Спектакли XXIX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» пройдут в рамках Театральной олимпиады 2019

Фото: Пресс-служба Театральной олимпиады 2019

Фото: Пресс-служба Театральной олимпиады 2019

1 Октября 2019

Спектакли XXIX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» пройдут в рамках Театральной олимпиады 2019

С 23 сентября по 16 октября в Санкт-Петербурге проходит XXIX Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», приуроченный к Году театра в России. Фестиваль традиционно представляет работы ведущих современных режиссеров из России, Китая и стран Европы. В этом году, в отдельную главу «Някрошюс. Продолжение…» объединены постановки великого режиссера и его учеников.

В программу Театральной олимпиады 2019 войдут два спектакля XXIX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: «Чайная» китайского режиссера Мэна Цзинхуэя и «Из подполья: ответ Достоевскому» Томаса Ричардса, ученика Ежи Гротовского – одного из главных реформаторов театра XX века.

Впервые не только на XXIX Международном фестивале «Балтийский дом», но и в России, – китайский режиссер Мэн Цзинхуэй со спектаклем «Чайная» (Студия Мэн Цзинхуэя, Пекин, Китай). Взяв за основу пьесу классика китайской литературы Лао Шэ (в этом году отмечается 120-летие со дня рождения писателя), режиссер создал постановку, которую критики Поднебесной называют не иначе как «вызов национальной театральной традиции». С одной стороны, Мэн Цзинхуэй сохранил и приумножил все лучшее, что есть в классическом китайском театре, который так популярен сегодня. А с другой стороны, «Чайная» – это спектакль, созвучный нашему времени, совершенно новое сценическое высказывание. Спектакль с успехом прошел на Авиньонском фестивале в этом году. В дни показа «Чайной» зрители смогут посетить выставку китайского фотографа Ли Яня, которая, несомненно, поможет составить более полное впечатление о современном китайском театре.

Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера, Италия) для показа на фестивале выбрал знаковую постановку по произведениям Федора Достоевского «Из подполья: ответ Достоевскому». Ежи Гротовский – один из главных реформаторов театра XX века – вывел формулу предельно искреннего существования актера на сцене. Когда игра превращается в некий мистический акт, а зритель становится неотъемлемой его частью. Томас Ричардс – его ученик и последователь – неслучайно в качестве литературной основы для своего спектакля выбрал повесть Федора Михайловича Достоевского. Этот материал дает возможность на деле продемонстрировать все достижения школы Гротовского.

Программа XXIX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», в рамках Театральной олимпиады 2019:

«Чайная». Спектакль по пьесе классика китайской литературы Лао Шэ.

Студия Мэн Цзинхуэя, Пекин, Китай; режиссер: Мэн Цзинхуэй

2 и 3 октября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Китайцы говорят, что даже в самой маленькой и бедной чайной на окраине Пекина сосредоточена сердцевина национальной культуры. Сюда приходят не только выпить хорошего чая. Здесь можно провести время с друзьями или наедине со своими мыслями, поделиться горестями или совершить важную сделку. Это сакральное место для каждого жителя Поднебесной, и классик китайской литературы Лао Шэ именно сюда привел героев своей пьесы. Маленькая подвальная чайная, посетители которой отправляются в путешествие, охватывающее многолетнюю историю с конца династии Цин до становления КНР. Некоторые действующие лица появляются во всех трех частях: женятся, рожают детей, стареют, пытаются удержаться на плаву – да просто выжить! Другие – приходят и уходят.

Созвучной нашему времени эту пьесу сделал режиссер Мэн Цзинхуэй. С одной стороны, он сохранил и приумножил все лучшее, что есть в традиционном китайском театре, который так популярен сегодня. А с другой стороны, спектакль «Чайная» – это настоящий вызов классике. Уютные интерьеры чайной режиссер заменил на стальные леса и огромное стальное колесо, нежные звуки национальных мелодий – на электронную музыку популярной азиатской рок-группы Nova Heart. Но в центре происходящего все те же большие судьбы маленьких людей. Если отбросить реалии, связанные с историей Китая, то эту постановку можно воспринимать как картину из истории любой другой страны, которой пришлось пережить серьезные политические катастрофы. Между строк повествования, пропитанного национальным колоритом, отчетливо проступает общечеловеческая трагедия. Одна на всех. 

«Из подполья: Ответ Достоевскому». Постановка по знакомым сюжетам русского классика от одного из самых экспериментальных театров Европы.

Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса, Понтедера, Италия; режиссер: Томас Ричардс

9 и 10 октября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Ежи Гротовский – один из главных реформаторов театра XX века – вывел формулу предельно искреннего существования актера на сцене. Такую, когда игра превращается в некий мистический акт, а зритель становится неотъемлемой его частью. Сотворчество, сосуществование, энергетический обмен – это особое восприятие театра. Острое и обволакивающее, между сном и явью, вне времени и без границ, больше похожее на спиритический сеанс. Подобного театра не было и нет в нашей стране. Сегодня дело польского новатора продолжает его ученик и соратник Томас Ричардс, и артисты Центра, основанного Мастером в 1986 году в городе Понтедера. Каждый их выход на сцену – событие. Достать билеты на их спектакли во всем мире невозможно. И вот впервые прославленная труппа приезжает в Санкт-Петербург с премьерой «Из подполья: ответ Достоевскому». 

На примере знакомых сюжетов Достоевского «Записки из подполья» и «Братья Карамазовы» артисты попробуют найти защиту от угрожающих скрытых желаний, способных уничтожить не только героев, но и всех нас.

Подробнее об афише, билетах и событиях Театральной олимпиады – на сайте theatreolympics2019.com.

О Театральной олимпиаде 2019

Одно из ключевых событий Года театра в 2019 году – Театральная олимпиада, в рамках которой в России пройдут гастроли лучших зарубежных театров, национальных театров из регионов России, а также лекции и мастер-классы ведущих театральных деятелей мира.

Основная площадка Олимпиады — Александринский театр в Санкт-Петербурге. Олимпиада примет спектакли из 20 стран, покажет лучшие спектакли России, всего в программе более 50 российских и зарубежных постановок. В этом году Олимпиада проходит в 9-й раз, и впервые в своей истории — одновременно в России и Японии. Театральная олимпиада была основана 25 лет назад, в 1994 году, по инициативе всемирно известного театрального режиссера Теодороса Терзопулоса и впервые проведена в 1995 году на родине театра, в Греции, в городе Дельфы. Цель Олимпиады — показ лучших достижений современного театра, единение разных театральных школ, диалог их основателей и зрителей.

Оператор мероприятий Театральной олимпиады 2019 в России – Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума, который с 2012 года каждый год проходит в Северной столице. В 2019 году Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 ноября, и одним из главных его событий станет торжественное закрытие Театральной олимпиады. Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга.
Источник:  Пресс-служба Театральной олимпиады 2019
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~YtPMX


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник