Сергей Тарасов о профессии педагога - Информационный портал

Сергей Тарасов о профессии педагога

© РГПУ им. А. И. Герцена

© РГПУ им. А. И. Герцена

9 Ноября 2021

Сергей Тарасов о профессии педагога

В сентябре в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) произошла смена руководства. Университет возглавил Сергей Валентинович Тарасов. Сергей Валентинович прошел путь от выпускника исторического факультета РГПУ им. А. И. Герцена до председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и вернулся в alma mater в качестве руководителя вуза. Сергей Тарасов рассказывает о карьере, сфере научных интересов, важных качествах для педагога и о задачах, которые стоят перед ним как исполняющим обязанности ректора РГПУ им. А. И. Герцена.

О студенчестве
Студенческие годы в РГПУ им. А. И. Герцена были очень счастливыми, интересными. Конец 80-х — начало 90-х — время сложное, но именно благодаря студенческой жизни тяготы не так болезненно воспринимались. Я поступил в Герценовский институт после службы в армии совершенно осознанно, потому что хотел быть учителем. Сделать такой выбор мне помогли мои учителя. В студенческой жизни мы сочетали интенсивную учебу и, за что я благодарен преподавателям, неформальное общение. К преподавателям всегда можно было подойти, задать вопрос, они предлагали участвовать в мероприятиях. Например, на 1–2-м курсах я вел встречи ленинградских педагогических классов во Дворце культуры работников просвещения.
Таким образом я вовлекался в профессию, основы которой постигал в университете. Конец 80-х — это период, когда снимались определенные барьеры, запреты: мне разрешили работать с первого курса в школе № 174 на Суворовском. Там я разработал курс для гуманитарных классов «Глобальные проблемы современности». Всё это постепенно затягивало в профессию. Я получал первоначальные навыки, работая с коллективом, детьми, и это предопределило мое будущее.

О необходимых профессиональных качествах
Порядочность, честность, стремление понять другого человека, проявить великодушие — это очень важно, особенно для педагога. Мы помним известные слова о том, что ни один президент или премьер-министр не обладает такой властью, как педагог в той аудитории, с которой он работает. Педагог — вершитель судеб. Важны такие профессиональные качества, как умение взаимодействовать, быть психологом, знать методики, владеть новыми технологиями. Но держится этот профессионализм на моральном человеческом фундаменте.

О сфере научных интересов
Я закончил исторический факультет. Тема моей работы на пятом курсе — «Проблема сознания в методологии образовательных систем». Через три года защитил кандидатскую диссертацию. Работа содержала в себе синтез педагогики, психологии, социологии, истории, культурологии. Так сложилось, что мне предложили защищаться в совете по психологии. Сфера моих профессиональных интересов простирается от детской психологии и до управления крупными образовательными системами. Почти 15 лет я управлял крупной региональной системой образования. В то же время я тесно взаимодействовал с академической средой, к которой отношусь с большим уважением. Активно занимаюсь наукой, написал несколько монографий, являюсь председателем программных комитетов ряда научных конференций. На мой взгляд, важно, когда ты как исследователь понимаешь логику процессов и учитываешь ее в принятии управленческих решений.
Я убежден, что качество образования в конечном итоге должно определять качество жизни в стране. Это еще одна тема, которой я занимаюсь и с точки зрения исследователя, и с точки зрения практика.

О команде
Я ценю в людях, которые работают со мной, открытость, готовность работать в команде: когда команда действует как ансамбль личностей, работающих на общие задачи и цели, создается неповторимый важный продукт. Неповторимый, потому что потенциал университета таков, что мы можем создавать уникальные продукты и выходить на серьезные результаты, участвовать в определении образовательной повестки не только регионального, но и федерального уровня.

О задачах
У нас есть две очень важные задачи. Мы должны повысить качество общего и профессионального образования. Хотя Санкт-Петербург и Ленинградская область — это регионы-лидеры по качеству образования наряду с Москвой, тем не менее мы стремимся к тому, чтобы Россия вошла в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Второе направление — воспитание и социализация. Сейчас многие говорят о воспитании патриотизма, но мне бы хотелось, чтобы это понятие понималось более широко и многопланово: как умение и готовность быть полезным, хорошо относиться к людям, своей стране. Реальный искренний патриот — это человек и профессионал, который делает лучше свою жизнь и жизнь окружающих. Для меня патриот — равно профессионал и порядочный человек.

Материал подготовила Юлия УЛАНОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 10 (176) ОКТЯБРЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OYjFx


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник