким определением? И если да, то каковы потребности сегодняшнего зрителя?
— Сегодня очень часто применительно к искусству, и в частности к театральному, употребляют понятие «культурная услуга». С точки зрения экономической теории и маркетинга, наверное, здесь есть свои резоны. Однако с точки зрения собственно искусства как формы духовного бытия общества здесь скрыта серьезная опасность подмены ценностей. Доставлять «культурную услугу» и удовлетворять потребности зрителей вовсе не означает, как это зачастую делается, рассматривать произведение искусства с точки зрения его массовой востребованности. К тому же эта самая «массовая востребованность» может ведь означать и потакание неразвитому, примитивному вкусу, ориентированность на расхожие клише и тривиальные стереотипы. Конечно же, настоящее искусство должно стремиться (и стремится!) к расширению своей потенциальной аудитории, однако оно не может ставить себе такую цель. Формировать художественный вкус, формировать духовную потребность, воспитывать людей — это может быть одной из функций искусства, но не его основной целью. Искусство делает это, как говорят, объективно, независимо от поставленных перед ним целей. Вообще, любая утилитарно поставленная общественная задача применительно к искусству настораживает. Мы никак не можем избавиться от «просветительских» заблуждений и все время стремимся найти «рецепты» и «оправдания» (порой не только духовные, но даже и экономические) искусству. Вместе с тем искусство — это тот язык, с помощью которого автор говорит с обществом и побуждает его к действенным реакциям. А коль скоро так происходит, обществу, естественно, небезразличны, как говорил
Ф. М. Достоевский, «поэтические идеи», которые высказывает художник. Вот вам и парадокс: искусство стремится быть свободным проявлением индивидуальности художника и вместе с тем не может быть свободным от общественного мнения. Преодолеть это противоречие можно лишь на уровне личности художника, который ощущает в своей душе камертон общественных настроений и сам определяет меру своей ответственности перед обществом.

— «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», писал Н. В. Гоголь. Современный театр, безусловно, не осознает себя «безделицей». А должен ли, по вашему мнению, театр руководствоваться какими-то этическими принципами? И в связи с этим сразу же возникает вопрос о допустимости введения цензуры…

— Сегодня в нашем обществе действительно очень остро встал вопрос о цензуре: художественной, нравственной, идейной, клерикальной. Мнения резко поляризовались.
И несмотря на то, что о введении цензуры никто открыто не говорит, совершенно ясно, что есть как сторонники ее введения, так и принципиальные ее противники. Свобода творчества как проявление личностной свободы человека вопросов не вызывает. С другой стороны, стремление защищать позитивные ценности в противовес слишком долго царившим в нашем обществе деструктивным явлениям — тоже понятно. Однако запретительными мерами, с одной стороны, и защитой творческой вседозволенности — с другой, подлинного цивилизационного уровня общества не достичь. Цензура есть принудительный инструмент, и в этом смысле он неприемлем. Приверженность каким-либо группам ценностей — тоже есть вещь добровольная. Нельзя заставить верить в Бога, нельзя подменять духовное религиозным, но нельзя и терять гуманистические ориентиры. Речь в конечном счете идет об уровне общественной и художественной ответственности личности художника перед искусством и перед людьми.

— Безусловно, уровень этой ответственности должен быть высок, поскольку актер и режиссер — профессии публичные. Отвечает ли за их формирование место, где их обучают профессии?

— Роль и значение художественного образования не только как обретения и отшлифовки профессиональных навыков, но и как обретения навыков личностного, эстетического и общественного позиционирования существенно возрастает. В этом-то смысле развитие традиций «художественных академий» как хранителей и воспитателей уникальных художественных личностей возрастает многократно.
Россия в целом и наш город в частности могут рассматриваться как своеобразная художественная Мекка, где еще в XVIII и XIX веках одна за другой возникали академии балета, художеств, театрального искусства и консерватория. Все эти художественные образовательные учреждения искусств, рожденные под сенью покровительствующих им муз и при активной поддержке государства, ныне являются всемирно известными центрами художественного образования, нашим национальным достоянием. Санкт-Петербургская академия театрального искусства за свою 235-летнюю историю накопила гигантский опыт обучения практически всем театральным специальностям. Без преувеличения можно сказать, что в ее стенах родилось русское профессиональное сценическое искусство, здесь сформировалась русская школа актерского мастерства, здесь впервые стали обучать театральных художников, режиссеров, театроведов, здесь зарождались профессиональные методики обучения специальностям кукольного, эстрадного, телевизионного театров.

— Накопив такой огромный опыт обучения театральным специальностям, сложно не закостенеть в методиках преподавания, вводить что-то новое, экспериментировать…
— Но ведь творческие методики не стоят на месте, они развиваются вместе с театром, иногда даже в чем-то подталкивая театр к эксперименту. Еще в начале прошлого века на страницах печати и в профессиональном кругу разворачивались дискуссии о том, должно ли театральное образование быть некоей универсальной консервативной школой мастерства или оно должно уступить место прогрессивному студийному движению, воспитывающему мастеров в соответствии с художественными принципами конкретного творческого коллектива. Новый динамичный век подтвердил востребованность той и другой образовательной стратегии, однако произошло, как выясняется, взаимовлияние и даже сочетание этих двух подходов. Наша театральная академия готовит творческие кадры, зачастую в тесном содружестве с театральными коллективами не только нашего города, но и многих других регионов нашей страны, оставаясь при этом верной традициям истинно петербургской школы. Так, сегодня классы-студии традиционно сущест-
вуют в содружестве с Молодёжным театром, Театром имени Ленсовета, Театром юных зрителей, Театром «Буфф», Театром «Лицедеи», Театром музыкальной комедии, Санкт-Петербургским Мюзик-Холлом. Легендарными являются курсы Л. А. Додина, сформировавшие ядро Театра Европы — Малого драматического театра, курсы, выпущенные в содружестве с БДТ и Александринским театром. А многие творческие группы, воспитанные в рамках «классического образования» в стенах академии, сформировали студийные поисковые театры, такие, например, как получивший широкое признание «Этюд-театр», созданный учениками В. М. Фильштинского. Примеров можно приводить немало. Много их и в плане сотрудничества академии с различными городами и регионами России. Только в последние годы академия подготовила немало творческих коллективов для театрального искусства Тывы, Бурятии, Хакассии, Якутии, Архангельска, Орла… В целом же трудно назвать город или регион России и ближнего зарубежья, где бы не трудились наши выпускники.

— Как такой охват сочетается с принципами элитарного, как говорят, «штучного» образования?
— Но ведь мы говорим вовсе не о количестве. Речь идет о направлениях, о стратегиях и методиках обучения. Группы по-прежнему здесь весьма небольшие, и обучение ведется практически индивидуальное, как и должно происходить в искусстве. Сегодня это особенно важно, ибо общий культурный уровень, несмотря на массированные интервенции медиа, мягко говоря, «пестр». И речь здесь идет не столько об уровне информированности студентов, речь идет о системности представлений о мире, об истории и в конечном счете о своем личностном позиционировании в искусстве и жизни. Именно в том, чтобы помочь будущему художнику открыть себя в мире и в искусстве, и состоит задача художественного образования.

— Расскажите, пожалуйста, о специальностях, которым обучает академия. Факультет актерского искусства и режиссуры, а также театроведческий факультет всегда на слуху. Но вы ведь готовите не только актеров и режиссеров…
— Мы обучаем практически всем театральным специальностям. Это особенность нашей академии. Потому что далеко не всегда и не во всех театральных вузах происходит именно так. В мировой практике, как правило, отдельно существуют актерские школы, сценографов зачастую готовят в художественных школах, продюсеров — на экономических факультетах, режиссеры иногда обучаются вместе с актерами. Во французской театральной школе нет специального режиссерского образования. Считается, что режиссеры приходят в театр разными путями. Главное — любить театр и иметь концептуальное мышление. В США при университетах есть актерские школы, в Европе это не практикуется, то есть, как видите, к театральному образованию существует множество подходов и оно имеет разнообразные формы. Однако только в нашей стране была сформирована идея комплексного театрального образования: в одном вузе предполагалось готовить всех, кто участвует в создании театрального продукта — спектакля. И именно здесь, в нашем вузе, эта идея родилась. В то время, в 1922 году, он назывался Российским институтом сценических искусств, и здесь стали обучать и режиссеров, и сценографов (тогда театральных художников), а впоследствии и театральных технологов, и организаторов театрального дела, и специалистов, связанных с эстрадой, кукольным театром, а также другими видами театра. Эта модель впоследствии была использована в Москве при организации Института театрального искусства — ГИТИСа. Она же использовалась при создании театральных вузов в странах, входивших в соцлагерь. Одна из крупнейших театральных школ в мире — Пекинская академия драмы —
построена тоже по этому принципу. Мы поддерживаем с ней дружеские отношения, и в этом году, впервые за всю историю наших многолетних отношений, набирается совместный курс, наши педагоги будут обучать в стенах академии китайских студентов. С китайской стороны есть огромная заинтересованность в российской театральной школе, и это не случайно: еще в 50-е годы наши педагоги ездили в Китай и выпускали там курс. И наша театральная школа имеет там свои традиции и сохраняет их. Поэтому мы на-
деемся развивать и впредь совместное обучение и совместную работу. Наш вуз, несмотря на скромные размеры по сравнению с другими высшими учебными заведениями, является одним из крупнейших театральных вузов мира.
На факультете актерского искусства и режиссуры, как следует из названия, обучаются актеры и режиссеры не только драматического, но и музыкального театра — мюзикла, оперетты, детской оперы. У нас есть совместный курс с петербургским театром «Зазеркалье», художественным руководителем которого вот уже много лет является один из его создателей Александр Васильевич Петров. Из выпускников этого курса фактически и состоит труппа театра. Совместным курсом с Театром музыкальной комедии руководит замечательный хормейстер и педагог по вокалу Иван Иванович Благодёр. В этом году мы набираем курс в содружестве с петербургским Мюзик-Холлом. Давние весьма плодотворные традиции имеет кафедра эстрадного искусства в числе выпускников которой всенародно известные артисты. На этом же факультете с 1964 года существует необычная и первая в СССР кафедра режиссуры телевидения. В академии есть отдельный факультет театра кукол (изначально кафедра театра кукол входила в состав факультета драматического искусства). На этом факультете опять-таки реализуется принцип комплексности: там готовят и актеров, и режиссеров, сценографов и технологов театра кукол, поскольку это особая сценография, отличающаяся от обыкновенного театра с «живыми» актерами. Этот факультет — одна из старейших баз подготовки специалистов для театра кукол, уникальный и единственный факультет в России и, может быть, в Европе, где обучают всем специальностям для этого необычного театра. На факультете сценографии и театральной технологии обучаются и художники-сценографы, которые создают оформление спектакля, и художники по костюмам, и театральные технологи, которые создают театральные декорации и являются практически инженерами-конструкторами, руководителями театрального производства. Обучаются на факультете также и художники по свету. У нас существует магистерская программа, связанная с комплексным
проектированием всей технологической части спектакля. Магистерские программы мы развиваем в содружестве с практиками театра, с организациями, которые специализируются на театральных технологиях света, звука и т. д., — именно на их базе студенты проходят творческую практику.
Театроведческий факультет готовит театральных критиков, историков театра, теоретиков сценического искусства, заведующих литературными частями театра, театральных журналистов, специалистов по театральной рекламе. Надо сказать, что петербургская театроведческая школа, одна из старейших в мире, пользуется большим и вполне заслуженным авторитетом в профессиональном сообществе. Факультет основан в 1939 году. Ничего подобного до этого в стране не было. Его преподаватели читают лекции на всех факультетах без исключения. Ведь наши студенты получают полноценное университетское образование в области искусства: они знакомятся с теорией драмы, историей театра, живописи, музыки, пластических искусств, кино.
Продюсерский факультет — это тоже наше ноу-хау. В 1968 году было сформировано отделение — тогда оно называлось отделением экономики и организации театрального дела. Сегодня здесь готовят директоров театра, специалистов по планированию театрального дела, финансированию, организации творческих проектов, их продюсированию. Почти все директора петербургских театров и концертных организаций —
выпускники нашей академии. Факультет активно развивается и очень популярен, ведь там экономическое образование соединяется с художественным. Человек, который финансирует и организует театральное дело, должен ценить искусство и владеть тем инструментарием, который позволяет анализировать произведение искусства. И поэтому будущие продюсеры также получают практически искусствоведческое образование. Нужно понимать сферу, в которой предстоит работать, а театр — сфера деятельности очень специфичная, и необходимо понять ее внутренние течения и законы.
Три года назад появился факультет мастерства сценических постановок. Это магистерский факультет, который мы создали в содружестве с Новой сценой Александринского театра — насыщенным новыми мультимедийными технологиями комплексом, который был открыт в старейшем российском театре. Факультет производит обучение по специализированной магистерской образовательной программе «Проектирование спектакля», и ее идея опять же состоит в комплексности подхода. Люди, получившие первоначальное театральное образование на уровне бакалавриата, переходят на магистерский уровень и начинают вместе работать над созданием сценического проекта. Их задача — научиться работать в команде, где есть и режиссер, и драматург, и сценограф, и технолог, и продюсер. Такие сценические команды мы и попытались создать под руководством Валерия Владимировича Фокина и Андрея Анатольевича Могучего. В этом году мы планируем набрать курс, который будет специализироваться в области театральной драматургии. Существуют два подхода к драме: с точки зрения литературы, когда драма — это литературный жанр и конкретная драма рассматривается как текст, и с точки зрения сценарной драматургии, организации действия и моделирования текста для спектакля. В мировой практике такого рода работа в театре называется «литературный директор». В нашей практике раньше это называлось «заведующий литературной частью».

— Насколько сегодня привлекательны театральные профессии?

— Если говорить о привлекательности или непривлекательности театральных профессий, то я должен сказать, что бывали периоды спадов интереса к театру. Странное дело — когда жизнь становится лучше, к театру обращаются меньше, когда напряженнее и сложнее, в театр начинают ходить. Вот такая странная закономерность. Театр — это возможность коллективного сопереживания, и он собирает людей вместе в периоды, когда им сложно. Ведь можно посмотреть телевизор и никуда не идти. А стремление быть вместе — подсознательное, интуитивное. Как были полны театры в семидесятые годы, в сложные девяностые… Я должен сказать, что и сегодня театр испытывает приток зрителя и соответственно интерес к его профессиям. Конкурс в нашу академию велик даже с учетом того, что официальные данные немного занижены, так как не все абитуриенты доходят до момента сдачи документов. Есть предварительные прослушивания, которые отсеивают поток. Если бы были приняты документы у всех желающих, то конкурс составил бы более двухсот человек на место. В прошлом году один из наших мастеров отсмотрел 4 тысячи человек, чтобы набрать курс из 20 студентов. Нужно понять, есть ли у человека данные, необходимые профессиональному актеру или режиссеру. Иногда внутренние ощущения не согласуются с объективными качествами, которые присущи данному человеку. Наши подготовительные курсы не столько «натаскивают» на приемные экзамены, сколько помогают человеку определить, выявить свои возможности.
Отмечу очень важную особенность — когда сегодня я приезжаю в какой-либо город и общаюсь с кем-то из актеров, режиссеров, управленцев в театре, в комитетах по культуре или отделениях театрального Союза, то уже по первым фразам узнаю легко человека, который учился на Моховой. Это слышно и видно сразу, мы говорим на одном языке. Это ощущение единого театрального пространства академии с театром России — оно существует. Когда мы принимаем студентов и проводим 1 сентября общий сбор в Учебном театре, то всегда говорим: «Вы поступили на разные специальности, но стали членами одной семьи —
театральной». Мы предлагаем ребятам познакомиться и по возможности сдружиться, ведь им в будущем предстоит работать вместе в том или ином качестве. И это не пустые слова. Это особый театральный ген, который нужно воспитать и развить в каждом члене семьи. Ведь театральная труппа — всегда семья. Какие бы страсти в этой семье ни разгорались, это все равно профессиональное родство, коллективное искусство. Если кто-то дал сбой, спектакля нет. Вовремя не включили прожектор, забыли текст — спектакль если не рухнул, то испорчен. Взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность — это очень важно.

— Сегодня нередко критикуют игру молодых актеров и сравнивают ее с мастерством, которое демонстрировали советские актеры. Справедливо ли это?
— Я бы не согласился с тем мнением, что современные артисты ниже уровнем корифеев прошлого, в том числе и советского театра. Они просто другие. Уровень, например, Константина Хабенского, Данилы Козловского, Елизаветы Боярской говорит о высочайшем творческом объеме. Что же касается творческого уровня выпускных курсов, то достаточно прийти на спектакли дипломной декады, которая каждый год проходит в Учебном театре на Моховой. Должен сказать, что по разнообразию и богатству творческих индивидуальностей эти постановки впечатляют. Есть пьесы, которые в других театрах вы не увидите, например «Дачная трилогия» К. Гольдони, которая в России не ставилась и перевод которой делался для нас эксклюзивно.
У нас этот спектакль называется «Скоро ли ваша свадьба?» Пьеса Ханоха Левина «Пакуем чемоданы» — также редкий гость на российской сцене. То же можно сказать и о пьесе голландского драматурга Г. Гейерманса «Гибель "Надежды"». А если побывать на турах и концертах Международного вокального фестиваля им. А. Петрова, который вот уже десятый раз прошел в академии, то без всякой скидки можно судить о музыкальной культуре наших студентов. Недаром в последние годы выпускники академии существенно пополнили и обновили труппы ведущих петербургских театров, на мой взгляд, достойно подхватив эстафету российской и петербургской сцены.

— Достаточна ли помощь государства вашей академии?

— Учить театру — затратная с точки зрения экономики государственная задача. Создать и поддерживать на мировом уровне театральное искусство может позволить себе только процветающее государство. Мировое сообщество это понимает совершенно отчетливо. Как известно, в развитых европейских странах художественное образование бесплатное и рассматривается как государственная приоритетная стратегия. Так было и в Советском Союзе, так есть и в современной России. Сегодня в силу кризисных явлений доля бюджетных мест на эти цели в нашей стране ощутимо сокращается, но дело ведь не в количестве, а в рациональности использования этих средств. Государственная помощь, безусловно, должна быть достаточной для того, чтобы, не пускаясь во все тяжкие, возмещая недостающие бюджетные средства за счет расширения платных образовательных услуг, элитарные вузы могли сохранить свои профессиональные прио-ритеты. Мне кажется, что высвободившиеся в результате сокращения объемов средства нужно пустить на существенное повышение нормативов стоимости обучения в расчете на одного студента. Если такое произойдет (а мне кажется, в этом направлении и идет дело), то это обнадеживающая перспектива.
Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Уважаемые сотрудники редакции газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»!
Коллектив Петербургской театральной академии сердечно поздравляет редакцию и всех авторов «Санкт-Петербургского вестника высшей школы» с юбилеем.
Ваше издание стало важным и очень нужным помощником в деле развития высшей школы нашеговеликого города. Оно помогает всем нам ощущать единство нашего сообщества, широко и всесторонне обсуждать насущные проблемы, ближе знакомиться с традициями вузов, с их опытом и мастерами. Мы от души желаем вам уверенно идти вперед, создавая летопись развития петербургского высшего образования. Удачи и успеха в вашем благородном деле!
С уважением,
ректор  Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства А. А. Чепуров
Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~iXbzk


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник