Политех — университет 4.0: цифра, инновации, высокие технологии - Информационный портал

Политех — университет 4.0: цифра, инновации, высокие технологии

Фото: СПбПУ

Фото: СПбПУ

28 Октября 2020

Политех — университет 4.0: цифра, инновации, высокие технологии

Интервью с проректором по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Еленой Михайловной Разинкиной.

— Уважаемая Елена Михайловна, вы не раз говорили о важности использования индивидуальных траекторий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся. Как это должно реализовываться на практике?
— Гибкая система обучения, реализуемая в Политехе, выстроена в рамках модели «2+2+2» (2+2 года бакалав¬риата + 2 года магистратуры), которая позволяет студентам осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории, то есть получать знания именно в тех областях, которые для студента важны и интересны.
Суть модели в следующем: студенты могут выбрать свою специализацию дважды — после второго курса обучения и после окончания бакалавриата. Таким образом увеличивается уровень осознанности по отношению к специальности, что в свою очередь повышает мотивацию к учебе и способствует лучшему усвоению профессиональных знаний.
Первый шаг в построении своей индивидуальной образовательной траектории — это поступление на направление подготовки (специальность). Обучение на первом курсе осуществляется по пяти Полигруппам (инженерно-технологическая, физико-математическая, информационно-компьютерная, торгово-экономическая и гуманитарная). Это единая базовая подготовка для всех студентов Политеха по гуманитарным, социально-экономическим дисциплинам, дисциплинам по цифровой грамотности, а также по физико-математическим дисциплинам в рамках одной Полигруппы. В этот период уже проходит предпрофильная подготовка (дисциплина «Введение в профессиональную деятельность»), которая позволяет выбрать образовательную программу после третьего семестра обучения по результатам рейтинга. В рамках одной Полигруппы упрощена смена направлений подготовки. В блоке «Виртуальная мобильность» студенты по выбору осваивают онлайн-курсы от ведущих российских и зарубежных вузов.
Второй шаг — переход на обучение по образовательной программе (направленности), то есть обучение по профилю подготовки, изучение специализированных дисциплин. На 3–4-м курсе бакалавриата дается дополнительная мини-специализация: получение компетенций из неосновных предметных областей путем выбора треков в рамках модуля мобильности. Индивидуализация обучения широко реализуется за счет участия обучающихся в проектной деятельности. Предоставляется возможность получения рабочей профессии.
Третий шаг — это магистратура, в рамках которой студенты могут продолжить обучение на другом направлении подготовки, отличном от бакалавриата. Важная часть обучения — адаптационный модуль, направленный на освоение недостающих базовых знаний посредством изучения факультативов при поступлении с «непрофильного» направления подготовки бакалавриата. В рамках мини-специализации магистры также выбирают треки в рамках модуля мобильности. В магистратуре индивидуальные образовательные траектории более широко, чем в бакалавриате, реализуются за счет академической мобильности, возможности обучения по международным программам двойного диплома, а также участия в программах стажировок от индустриальных партнеров.

— Если студентам будет предоставлена возможность менять направление подготовки, не приведет ли это к такой ситуации, когда студенты будут поступать на не самые популярные и востребованные специальности, а в процессе обучения массово переходить на другие, более популярные?
— Чтобы этого не случилось, необходимо регулировать процесс на государственном уровне, особенно при обучении за счет бюджетного финансирования. Мы все-таки должны учитывать потребности нашей экономики. Сейчас есть такие механизмы, например, «правила» перевода бюджетного места в рамках УГСН (Укрупненные группы специальностей и направлений), наверное, стоит их пересмотреть в соответствии с новыми подходами в организации обучения.

— В одном из выступлений вы сказали, что мобильность обучающихся внутри вуза и в его экосистеме позволит гибко адаптировать процесс обучения к целям и способностям студентов, а также лучше контролировать качество преподавания. Почему, на ваш взгляд, процесс обучения нужно адаптировать к целям и способностям студентов, а не наоборот?
— Новая модель обучения, реализуемая в Политехе, основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными субъектами образовательного процесса. Исходя из высокой скорости происходящих изменений во всех процессах нашей жизни, главная задача университета состоит в том, чтобы предоставить возможность обучающимся строить свою траекторию обучения, выступать именно в «субъектной» позиции. Конечно, есть блоки образовательной программы, которые достаточно жестко регламентированы учебным планом — в основном на 1–2-м курсах бакалавриата (специалитета). Однако как можно привить умение планировать, организовывать свою деятельность, выступать перед аудиторией, вести спор, давать аналитическую оценку проблем, не предоставляя обучающемуся право выбора? Новая модель обучения в Политехе помогает студентам сформировать востребованные личностные качества и профессиональные умения.

— Как Политех справился с переходом на дистанционное обучение?
— На исключительно дистанционный формат обучения с 16 марта было переведено свыше 34 тысяч студентов СПбПУ по всем уровням образования (высшее, среднее профессиональное и среднее общее образование (Естественно-научный лицей СПбПУ)). С апреля организованы процедуры проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации (ГИА) в дистанте. Студенты и преподаватели справились, а для представителей от работодателей, включенных в состав комиссий по ГИА, удаленный формат работы оказался еще более удобным.
Учитывая опыт в онлайн-образовании, Политех вошел в состав рабочей группы при Министерстве науки и высшего образования РФ. Политехнический университет открыл бесплатный доступ к более чем 100 своим онлайн-курсам, размещенным на Национальном портале «Открытое образование», международной платформе Coursera и внутренних образовательных порталах вуза. За два месяца на онлайн-курсы Политеха было записано около 50 тысяч студентов из более чем 60 вузов России. Более 60 тысяч электронных библиотечных ресурсов СПбПУ было открыто для обучающихся всех вузов страны. Северо-Западным региональным центром компетенций в области онлайн-образования СПбПУ на регулярной основе было организовано проведение открытых консультационных вебинаров для преподавателей вузов. 
Несмотря на наличие опыта в онлайн-образовании, Политех не реализовывал до сложившейся ситуации с COVID-19 образовательные программы в исключительно дистанционном формате, поэтому важно было с первых дней перехода на новый режим работы организовать обучение преподавателей, сотрудников университета. За два месяца, кроме традиционных курсов повышения квалификации в области онлайн-образования, было проведено 75 вебинаров (2 500 слушателей), организован мониторинг образовательного процесса в дистанционном формате и регулярные опросы студентов и преподавателей с целью оперативного выявления «слабых мест» и их устранения.

— Как в условиях дистанционного обучения в Политехе реализовывались лабораторные практические работы для инженерных и технических направлений подготовки? Какую роль в этом сыграл учебно-научный центр СПбПУ-ФЕСТО «Синергия»?
— К сожалению, не все практические и лабораторные занятия для инженерных и технических направлений подготовки мы смогли провести в условиях дистанционного обучения. Небольшая часть занятий была перенесена на следующий семестр, хотя интересных практик было много. Например, опыт Политеха по проведению лабораторных практикумов с удаленным доступом к высокотехнологичному оборудованию, который по итогам участия в проекте «Лучшие практики» Ассоциации глобальных университетов получил самый высокий рейтинг по посещаемости (скачиванию). 
Кейс, реализованный в рамках Международного университетского сетевого проекта «Синергия» на базе учебно-научного центра СПбПУ-ФЕСТО «Синергия», направлен на проведение лабораторных и практических работ в режиме реального времени. Цель — развитие у студентов навыков по проектированию интегрированных интеллектуальных систем управления и управлению комплексными распределенными объектами, системами и процессами с большим потоком информации. Это 12 лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием при поддержке Международного промышленного концерна FESTO и компании Siemens, в удаленном доступе. На период COVID-19 Политех предоставил вузам 50 виртуальных машин для дистанционного программирования программируемых логических контроллеров и панелей, выполненных по технологии HMI (человеко-машинного интерфейса), 4 удаленных рабочих места для отработки и отладки программного обеспечения автоматизированной системы управления технологическим процессом и роботов-манипуляторов в режиме онлайн, подключение к лабораториям вузов-партнеров проекта «Синергия», прохождение на бесплатной основе поддерживающего онлайн-курса СПбПУ «Современная промышленная электроника». В течение недели мы готовы были обучить до 1000 сторонних студентов, помимо наших.

— Проект СПбПУ «Создание линейки онлайн-курсов для формирования цифровых компетенций инженерных кадров» выиграл грант Министерства науки и высшего образования РФ. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. 
— Проект СПбПУ стал первым в рейтинге всех вузов, заявленных в лоте «Создание онлайн-курсов по тематике инженерного дела, технологий и технических наук», и получил поддержку в объеме 3 125 000 руб. В его рамках предлагается формировать цифровые компетенции в соответствии со следующими уровнями: «Цифровая грамотность», «Цифровая культура» и «Цифровой профессионализм». С каждым уровнем соотнесены один или несколько онлайн-курсов, среди них: «Цифровая грамотность», «Цифровая культура», «Когнитивные системы управления», «Основы нейроинформатики и машинного обучения», «Киберфизические системы: теория и приложения», «Компьютерный инжиниринг в цифровом проектировании и производстве». Их модульная структура и межпредметность обеспечат возможность персонализации образовательных траекторий студентов.
К реализации проекта активно привлекаются внешние организации: крупнейшие предприятия и институты. Уже в этом семестре запускается обучение на онлайн-курсах, причем для наших вузов-партнеров — бесплатное.

— Приемная кампания — 2020 — каковы ее особенности в сравнении с предыдущими годами? Можно ли говорить не только о минусах и каких-то неудобствах, но и о плюсах?
— Безусловно, мы вынуждены были работать в более напряженном режиме. Прием документов в Политех уже не первый год осуществлялся с использованием личных кабинетов для российских и иностранных абитуриентов. В 2020 г. мы внедрили новый цифровой национальный суперсервис, размещенный на Госуслугах, «Поступление в вуз онлайн» в рамках участия нашего университета в эксперименте Министерства науки и высшего образования РФ по апробации этого сервиса.
Не могу не отметить еще один очень интересный эксперимент, который был впервые реализован в рамках приемной кампании СПбПУ. На платформе Национальной технологической инициативы был запущен «Открытый отбор» — экспериментальный формат подготовки к поступлению для российских и иностранных студентов на программу «Технологическое лидерство и предпринимательство» Института передовых производственных технологий СПбПУ. Подготовка включала в себя прохождение онлайн-курсов, командные хакатоны, решение задач и прочие активности. Данная схема позволила отобрать лучших российских и иностранных студентов. Было подано более 1000 заявок из 29 стран. Мы планируем продолжить эту практику и в следующем году внедрить ее в приемную кампанию на другие международные образовательные программы, а также для набора российских абитуриентов. 
Политех уже много лет имеет самое большое количество бюджетных мест для приема по Санкт-Петербургу: более 5 000, немного меньше на внебюджетной основе. Конечно, это крайне ответственно. Общими усилиями мы справились, можно уверенно сказать, что прием состоялся успешно. В этом году возросло количество поданных заявлений: на 2 687 бюджетных мест бакалавриата, специалитета — около 60 000 заявлений. В целом с учетом магистратуры, аспирантуры, среднего профессионального образования (СПО), приема иностранных студентов количество заявлений составило более 90 000. Возрос интерес к специальностям СПО.

— В этом году слоган приемной кампании Политеха — «Поколение 4.0». Что это значит? 
— Это значит, что Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого как цифровой, инновационный и высокотехнологичный «Университет 4.0» ждет абитуриентов поколения 4.0. Молодежь поколения Z — открытых миру, прекрасно информированных и непринужденно обращающихся с высокими технологиями. Молодые люди, которые не мыслят жизни без Интернета и лучше всех ориентируются в цифровых трендах, на все 100 % смогут реализоваться в Политехническом университете. Мы ждем талантливых, разносторонних и стремящихся к саморазвитию абитуриентов. 

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (162) СЕНТЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~acHKd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник