«Учили людей знающих, что такое война, голод, блокада…» - Информационный портал

«Учили людей знающих, что такое война, голод, блокада…»

5 Октября 2022

«Учили людей знающих, что такое война, голод, блокада…»

О подвиге ленинградских учителей рассказывает книга «Блокадная педагогика». В основе научно-документального издания — архивные материалы, представляющие панораму жизни детских дошкольных учреждений, школ, детских домов в осаждённом городе и в эвакуации.

— Когда мы стали изучать образование в блокадном городе, были поражены, что целостного осмысления блокадной истории педагогики не было. Вместе с коллегами мы попытались восполнить этот пробел. Уникальные исторические документы из коллекции Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования педагогических наук помогли понять, как это было, — говорит автор книги, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук Ирина Колесникова.
В книгу «Блокадная педагогика» вошли документальные свидетельства, статистические сведения, воспоминания, дневниковые записи, фотографии, образцы блокадного творчества детей и взрослых. Впервые показаны профессиональные механизмы работы педагогов, в условиях блокады обеспечивших сохранение жизни, развитие, воспитание и обучение поколения юных ленинградцев.
— Блокадные учителя употребляли забытые современными педагогами слова: ребенок, малыш. Не обучающийся, а живые слова, — объясняет И. Колесникова. — А ещё поразил индивидуальный подход – кого укрыть, кому помочь, с кем играть…
По её словам, из записей, сделанных блокадными учителями видно – они испытывали сострадание к детским жизням, наполненным войной и блокадой, вот один из примеров тех дней: «Учим людей знающих, что такое война, голод, блокада. Все эти понятия для них – не литература, не слова… Для них это жизнь, отнявшая безмятежное детство».
Педагогическая работа в Ленинграде и в эвакуации шла без скидок на тяжесть ситуации и особенности военного времени: воспитатели детских садов ежедневно записывали, что нужно сделать вместе с детьми и что было сделано. Занятия строили, опираясь на фундаментальные знания о физиологии и психологии детей. Авторы книги обратили внимание на опережение некоторых идей западных ученых блокадными педагогами: в их арсенале были арт-педагогика, теория множественного интеллекта и другие.
— Впечатляет уровень педагогической культуры, основанной на традициях. Учителя словесники часами в бомбоубежищах читали прозу. В блокадном городе остались те, кто получил образование ещё до революции, видимо, отсюда и фундаментальное содержание их работы, — отмечает И. Колесникова.
Вместе с тем, блокадные учителя были гибки в своей работе и готовы творчески подходить к существующим обстоятельствам: они сокращали длительность занятий, развернутыми объяснениями заменяли домашние задания, проводили уроки в разных условиях: в бомбоубежищах и на скамейках в садах.
Очевидно, что книга «Блокадная педагогика» должна быть прочитана современными учителями и обязательно теми, кто ещё только входит в профессию. Авторы считают, что свидетельства работы учебно-воспитательных учреждений блокадного Ленинграда позволяют увидеть, как много может сделать для будущего педагог, понять социальную миссию учителя.
Издать книгу «Блокадная педагогика» помог основатель благотворительного фонда Грачья Погосян, удостоенный звания Почетного мецената Петербурга. Его Фонд тесно связан с событиями, отраженными в книге: установка памятных досок в школах, переживших блокаду, реставрация памятника ленинградским детям и многое другое.

Дарья Осинская
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~yxOrp


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник