Подготовка хорошего спортсмена — всегда творческий процесс - Информационный портал

Подготовка хорошего спортсмена — всегда творческий процесс

28 Февраля 2022

Подготовка хорошего спортсмена — всегда творческий процесс

Интервью с ректором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Сергеем Ивановичем Петровым.

— Сергей Иванович, уверена, что вы следили за Олимпиадой. Как вы смотрите на такие события: как болельщик или специалист, находящийся «внутри» спорта?
— Конечно, как болельщик, все-таки родные сердцу люди выступают. И обязательно как профессионал, потому что необходимо понимать функционирование всей этой системы. Например, как работают ограничения, связанные с коронавирусом. Нам надо понимать, как действовать, когда ограничения накладываются на наших спортсменов, это ведь может быть дополнительным фактором для отстранения спортсмена от соревнований. Организационные вопросы интересны плюс судейство, тактика выступлений на соревнованиях, техника спортсменов, оценка их функциональной готовности, влияние политических и других факторов. Всё это мы оцениваем, разбираем действия наших спортсменов, т. е. по итогам Олимпиады проводится серьезная аналитическая работа, направленная на разработку рекомендаций по повышению качества тренировочного процесса и исправление ошибок.

— Обычный человек навскидку назовет видов десять спорта. В Университете имени Лесгафта, Санкт-Петербург готовят специалистов по 60 видам!
— Более того, перечень видов спорта в классификаторе постоянно расширяется, и тенденция последних лет — добавлять всё новые и новые виды. Международный олимпийский комитет считает, что есть необходимость включения новых видов спорта, иногда, к сожалению, за счет классических, к которым мы привыкли с прошлого века. Делается это для того, чтобы повысить зрелищность Олимпиады, привлечь большее число зрителей, и как следствие, для того, чтобы было больше занимающихся физической культурой и спортом.
Я не вижу ничего плохого в расширении видов двигательной активности. Это дает возможность подбирать под себя тот вид занятий, который больше нравится. Наш подход такой: спорт как вид жизнедеятельности должен носить массовый характер, чтобы каждый человек занимался спортом, благодаря этому становился здоровее и повышал качество собственной жизни.

— Когда вводится новый вид спорта в Олимпийские игры, вы сразу набираете студентов на эту специальность?
— Это работает немного по-другому. Есть организационные моменты, которых мы придерживаемся: по наполняемости групп, по кадровому обеспечению, по обеспечению тренировочного процесса того вида спорта, который мы хотим. Понятно, что мы не имеем права даже набирать студентов, если не можем создать условия для занятий. Поэтому мы подходим очень аккуратно к этим вопросам, принципиально новых дисциплин, кроме киберспорта, мы у себя в последние годы не профилируем.
Но есть разновидности видов спорта, близкие к классическим. Например, стритбол или баскетбол 3 х 3: методики тренировки близки баскетболу. Для того чтобы стать тренером по баскетболу 3 х 3, надо получить знания на кафедре теории и методики спортивных игр, а уже на выходе, к 4-му курсу, готовить близкие к своей специфике выпускные квалификационные работы, проходить практику, самому разрабатывать методики и тренировочные программы. Так это работает с новыми видами спорта. А потом мы приглашаем уже работать к себе в штат, если этот новый вид спорта становится достаточно популярным и может обеспечить набор студентов.

— То есть вам приходится самим же готовить себе преподавателей?
— А как же? Наш основной тезис — мы готовим кадры для отрасли и для себя. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники оставались в наших стенах и продолжали наши традиции, развивали наши научно-педагогические школы и оставались лесгафтовцами по жизни. Мы этим гордимся и ценим людей, которые до конца своих рабочих будней остаются в университете.

— Вы тоже истинный лесгафтовец?
— Я поступил в 1994 году, отучился в бакалавриате, потом в магистратуре, защитил диссертацию, остался на кафедре теории и методики борьбы преподавателем, совмещал с работой на кафедре психологии и вот до сегодняшнего дня здесь. Прошел полный цикл от студента до ректора.
На самом деле, говорить о том, что я начал свой профессиональный путь, поступив в университет, нельзя. Каждый спортсмен начинает его гораздо раньше, приходя в детстве заниматься в секцию. Так он попадет в круг взаимоотношений спортсменов, тренеров, которые остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.
Мы тем и гордимся, что спорт — это действительно семья. В какой бы регион ни приехали, везде и тренеры, и преподаватели — это либо наши выпускники, либо наши коллеги, которые в соревновательной и образовательной деятельности постоянно взаимодействуют.

