Полёт в мировое пространство...

8 Мая 2016

Полёт в мировое пространство...

Исполнилось 55 лет полету Юрия Гагарина. Первому пилотируемому полету в космос в истории человечества…

Восемьдесят лет назад, в 1936 году, в Москве увидело свет второе издание книги «Полет в мировое пространство». Автор — Макс Валье, немецкий пионер ракетной техники, о котором тогда писали, что он стал «первой жертвой межпланетных сообщений»: он погиб в 1932 году при испытаниях рекордного гоночного автомобиля, оснащенного жидкостным реактивным двигателем. Примечательно, что название, вынесенное на титульный лист, отличалось от оригинального, немецкого, к нему добавили три слова «как техническая возможность». Именно «техническая возможность», а не «вековая мечта человечества», по тем временам, как представлялось, недостижимая.
Книга Валье интересна сегодня и своим содержанием, и подходом к изложению материала, и даже названием отдельных частей: «Препятствия, которые предстоит преодолеть», «Наши средства борьбы», «От фейерверочной ракеты к кораблю вселенной», «Грядущий полет в мировое пространство»… Получился не сухой технический текст, а заинтересованный рассказ, достаточно эмоциональный, о будущем, которое, по мнению автора, наступит очень скоро.
Сегодня, когда мы отмечаем 55-летие полета Юрия Гагарина, стоит перечитать произведение Макса Валье, взглянув на описываемые им проблемы уже с современных позиций.
М. Валье скрупулезно перечислял «наши средства борьбы», которые, по его мнению, должны были привести к победе над тяготением, описывал системы, создававшиеся человеком на протяжении веков. Он рассказывал о метательных машинах — рычажных, центробежных и работающих «благодаря упругости», о применении артиллерийских систем и о ракетах — боевых и фейерверочных, к тому времени человечество создало их достаточно много. Если перебросить «мостик» из 30-х годов прошлого века в 50-е, можно заметить, что Валье совершенно правильно уделил ракетным системам наибольшее внимание.
Техническое «средство борьбы», которое позволило совершить первый пилотируемый полет в космос, ракета-носитель «Восток», представляла собой подвергнутую модернизации баллистическую ракету пакетной схемы Р-7, на которую — по тандемной схеме — установили третью ступень с пристыкованным космическим кораблем. Именно королевская «семерка», как ласково называют эту ракету, обеспечила и запуск первого спутника, и практически все дальнейшее развитие пилотируемой космонавтики.
Даже сегодня технические характеристики «семерки» выглядят впечатляюще. Ее «гражданский» вариант при длине около 29 м имел стартовую массу 267 тонн при суммарной тяге двигателей первой и второй ступеней 396 тонн. Создание специализированной третьей ступени превратило боевую ракету в мощный космический носитель, способный — в современном варианте — выводить на околоземную орбиту до 7 тонн полезного груза.
Как отмечал один из заместителей С. П. Королёва, член-корреспондент АН СССР В. И. Феодосьев, в конце 50-х годов «…еще не существовало самого понятия ракетной системы. По общим представлениям эта ракета была не более как новая, усовершенствованная, с большим стартовым весом, большими дальностью и грузоподъемностью. Мало кто, кроме ведущих создателей этой ракеты, представлял себе, что это — качественный скачок, что впервые создается основа серии ракетно-космических систем…» Действительно, позднее появилось целое семейство ракет-носителей — «Восток», а за ним и «Восход», «Молния», «Союз», все в зависимости от типа установленной на третьей ступени двигательной установки. Благодаря этим носителям в космосе побывали практически все отечественные пилотируемые корабли, от первого «Востока» до современных «Союзов» с индексами ТМА-М и МС, спутники связи «Молния» и разведчики погоды «Метеор», автоматические межпланетные станции.
М. Валье описывал «корабли вселенной», приводя многочисленные проекты пионеров космонавтики, которые, по его мнению, должны были стать основой будущих космических транспортных систем. Можно сказать, что космический корабль (КК) «Восток», на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин, продолжает ряд этих конструкций, в чем-то являясь их прямым наследником, а в чем-то, естественно, разительно от них отличаясь.
Кстати, первое и сразу же достаточно точное техническое описание «Востока» появилось, как это ни удивительно, в газете «Правда», спустя несколько дней после полета Гагарина. В дальнейшем это описание послужило едва ли не основным источником информации для всех статей в энциклопедиях по космонавтике, да и в наши дни оно совсем не кажется устаревшим.
КК «Восток» состоял из двух основных отсеков — спускаемого аппарата, являющегося обитаемым, и приборно-агрегатного отсека, которые механически соединены между собой специальными стяжными металлическими лентами и пиротехническими замками.
Позднее, перед полетом Гагарина, С. П. Королёв подготовит записку в ЦК КПСС — так уж было положено — о конструкции «Востока»: «…в герметичной кабине корабля-спутника будут находиться средства обеспечения жизнедеятельности космонавта (система регенерации воздуха, десятидневный запас пищи и воды и др.), пульт пилота, средства ручного управления посадкой корабля, регистрирую­щая и другая аппаратура, а также средства двухсторонней радиотелефонной связи космонавта с Землей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Кроме того, в кабине корабля-спутника установлена телевизионная аппаратура для наблюдения за космонавтом в пределах прямой видимости с территории Советского Союза…»
Корабль «Восток» был оснащен системой катапультирования, обеспечивавшей посадку космонавта на собственном автономном парашюте. К. П. Феоктистов, один из разработчиков корабля, по этому поводу писал: «…это может показаться странным, но именно для полной надежности мы пошли тогда на решение, внешне сложное. Приняли схему раздельной посадки корабля и космонавта… После катапультирования космонавта вводилась парашютная система спускаемого аппарата, и он на ней приземлялся. Удар аппарата в момент приземления был довольно жестким, но это уже не имело значения... Катапультируемое кресло должно было использоваться и в случае аварии ракеты-носителя на начальном участке полета. Таким образом, введя катапультирование, мы решили сразу две задачи…»
Надо сказать, что «Восток» был спроектирован, построен и испытан в рекордные сроки — всего за два года. Примененные конструктивные решения оказались надежными и позволили не только совершить шесть успешных полетов одноместных кораблей, но, после изменения внутренней компоновки кабины и применения дополнительных двигателей мягкой посадки, и разместить в спускаемом аппарате сразу нескольких космонавтов. «Восток» послужил конструктивной основой двух- и трехместных «Восходов», не говоря уже о многочисленных фоторазведчиках «Зенит» и спутниках для биологических исследований. А Константин Феоктистов чуть позже стал единственным создателем космических кораблей, побывавшим на орбите на борту аппарата собственной конструкции…
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» отправился в космическое путешествие, первое в истории человечества, и своим единственным витком вокруг Земли целиком и полностью подтвердил мнение Макса Валье, который в авторском предисловии к своей книге писал:
«…освободившись от цепей земного тяготения хотя бы лишь на несколько часов, мы смогли бы приобрести неоценимые познания, касающиеся глубочайших космических тайн. Это вознаградило бы нас за все труды и мучения, когда-либо понесенные исследователями и изобретателями. Обитаемы ли планеты живыми существами или же они являются жуткими ледяными пустынями, — кто сможет это доказать, пока мы не побываем там на наших кораблях вселенной?»

Александр ОРЛОВСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~U73wL


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник