Спокойствие, стабильность и уверенность - Информационный портал

Спокойствие, стабильность и уверенность

1 Ноября 2021

Спокойствие, стабильность и уверенность

27 октября в онлайн-формате прошло второе в 2021/2022 учебном году заседание Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем участвовали 59 руководителей высших учебных заведений, а также директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Н. С. Трухановская, председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга А. С. Максимов, директор Межвузовского студенческого городка А. А. Белокобыльский. Руководил заседанием председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) А. В. Демидов. Представители образования и власти обсудили три вопроса: организацию работы вузов в период с 30 октября по 7 ноября 2021 г., вакцинацию от коронавируса и итоги участия петербургских вузов в федеральной программе «Приоритет 2030».

Организация работы вузов в период с 30 октября по 7 ноября
А. В. Демидов отметил, что петербургские вузы подчиняются 14 различным ведомствам и поэтому выбирают формат работы в зависимости от рекомендаций учредителя и специфики преподаваемых специальностей. В соответствии с Приказом министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова № 972 от 22 октября 2021 г. руководители вузов вправе обеспечить реализацию образовательных программ в форме самостоятельной работы обучающихся и/или с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также осуществить перенос каникул. Также указано, что среди возможных вариантов — долгосрочное ограничение обычной формы работы вуза.
Чтобы коллеги из разных вузов смогли поделиться своим опытом, А. В. Демидов передал слово руководителям высших учебных заведений. Руководители вузов рассказали, что выбрали наиболее оптимальный для всех участников образовательного процесса формат. Важно, что независимо от формата — дистанционный, онлайн-обучение, самостоятельная работа или перенос каникул, -обучение в петербургских вузах продолжается. Администрации высших учебных заведений подготовили все необходимые электронные и методические ресурсы. Студенты обеспечены работой на весь период с 30 октября по 7 ноября и не будут подвергать опасности свое здоровье и здоровье окружающих.

А. И. Рудской,
ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

«На сегодня привиты порядка 35–40 % студентов и 72–75 % сотрудников. Особое внимание уделяется активному информированию о необходимости вакцинации. Приглашаем ведущих академиков, вирусологов на встречи со студентами, проводим профилактическую разъяснительную работу. С 30 октября по 7 ноября определена реализация основных образовательных программ высшего образования в форме самостоятельной работы обучающихся, конечно, в режиме онлайн-обучения. Поддерживается электронная информационная образовательная среда, распределенная система электронного обучения университета, при необходимости допускается проведение онлайн-консультаций. Также мы активно подключились к образовательным платформам COURSERA, Открытое образование и платформе Санкт-Петербургского государственного университета по разделу гуманитарных и точных наук».

А. В. Демидов,
ректор СПбГУПТД:

«Мы перенесли каникулы, предусмотренные календарным учебным графиком с 27 декабря по 30 декабря на период с 30 октября по 2 ноября». А. В. Демидов также высказался о возможности использования смешанного формата обучения в случае ухудшения ¬ситуации: «Мы начали этот учебный год, равно как и заканчивали предыдущий, в смешанном формате. Смешанный формат дает нам возможность дозировать онлайн- и офлайн-обучение, а при необходимости увеличить долю онлайна, но тем не менее остаться на смешанной форме обучения».

Н. М. Кропачев,
ректор Санкт-Петербургского государственного университета:

«Работа будет происходить в дистантном формате. Конечно, кроме дистантной формы используется онлайн-обучение. Надеюсь, что после выходных мы сможем вернуться, по крайней мере, к смешанному формату обучения».

И. А. Максимцев,
ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

«Мы избрали такую же форму, как у Н. М. Кропачева в СПбГУ. Мы каникулы объявлять не стали. В дистанционном режиме будем проводить занятия».

С. А. Сайганов,
ректор Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова:

«Такое развитие событий мы предполагали, на этот счет у нас уже были прописаны сценарии. Мы выбрали онлайн-обучение в дистанционном формате. Частично это будет самостоятельная работа студентов в информационно-аналитической среде, частично это будет контактная работа с помощью специального программного обеспечения с преподавателями, которые находятся дома. Мы решили загрузить студентов учебой. У нас существует большая часть клинических ординаторов, которые вовлечены в лечебный процесс, в том числе пациентов с коронавирусной инфекцией, и большая часть дополнительного профессионального образования, которое сдвинуть мы не можем. Они тоже ушли в онлайн. Некоторые преподаватели по ряду своих обязанностей в клиниках будут приходить на работу, потому что медицинская деятельность не останавливается. Предусмотрена онлайн-трансляция операций для некоторых обучающихся».

Н. В. Пахомова,
ректор Российского государственного университета сценических искусств:

«Мы работаем в дистанционном формате и в формате самостоятельной работы. У нас есть Учебный театр. Посетителей и студентов, которые заняты в спектаклях, пропускаем туда по QR-кодам. Мы записали ролики в поддержку вакцинации и будем 7 числа транслировать их в зданиях института».

А. П. Шевчик,
ректор Санкт-Петербургского государственного технологического университета (технического института):

«В Технологическом институте выбран такой вариант, как самостоятельная работа студентов. Нам крайне не подходит онлайн-обучение, дистанционная форма обучения. В Технологическом институте пятидневная рабочая неделя. У нас выпадает всего три дня: 1, 2 и 3 ноября, поэтому мы эти учебные дни переносим на рабочие субботы уже в ноябре. Для того чтобы студенты не расслаблялись в эти дни, мы приготовили для них блок самостоятельной работы».

А. А. Крымов,
ректор Санкт-Петербургского университета Федеральной службы исполнения наказаний России
(Университет ФСИН России):

«Пользуясь случаем, благодарю за включение нас авансом в состав Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Учебный процесс в эти дни ведется в полном объеме. Первый курс находится на казарменном положении и живет в общежитии. Отменены увольнения. В указанные дни они будут учиться в дистанционном режиме, находясь в своих жилых или служебных помещениях, специально предназначенных для этих целей».

А. Ю. Тышецкая,
директор филиала Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге:

«Так как мы являемся филиалом, то, естественно, мы руководствуемся не только указом президента РФ и министерскими приказами, но и политикой, которая складывается в головном вузе. Между четырьмя кампусами, которые находятся в Нижнем Новгороде, Перми, Москве и Санкт-Петербурге, создано единое образовательное пространство. Проанализировав все риски и особенности организации учебного процесса, мы поняли, что нам следует действовать в соответствии с Москвой. 20 % дисциплин останется в офлайне. Это касается не только математиков и дизайнеров, но и, например, лингвистов. С 30 октября по 7 ноября мы так же, как и многие вузы, предложили преподавателям организовать самостоятельную работу студентов».

С. О. Барышников,
ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова:

«В соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования РФ мы приняли смешанное решение, так как у нас есть курсанты и студенты. Курсанты в этот период занимаются самостоятельной работой. Преподаватели выдают им задания. Если необходимо, они могут воспользоваться справочной литературой в электронном формате на нашем сайте. Студенты переходят на дистант».

С. В. Авдашкевич,
первый проректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики:

«Университет с 30 октября по 7 ноября переведен в организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Нами определен перечень информационных ресурсов и средств виртуальной коммуникации, которые будут использованы при реализации и организации учебного процесса».

А. Н. Кислицына,
ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица:

«Академия Штиглица переходит в режим самостоятельной работы. Преподаватели должны довести до студентов необходимый объем самостоятельной работы, выдать задания, обеспечить методическую поддержку. Если есть необходимость, обеспечить индивидуальные консультации. Для системы дополнительного образования мы установили дистанционный режим».

С. И. Петров,
и. о. ректора Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

«В университете подготовлен приказ о переходе на дистанционный формат работы с 30 октября по 7 ноября. С 7-го числа планируем смешанный формат обучения».

Е. В. Емельянова,
и. о. ректора Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ:

«По рекомендации учредителя все студенты переводятся на дистант. Часть преподавателей будут работать со студентами дистанционно, а часть будут контролировать выполнение студентами индивидуальных заданий».

Д. К. Богатырёв,
ректор Русской христианской гуманитарной академии:

«На эти дни уходим в дистант. В дальнейшем, будем надеяться, что нам разрешат смешанный формат обучения».

Вакцинация
Н. С. Трухановская в своем выступлении напомнила, что «вакцинация — это, конечно, мера добровольная, но крайне необходимая для того, чтобы стабилизировать санитарно-эпидемиологическую ситуацию». Она также отметила, что руководители вузов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, выработали единый подход к решению существующей проблемы и научились работать в сложной обстановке. Важно, что ректорское сообщество Санкт-Петербурга тесно взаимодействует с местной властью. Это позволяет оперативно принимать правильные решения. Директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ поблагодарила вузы Санкт-Петербурга за оперативное информирование министерства о принимаемых мерах и выразила особую благодарность А. В. Демидову за возможность участвовать в заседании Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

А. С. Максимов озвучил статистические данные о результатах вакцинации в системе высшего образования в городе. Сейчас в общежитиях проживает больше 72 000 человек, заболевших в общежитиях — 167 человек, из них 117 человек болеют коронавирусной инфекцией. Штатных сотрудников высших учебных заведений — более 62 000 человек. Вакцинировано 60 % штатных сотрудников вузов, однако необходимо достичь 80 %. Вакцинировано всего 17 % студентов. Переболи 9 % студентов.

А. А. Белокобыльский поделился наблюдением, что в результате информационной работы студенты стали вакцинироваться активнее. Ситуация в студенческом городке находится под контролем. Вакцинированных и переболевших студентов — более 50 %. Заболеваемость в городке есть: в день заседания заболело два человека. Болеют в легкой форме. Сотрудников вакцинировано и переболело более 80 %. Важно, что вакцинация в том числе проводится на территории студенческого городка.

А. В. Демидов
обратил внимание участников заседания на большую категорию людей, которые переболели бессимптомно и имеют высокий уровень антител к коронавирусу, но при этом не могут получить QR-код. При высоком уровне антител необходимость прививки вызывает сомнение у людей. Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области предложил инициировать рассмотрение этого вопроса на уровне правительства города и страны.
 
«Приоритет 2030»
Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области ¬А. В. Демидов посвятил вторую часть заседания подведению итогов участия петербургских вузов в программе «Приоритет 2030». 187 университетов со всей страны подали заявку на участие в программе «Приоритет 2030», в том числе 20 вузов творческой направленности, причем пять вузов — от Санкт-Петербурга. 121 вуз вошел в программу «Приоритет 2030». Из них 106 вузов получили базовую часть гранта, еще 15 вузов выиграли программу кандидатов для участия в программе. От вузов Санкт-Петербурга было подано 20 заявок, 11 вузов получили базовую часть гранта, из них пять вузов — специальную. Важно, что вузы, не получившие грант в этом году, могут претендовать на участие в программе в следующем.

В финале онлайн-встречи ректор Университета ФСИН России А. А. Крымов любезно пригласил президиум Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области посетить в феврале одну из баз университета, что было с интересом воспринято ректорским сообществом. А. В. Демидов отметил, что Университет ФСИН России быстро развивается, и выразил надежду, что в очередную годовщину вуза санитарно-эпидемиологическая обстановка позволит руководителям вузов собраться в Университете ФСИН России.

Завершая заседание, А. В. Демидов отметил, что о нем можно будет прочитать в газете «Санкт-Петербургский вестник высшей школы», обратил внимание коллег на то, что только у Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области есть свое периодическое издание. Присоединяемся к пожеланиям А. В. Демидова участникам встречи и транслируем их и нашим уважаемым читателям: спокойствия, стабильности и уверенности!

Наталья РТИЩЕВА
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gMZxd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник