Уникальный интерьер «Сенацкой палаты» - Информационный портал

Уникальный интерьер «Сенацкой палаты»

9 Ноября 2016

Уникальный интерьер «Сенацкой палаты»

В рамках международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», одним из главных организаторов которой выступает Санкт-Петербургский государственный университет, свой доклад представила доктор искусствоведения, профессор СПбГУ ­Татьяна Ильина. Эксперт рассказала об уникальном интерьере Петровского зала (бывшей «Сенацкой палаты»), расположенного в здании Двенадцати коллегий, который уже более 180 лет является сердцем Петербургского университета.

Петровский зал — это единственный интерьер XVIII в., сохранившийся сегодня в здании на Университетской набережной. Здесь заседал Сенат Российской империи во времена правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Отделкой помещения в 1730-х гг. руководил Михаил Земцов: он пригласил молодого художника Андрея Матвеева, уже зарекомендовавшего себя в работе по украшению Петропавловского собора. Игнатий Росси исполнял камин и «печь израсчатую гамбургским зданием со шкафами», а за богатую резьбу отвечал Герман Фанболес.
Главная роль в убранстве зала отводилась живописи: плафону и настенным панно. Матвееву было поручено создать эскизы. Все композиции были заключены в лепные рамы барочного стиля, украшенные головками амуров. То же лепное обрамление появилось у плафона: частично позолоченное, частично белое — сочетание, которое придавало интерьеру торжественность.
Татьяна Ильина проанализировала иконографическую программу скульптуры и живописи Петровского зала. Плафон на потолке содержит сложную аллегорическую композицию «Правда, Милосердие и Верность», где представлена государственная символика в виде четырех овальных щитов с гербами Российской империи, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Четыре скульптурные композиции и семь живописных панно олицетворяют государственные добродетели в виде аллегорических фигур, среди которых Великодушие, Согласие, Любовь к Отечеству, Благородство и другие. Система оформления зала наглядно демонстрирует, какие качества должны были быть присущи сенаторам и другим государственным мужам в XVIII в.
«Живописным полотнам Петровского зала уже почти 300 лет, и, конечно, найдется немало похвальных слов и в адрес их создателей, хранителей и реставраторов. Искусствоведы, принимавшие участие в восстановительных работах в советское время, к счастью, оставили нам и письменные свидетельства. Но теперь это уже архивы, ведь с последней реставрации Петровского зала СПбГУ (в 1966 году) прошло целых полстолетия», — рассказала Татьяна Ильина. Профессор отметила, что за это время живопись вновь потемнела и сегодня требует профессионального вмешательства.
Окончательно оформление зала было завершено при Елизавете Петровне: ее портрет кисти Ивана Вишнякова, размещенный в торце стола, за которым восседали сенаторы, создавал иллюзию постоянного присутствия императрицы. Здесь вся живопись будто срослась со скульптурой, с богатейшим, но изысканным декором из гирлянд, венков, цветов, плодов, листьев, ветвей и головок амуров.
— Несомненна уникальность этого памятника, как и необходимость его тщательно беречь, — отметила Татьяна Ильина. — Сохранить его для потомков усилия­ми историков искусства, архитекторов, реставраторов — наша общая обязанность.

Полина ОГОРОДНИКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~uqfmN


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время