— Сейчас вуз на дистанционном обучении. Как вы с этой ситуацией справляетесь, получается сохранить полноценный учебный процесс?
— Для нас, как и для творческих вузов, это вопрос болезненный. Нас спасает то, что ребята к нам приходят подготовленные, занимавшиеся в секциях, приученные к дисциплине. Поэтому даже в дистанционных форматах упрощается взаимодействие между тренерами, преподавателями и студентами. Они могут выстроить программы обучения, в том числе самостоятельные, в удаленном режиме. Хотя еще раз подчеркну, ни одна дистанционная форма не заменит непосредственного контакта преподавателя и студента, студента со своими товарищами, партнерами и соперниками по виду спорта. Это невозможно в нашей сфере, потому что исключить соперника в борьбе или исключить партнера по команде в баскетболе или футболе невозможно. Здесь, наверное, в выигрыше только киберспортсмены, которые могут заниматься в любых условиях, лишь бы была техника.
Но мы прежде всего готовим тренера-преподавателя, который сам должен уметь научить, поэтому задания на составление программ и методик, подготовка документов — это всё не требует непосредственного контакта. Для спортсменов, которые постоянно на сборах, дистанционное -обучение вообще — спасение. Но, конечно, мы ждем, когда студенты вернутся в стены университета, потому что все наши исторические здания, да и мы сами скучаем по ним, вуз без них сиротеет.

— У университета есть исторические корни, школа, база, есть дисциплинированные целеустремленные студенты, есть научно-педагогический коллектив. Что нужно еще для успешной работы?
— Всегда хочется больше и лучше. У университета богатейшая история, 125-летняя. И здания, в которых располагается университет, тоже не молоды. Мы стараемся поддерживать их состояние, но, к сожалению, многие здания уже не подходят под современные требования к спортивным объектам, обеспечения доступной среды. Часть зданий — это культурное наследие, они не подлежат перестройке. С одной стороны, мы этим гордимся и это наше преимущество, с другой — это ответственность и постоянная работа.
Нам нельзя обойтись без обновления материально-технической базы и имущественного комплекса университета. Выходом из ситуации будет строительство большого спортивного комплекса с залами для занятий разными видами спорта, бассейном, стадионом, которое мы планируем на Оборонной улице.

— Комплекс только в проекте?
— В том-то и дело, что это очень затратный проект, вуз не обладает такими ресурсами. Содержание комплекса университета в центре города и строительство нового объекта — это очень серьезная финансовая нагрузка и на нас, и на учредителя — Министерство спорта РФ, поэтому ищем вариант с дополнительными инвестициями и смотрим, кто может нам помочь.

— Этот комплекс будет только для нужд университета?
— Одна из наших задач — расширение перечня спортивно-оздоровительных услуг для населения. Поэтому, конечно, спортивный комплекс не будет чисто университетским, там смогут заниматься и дети, и взрослые, и профессионалы, и любители.

— Спортивные занятия подвержены моде, как и любые занятия вообще. Сейчас много людей занимается бегом, залы йоги практически в каждом доме. Должен спортивный вуз как-то реагировать на такие «вызовы времени»?
— Если возникает потребность в подготовке кадров по какому-то из видов физкультурно-оздоровительной деятельности, то мы стараемся включить его в образовательную программу. Например, йогу мы относим к технологиям, которые помогают человеку достичь состояния здоровья или поддерживать форму. Для этого у нас есть кафедра теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы, которая дает нашим выпускникам инструмент, позволяющий работать с различными группами населения. Если говорить о тех, кто не имеет образования, — это большая проблема. Здесь основной принцип как у врачей — не навредить. Я считаю, что в наших спортивных вузах уникальное образование — здесь дают знания о человеке, которые нигде больше не получить. Это и социально-гуманитарный компонент, и психолого-педагогический, и медико-биологический, это и сама спортивная подготовка. Такого комплекса ни в одном образовательном направлении не существует, только у нас. Нашим выпускникам образование дает возможность грамотно выстраивать все тренировочные процессы для того, чтобы не навредить, а принести пользу каждому конкретному занимающемуся различными видами физкультуры и спорта.
Недавно на базе учебно-тренировочного центра «Кавголово» мы создали академию зимних видов спорта. Хотим концентрировать там дополнительные образовательные программы, в том числе организовать высшую школу тренеров по зимним видам спорта. Эти программы предусматривают и подготовку детей, которые позже могут стать нашими абитуриентами, и образование взрослых на уровне повышения квалификации и переподготовки кадров. У нас есть подобные программы по хоккею. Это тоже хорошая перспектива, тем более что у нас в университете работают выдающиеся личности, олимпийские чемпионы по зимним видам спорта Любовь Ивановна Егорова, Оксана Борисовна Казакова, сотрудничает с нами Юрий Фёдорович Кашкаров — все они всегда участвовали и участвуют в жизни университета.

— Вы можете как-то регулировать сферы, где, на ваш взгляд, мало делается? Например, усилить легкую атлетику или фехтование…
— Это раньше был направленный набор по спортивным специальностям, на конкретную кафедру. Сейчас процедура общего набора, здесь здоровая конкуренция: кто больше наберет баллов по ЕГЭ и на специализированных вступительных испытаниях, тот, собственно, и выиграет. Другой вопрос, что рынок физкультурно-оздоровительных услуг — саморегулирующийся, есть популярные виды спорта, такие как футбол, хоккей, игровые виды в целом, там и поток абитуриентов, как правило, очень большой. Единоборства, гимнастика, легкая атлетика тоже популярны. Сам факт подачи документов на такие виды спорта говорит о потребности в тренерских кадрах. Это логично: чем выше популярность — тем больше занимающихся, а значит, нужно больше тренеров.

— Раз заговорили о футболе, взгляд дилетанта: вид спорта популярный, а успехов нет. У нас огромная страна, но всё время приглашают легионеров. неужели у нас нет талантов Или никто не умеет их искать?
— Всё время задаюсь этими же вопросами! Для кого мы готовим тренерские кадры? Я глубоко сомневаюсь в том, что у нас нет выдающихся футболистов. Страна большая, интересующихся именно футболом талантливых детей очень много. Если спорт превращается в бизнес, зарабатывание денег — это негативно сказывается на его развитии, на развитии именно национального спорта. Когда начинается покупка и перепродажа игроков, нашим ребятам не остается места в составе команд. Отсюда, наверное, и результаты, которые показывает сборная, — если нет нормальной игровой практики, где же получать опыт?!

— Но есть традиционно сильные школы художественной гимнастики, фигурного катания…
— Действительно, мы здесь лидеры. Сочетание тренерского мастерства и желания самих девчонок и ребят достигать высочайших результатов, это всё в совокупности и приводит к победам.
Подготовка хорошего спортсмена — это всегда творческий процесс. Говорят, что есть идеальные модели спортсменов. Да, они есть, но такого идеального спортсмена в жизни не найдешь. Конституция борца определяет стиль ведения борьбы, и результат он получает именно благодаря своим конституционным особенностям. Тренер должен к каждому найти подход для того, чтобы раскрыть его личные возможности. Есть типовые программы, но без индивидуального подхода ничего получаться не будет, надо раскрывать резервы, присущие каждому конкретному человеку.
Гениальные тренеры могут сразу увидеть талант в ребенке, которого привели в секцию, есть люди, опытом нарабатывающие это умение. Есть те, кто работают по стандартной методике со всеми.
Но и задачи разные стоят перед тренерами. В спорте высших достижений главное — результат на крупных международных соревнованиях, таких как чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры, у массового спорта другие ориентиры — людям нужна двигательная активность. Большая проблема современности — дети, сидящие в гаджетах. Кроме физической культуры и спорта, других вариантов отвлечь детей от виртуального мира я не вижу. Их надо вовлекать в спортивные занятия. Это в чем-то даже более ценно, чем готовить чемпионов, это как раз и есть здоровье нации.

— Еще один участник спортивного состязания — арбитр. Можно, поступив к вам, стать спортивным судьей?
— Судей мы готовим, только в той части, которая касается спортивной специализации в рамках базового курса обучения. Тем не менее мы сотрудничаем со спортивными федерациями и другими организациями для того, чтобы помочь в подготовке этих судей. Буквально на днях у нас прошел судейский семинар по спортивной гимнастике, его проводила Любовь Бурда — двукратная олимпийская чемпионка, член Технического комитета по женской спортивной гимнастике Международной федерации гимнастики (FIG).

— Кроме спорта, в системе вуза еще и спортивная медицина, факультет здоровья и реабилитологии. Это перспективное направление?
— По стране в целом не хватает порядка восьми тысяч спортивных врачей. Это колоссальная цифра, учитывая, что сейчас государство ставит задачу развивать массовый спорт, а медицинское сопровождение этой деятельности не обеспечено. Благодаря Владимиру Александровичу Таймазову, президенту университета, 4 года назад мы совместно с Национальным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова начали подготовку спортивных врачей. Смысл ее заключался в том, что в их стандарт «лечебное дело» мы интегрировали свои спортивные дисциплины, в рамках которых студенты центра получают дополнительные компетенции в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, этих студентов мы пытаемся погрузить в спортивную среду: приглашаем на открытые фестивали спорта, здоровья и ГТО, на другие мероприятия, чтобы они увидели спорт изнутри. Надеюсь, что в будущем у нас будут и совместные программы переподготовки, и повышения квалификации, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие специалистов в отрасли.

— Вы разрабатываете план развития университета на ближайшие 10 лет, который разбит на две пятилетки, что должно осуществиться в ближайшую?
— Планов много, в пятилетний срок мы не в состоянии достичь всех целевых показателей, которые нам необходимы как университету, стремящемуся быть лидером в научно-образовательном пространстве в области физической культуры и спорта Российской Федерации, да и не только.
Если говорить о ближайших задачах — это цифровая трансформация, международное сотрудничество, повышение имиджа университета на российском и международном пространстве, повышение качества образовательной и научной деятельности.
Перспективная задача — это вывод научных изысканий на новый уровень. Тут требуется создание научной инфраструктуры, оснащение лабораторий для того, чтобы делать качественные исследования по заказу как государства, так и организаций, которые в этом заинтересованы.

— Международное сотрудничество зависит от открытия границ. А в повышение имиджа вы что вкладываете?
— Ждать открытия границ не стоит, надо делать ставку на развитие новых форм взаимодействия с образовательными и научными организациями за рубежом. Применение сетевых форм образовательных технологий как раз здесь уместно.
Сейчас наших преподавателей приглашают в Китай, это хороший знак — нас действительно знают и хотят воспользоваться нашими знаниями. Но всё мы им не расскажем, спорт — полузакрытая сфера. Мы не можем делиться информацией по передовым методикам подготовки спорт¬сменов с нашими же конкурентами. Наших воспитанников очень много по всему миру, многие зарубежные тренерские школы выстроены нашими специалистами, та же художественная гимнастика. Понятно, что в Китае тоже с удовольствием позаимствуют наш передовой опыт. Надо нам это? Мы дружим, но спорт — это честная конкуренция, кто лучше подготовлен, тот и выигрывает, а подготовка — это как раз методики.
Если говорить об улучшении имиджа университета — это пересмотр стандартов общественных связей с нашей стороны, подходов в организации работы пресс-центра, присутствия в информационном поле в разных его форматах. Плюс участие в знаковых проектах, решении государственных задач, но прежде всего качество нашей собственной научной, образовательной и спортивной работы.
Мы подключаемся к разработке стратегических документов, законодательных актов. Например, сейчас участвуем в подготовке доклада с предложениями по развитию массового спорта в России.
В Государственной Думе состоялось первое заседание рабочей группы Комитета по физической культуре и спорту «О гармонизации законодательства в РФ о физической культуре и спорте и законодательства об образовании», в котором участвовали наши коллеги: главный научный руководитель университета профессор Раиса Николаевна Терёхина, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики профессор кафедры теории и методики гимнастики Ирина Александровна Винер-Усманова и профессор кафедры теории и методики физической культуры Ольга Анатольевна Двейрина.
Конечно, мы будем налаживать взаимоотношения со многими образовательными организациями как в Петербурге, так и в других регионах, а также делать совместные проекты, которые помогут представить университет достойно. У нас хороший узнаваемый бренд, разработан фирменный стиль, есть большие планы работы со СМИ и SMM-площадками, будем представлять на выставках и конгрессах наши программы, в том числе дополнительного образования. Узнаваемое имя есть, нужно его продвигать, представлять и студентов, и науку, демонстрировать свои возможности на всех уровнях.
Беседовала Дарья Осинская
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 (180) ФЕВРАЛЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xo2Cz


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник