«Технология — это наука о практическом умении»

30 Мая 2016

«Технология — это наука о практическом умении»

Интервью ректора Санкт-Петербург­ского государственного технологического института (технического университета) Андрея Павловича Шевчика.

— Ваш институт носит название Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). Как вы разводите два понятия — технический и технологический?

— Слово «технология» имеет греческое происхождение. Дословно — это наука о практическом умении. Технологии бывают разные, например, компьютерные, политические, промышленные. Технологические институты занимаются подготовкой специа­листов в области промышленных технологий. В современной интерпретации промышленная технология — это наука об умении преобразовать исходное природное или искусственное сырье в новые искусственные вещества, материалы, полуфабрикаты или изделия, обладающие заранее заданными физико-химическими свойствами и техническими характеристиками: нефть — в бензин; глину — в строительный кирпич; алмаз — в бриллиант; полипропилен — в пластмассу; кварцевый песок — в стекло; изопрен — в синтетический каучук. В отличие от медицинских, педагогических или политехнических основное назначение технологических институтов — это подготовка специалистов в области промышленных технологий веществ и материалов. Однако сегодня наш институт имеет статус технического университета и готовит специа­листов с высшим образованием не только в области промышленных технологий. Среди студентов есть те, кто получит высшее образование по таким направлениям подготовки, как информатика, машиностроение, техносферная безопасность, управление в технических системах, химия, экономика, энергосберегающие процессы в нефтехимии, строительство, технологические машины, автоматизация, системный анализ, менеджмент, управление персоналом, реклама. Нашему университету в ноябре исполнится 188 лет. И тогда, и сейчас весьма затратным для любого суверенного государства является овладение собственными технологиями — промышленными, военными, информационными, политическими. Когда министр финансов Егор Канкрин настоял на создании Технологического института и убедил в этом и Госсовет России, и императора Николая I, в нашей стране, как это ни удивительно, не было своих собственных промышленных технологий, все они были зарубежными — немецкими, французскими либо преимущественно английскими. Но за любые технологии надо платить огромные деньги либо получать их за более низкую цену, но заведомо уже устаревшие (вчерашнего или позавчерашнего дня), либо взамен на военно-политическую лояльность, как это сейчас и происходит с большинством квазисуверенных государств Европы, да и всего мира. Да, создание любой технологии стоит денег, но разработка собственных технологий обходится все равно дешевле, чем их закупка за рубежом, использование устаревших зарубежных и уже неконкурентоспособных технологий, а уж тем более попадание под военно-политическую зависимость от другого государства.

— В современном мире слово «технологии» все чаще используется с приставками «нано» и «био». Отвечает ли ваш вуз на запросы времени? Изучаются ли у вас эти направления?
— В 2006 году Национальный научный фонд США выделил группу технологий, определяющих развитие цивилизации на ближайшие 50 лет. В нее вошли нанотехнологии, биотехнологии, информационные и когнитивные технологии — сокращенно NBIC (nano-, bio-, informationandcognitivetechnology). С точки зрения основных трендов NBIC в Технологическом институте идет подготовка специалистов в области био- и нанотехнологий. Только в последнее время в Технологическом институте под руководством профессора А. В. Гарабаджиу созданы две новые ­научно-исследовательские биотехнологические лаборатории — «Молекулярной фармакологии» и «Клеточной биотехнологии». Во главе этих лабораторий стоят признанные в мире ведущие ученые: итальянец ДженнароМелино и ирландец Мартин Шеймус.
В лаборатории, возглавляемой Д. Мелино, изучается механизм воздействия онкосупрессорных белков на раковые клетки. Кроме того, в задачи группы входят исследования по установлению неизвестных мишеней и поиску альтернативных мишеней для фармацевтических препаратов.
Задача, сформулированная М. Шеймусом, выглядит весьма академично — изу­чение протеолитических ферментов, у­частвующих в гибели клеток, а также их влияние на активацию и дезактивацию противовоспалительных цитокинов. Если удастся найти ингибиторы процесса активации цитокинов, то тем самым будет создана основа для разработки новых противовоспалительных лекарственных препаратов и, как следствие, платформа для борьбы с развитием таких заболеваний человека, как рак, диабет, аутоиммунные заболевания, ожирение. Выявление новых низкомолекулярных ингибиторов воспалительных реакций может иметь огромный потенциал в терапии различных патологий.
Подготовка в Технологическом институте специалистов в области нанотехнологий также полностью погружена в сферу фундаментальных и прикладных научных исследований. Один только перечень грантов и хоздоговорных работ занял бы несколько страниц текста. Назовем лишь некоторые из них: разработка светоизлучающих наномате­риалов для усовершенствования методики фотодинамической терапии онкологических заболеваний, осуществляемая под руководством доктора технических наук М. М. Сычёва; фундаментальные основы синтеза функционально ориентированных нанокомпозитов, состоящих из оксидов в неравновесном фазовом состоянии и кластеров никеля, разрабатываемые научной школой профессора Е. А. Власова; физико-химическое конструирование и разработка химической технологии наноструктур и функциональных материалов для энергетики, осуществляемые под руководством члена-корреспондента РАН профессора В. В. Гусарова; разработка экспериментальных, квантово-химических и термодинамических основ химической сборки моно- и многофазных наноструктур и нанокомпозитов различного функционального назначения научной школой профессора А. А. Малыгина.
Очевидно, что будучи взаимосвязанными единой университетской платформой с мощными био-, нано- и химико-технологическими исследованиями, информационные технологии в Технологическом институте имеют специфическую «химическую» окраску. При этом перечень прикладных задач для IT-специалистов включает в себя такие приложения, как формирование информационных оболочек физико-химических экспериментов, 3D-визуализацию протекающих процессов и реакций, виртуальное экспериментирование, создание систем эволюционного моделирования в задачах пролонгации многомерных экспериментальных данных, создание баз знаний натурных экспериментов и комфортных для экспериментаторов HMI интерфейсов, создание тренажеров для промышленных технологических установок производства наноматериалов и многое, многое другое.
Говоря о когнитивных технологиях, следует заметить, что по существу они представляют собой некоторый тренд, основы которого были заложены задолго до его современной идентификации. Этот тренд объединяет прежде всего биотехнологии (например, биохимические усилители активности мозговой деятельности), информационные и математические технологии, интегрирующие в себе разнородные методы и алгоритмы искусственного интеллекта (AI, artificialintelligence), когнитивные пси-технологии, ориентированные на психологические аспекты познавательной деятельности и, конечно, когнитивные образовательные процессы.

— Применяются ли в процессе обучения в вашем вузе новые образовательные технологии?
— Техноложка, как и положено старинному «императорскому» институту, консервативна. И в то же время на дворе XXI век, и учить так, как это делалось в XX веке, нельзя. Студенты просто не смогут понять учителей, не способных воспринять современные образовательные тренды, основанные на широком использовании информационных и когнитивных технологий. В настоящее время в образовательном процессе используются: балльно-рейтинговая система, электронное тестирование знаний, электронные лекции и учебные пособия, сетевые программы мобильного обучения. Образовательные IT-технологии многое дают учебному процессу и еще больший объем приложений от них ждут в ближайшем будущем. Но еще важнее осмыслить и внедрить, возможно, главный технологический тренд нового века — когнитивные технологии. Для образовательного процесса это означает переход от системы наполнения знаниями к системе креативной генерации знаний, переход от формулы «Учить знаниям» к формуле «Учить учиться».
Почему важно интегрировать основные тренды «под одной научно-образовательной крышей»? Ответ достаточно очевиден. Реальные задачи, как правило, являются комплексными и требуют привлечения для своего решения разнородных технологий. Классический пример — проблема создания искусственного зрительного аппарата. Понять последовательность биохимических процессов, превращающих изображение в потоки электрохимических импульсов, — задача биотехнологий. Создание высокочувствительной оптоэлектронной матрицы, имитирующей работу сетчатки глаза, требует участия нанотехнологов. Разобраться с информационными потоками, сформировать БД 3D-шаблонов видеоизображений, разработать алгоритмы и программы распознавания образов — задачи для специалистов в области IT и прикладной математики и, наконец, увязать идентифицированные объекты с системами познания и выработки управляющих решений — проблема для когнитивистов.
В той или иной степени современные технологии всегда пересекаются и требуют ­взаимного дополнения.
Другой пример, более приближенный к производственной тематике. Традиционная схема оптимизации технологических процессов (ТП) уже давно не отвечает требованиям времени. Понятно, что оптимизации должна подвергаться вся технологическая цепочка, протянутая от сырья до выходного продукта. Соответствующее управление производственным циклом (или MES-управление, manufacturingexecutionsystem) приводит к задачам управления с терминальной оптимизацией, при которой, согласно принципам системного анализа, каждый отдельный ТП, входящий в ­производственную цепочку, будет работать в неоптимальном для него режиме. Для решения подобной задачи требуется помимо технологов-химиков привлекать специалистов по информационным, математическим и экономическим технологиям. А для учета человеческого фактора, решения прогностических задач, привлечения средств и технологий AI (искусственного интеллекта) требуются когнитивисты, подготовка которых пока что происходит в рамках других спе­циальностей (IT, прикладная математика).

— В СПбГТИ(ТУ) не так давно был создан отдел по молодежной политике. Задачами отдела заявлено формирование молодежной политики института и интеграция ее в молодежную политику города и государства. Почему эти задачи кажутся вам важными? Что удалось сделать на настоящий момент?

— Мы искренне убеждены в том, что студенты являются самыми главными в институте. Ведь в вузе все происходит именно для них. Очень важно, чтобы студенческая жизнь развивалась гармонично, в позитивном ключе, а главное не замыкалась в рамках учебной группы, факультета или же института. Нужно не отставать от других вузов и, конечно, нам очень хочется, чтобы Технологический институт был лидером в вопросах молодежной политики. Именно для этого был создан отдел по молодежной политике СПбГТИ(ТУ), который возглавил наш выпускник Михаил Шендрик. Задача сотрудников, которые, кстати, тоже наши выпускники, — организационное развитие структуры студенческих организаций, повышение их активности на межвузовском и региональном уровнях. Отдел занимается реализацией стратегии развития института в сфере молодежной политики и взаимодействия с государственными общественными организациями и объединениями, а также иными общественными и политическими организациями, зарегистрированными в Министерстве юстиции. Работа проводится с учетом специфики интересов обучающихся студентов СПбГТИ(ТУ), а также согласно духу и задачам патриотического воспитания молодежи.
Нам очень приятно, что именно наши студенты стали первыми, кто заговорил об угрозе терроризма, радикализма и экстремизма в молодежной среде. По этому поводу при поддержке отдела было создано межвузовское студенческое движение по профилактике этих угроз. Движение имеет свою структуру, символику и план меро­приятий. Отдел активно участвовал в подготовке международной научно-практической конференции «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе», инициатором и организатором которой выступил Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). В современном мире глобализации и интеграции проявления различного рода экстремизма и терроризма приобрели признаки не только политического, но и социо­культурного явления. Это представляет особый вызов национальной безопасности, которому надо противодействовать с привлечением различных общественных институтов гражданского общества, в первую очередь вузов, в которых происходит не только обучение, но и социализация молодежи, формирование ее гражданской позиции и мировоззрения. Учащиеся вузов и других учебных заведений являются одной из наиболее уязвимых групп населения для проникновения идей экстремизма и терроризма.
Отдел способствует развитию волонтерства в нашем институте, недавно был создан волонтерский корпус, охватывающий всех студентов СПбГТИ(ТУ), студенты помогают нам как в наших мероприятиях, так и сотрудничают со всероссийскими организациями. Так, например, 16 мая этого года на базе нашего института прошло донорское мероприятие при партнерстве «Фонда доноров».
Ребята берутся за самые разные задачи, помогают школам в организации их праздников, участвуют в районных праздниках. Много внимания уделяется патриотическому воспитанию, и, конечно, мероприятия, посвященные 71-й годовщине Победы, прошли с участием наших студентов.
Важны и партнерские отношения, уси­лиями отдела заключен договор с молодежным добровольческим клубом «внуЧАТ», входящим в состав межрегиональной общественной организации «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров». Сейчас проходит согласование договор с компанией «Таксовичкоф», сотрудники договариваются об организации льготных экскурсий для наших студентов.
Для отдела, как и для вуза в целом, важна поддержка студенческих бизнес-инициатив, сейчас я рассматриваю проект студенческих кофеен, полностью продуманный нашими студентами, и, что уже немаловажно, пробные киоски уже работают в нашем городе. Отдел постоянно ищет возможности для развития, буквально на днях сотрудники провели мониторинг наших баз отдыха, чтобы оценить их возможности для проведения там различных мероприятий.
Конечно, им предстоит еще множество работы, в ближайших планах проведение выборов в студенческие советы на факультетах, создание добровольных спасательных отрядов и создание постоянно действующего военно-патриотического клуба, организация межвузовской военно-патриотической игры «Зарница» на базе СПбГТИ(ТУ) при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, организация взаимовыгодных шефских связей с военными организациями, ФСБ, МВД, МЧС и др.

— Как вы оцениваете свой первый год на посту ректора? Что уже сделано и что запланировано на ближайшее время?

— Первый год работы в должности ректора завершится еще только 24 июля 2016 года. Сегодня можно сказать, что истекшие 10 месяцев были насыщенными. Пришлось заниматься решением многих задач неотложного, текущего и перспективного характера.
Среди первоочередных дел была проведена работа по оптимизации структуры управления институтом, сокращен ряд должностей административно-управленческого персонала, дублировавших деятельность руководителей разных уровней. Совершенствуется система управления вузом, на сайте создан и функционирует электронный кабинет, куда к должностным лицам по различным вопросам могут обратиться абитуриенты, студенты и их родители, сотрудники института и в короткие сроки получить интересующую их информацию. Разработана и внедряется система оценки эффективности трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала. За истекший период удалось повысить зарплату профессорско-преподавательскому составу и увеличить должностные оклады учебно-вспомогательному персоналу.
Непрерывно совершенствуется образовательный процесс. За истекший год подготовлено более 30 образовательных программ в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами. Хочется отметить, что впервые за долгий промежуток времени внимание уделено не только формализованной стороне вопроса, но и содержательной. Недавно в нашем институте прошла научно-методическая конференция, посвященная внедрению современных инновационных образовательных технологий, которые уже в самом ближайшем будущем, по нашему мнению, позволят существенно повысить качество образовательного процесса и уровень подготовки наших выпускников. Считаю, что в деле образования стоять на месте нельзя. Поэтому нами активно развиваются методики преподавания, такие как формы дистан­ционного обучения, электронного обучения и тестирования. За истекший год открыто две базовые кафедры, что позволит нам активно вовлекать потенциальных работодателей в образовательный процесс: кафедра химии, физики и биологии наноразмерного состояния на базе Института химии силикатов им. И. В. Гребенщикова Российской академии наук (ИХС РАН) и кафедра материаловедения и технологии высокотемпературных конструкционных материалов и изделий на базе ООО «Вириал». Задачами новых кафедр является повышение уровня и качества практико-ориентированной подготовки по основным профессиональным образовательным программам высшего образования направления подготовки «Материаловедение и технологии материалов». Кафедра химии, физики и биологии наноразмерного состояния на базе ИХС РАН будет вести подготовку магистров по программе направленности «Материалы фотоники, опто­электроники и светотехники» и бакалавров направленности «Материаловедение и технологии светотехники, оптоэлектроники и средств отображения информации». На кафедре материаловедения и технологии высокотемпературных конструкционных материалов и изделий на базе ООО «Ви­риал» пройдут обучение магистранты по программе направленности «Материаловедение и высокотемпературные наноструктурированные конструкционные материалы и изделия».
Особо хочется отметить, что с 1 сентября начнется реализация модульного принципа подготовки по ряду образовательных программ. Этот совершенно новый не только для нашего института, но и для большинства вузов России подход позволит перейти от абстрактного преподавания ряда дисциплин к формированию вполне конкретных профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков).
СПбГТИ(ТУ) сохраняет и развивает традиции одного из ведущих в РФ научно-исследовательских центров в области химии и химической технологии, биотехнологии, информационных технологий. Общий объем финансирования научных исследований и разработок в 2015 г. составил более 165 млн рублей, что в расчете на одного сотрудника более чем в два раза превышает нормативы Минобрнауки. К наиболее интересным исследованиям следует отнести успешную организацию работы трех лабораторий мирового уровня в рамках проекта «Приглашенный ученый». Две из этих лабораторий, о которых я упоминал выше, развиваются в направлении «Медицинская биотехнология» (проф. Дж. Мелино (Италия) и Ш. Мартин (Ирландия)) и одна работает в области химической технологии (проф. Д. Мурзин).
В конце 2015 года институт получил 300 млн рублей на создание химико-технологического инжинирингового центра, что позволило не только существенно обновить парк исследовательского оборудования, но и провести ремонт лабораторных помещений площадью 750 кв. метров.
Активна и многогранна в Технологическом институте международная деятельность. Нашими партнерами являются более 20 университетов и высших школ в таких странах, как США, Франция, Италия, Германия, Ирландия, Финляндия, Израиль, Китай, Норвегия, Румыния, Болгария, ­Казахстан.
Истекающий учебный 2015–2016 год был ознаменован получением двух высоких ­научных наград группой профессоров и сотрудников СПбГТИ(ТУ). В декабре 2015 года разработки института в области технологии утилизации отходов нефтедобычи и нефтепереработки отмечены «Национальной экологической премией имени академика В. И. Вернадского». Весной 2016 года СПбГТИ(ТУ) удостоился премии правительства Санкт-Петербурга в области высшего образования в номинации «В области интеграции образования, науки и промышленности».
В этом году кафедра технологии микробиологического синтеза впервые начала сотрудничать в рамках программы Европейской академической мобильности с двумя университетами Румынии — Университетом Трансильвании г. Брашова и Университетом Лучиан Блага г. Сибиу.
1 марта на кафедре физического воспитания состоялось официальное открытие Студенческого спортивного клуба «Красноармейские львы», а также сдача студенческого зачета Ассоциации студенческих спортивных клубов России. Эти мероприятия были посвящены 85-летию со дня основания норм ГТО.
Сейчас вступают в стадию завершения реставрационно-восстановительные работы в главном здании института, начат ремонт в Новохимическом корпусе, где будет размещен инжиниринговый центр. Современное оборудование для проведения НИР в этом центре уже закуплено. Проводится работа по ремонту фасадов и в ближайшее время будут отремонтированы корпуса, выходящие на Московский и Загородный проспекты, а также учебный корпус на 7-й Красноармейской улице. Также будут выполнены работы по благоустройству дворовой территории с восстановлением асфальтового покрытия и газонов. Запланирован ремонт других корпусов, студенческих общежитий и баз отдыха. Реализация планов на будущее во многом связана с вводом в эксплуатацию главного учебного корпуса.
Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~b4X8M


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник