Организация подготовки инженеров-ракетчиков в Военмехе - Информационный портал

Организация подготовки инженеров-ракетчиков в Военмехе

6 Апреля 2016

Организация подготовки инженеров-ракетчиков в Военмехе

Первая статья к юбилею кафедры «Ракетостроение» завершалась информацией о том, что 8 июля 1946 года в Ленинградском военно-механическом институте был создан факультет реактивной техники. Сегодня мы расскажем, как же в Военмехе изначально была организована подготовка инженеров-ракетчиков и как в течение первых лет существования эта подготовка совершенствовалась и по структуре, и по содержанию с учетом быстро изменяющихся условий и возрастающих требований.

Надо сказать, что тогда, в 1946 году, опыт и возможности преподавательского коллектива Военмеха были отлично известны руководству страны. К тому времени институт уже был отмечен боевым орденом Красного Знамени с формулировкой в указе: «…за особые заслуги в области подготовки специалистов для военной промышленности» (кстати, вузов, имеющих эту сугубо боевую награду, в нашей стране было всего два — Военмех и Академия имени П. Ф. Лесгафта). Можно было рассчитывать, что вуз, имевший опыт развертывания учебной деятельности, что называется, «с колес» (как в 1942 году, в усло­виях эвакуации), сможет быстро приступить к подготовке высококвалифицированных кадров для ракетостроительной промышленности. Кроме того, свою роль сыграло и то, что еще в январе 1946 года, за несколько месяцев до выхода постановления «Вопросы реактивного вооружения», в институте были организованы курсы ускоренной подготовки специалистов по ракетному оружию — из числа студентов, завершавших в этот момент обучение. И самый первый выпуск инженеров-ракетчиков состоялся еще в апреле 1946 года; кстати, среди выпускников, прошедших эту ускоренную подготовку, был и Дмитрий Ильич Козлов, впоследствии ставший заместителем С. П. Королёва, а затем — одним из генеральных конструкторов ракетно-космических систем.
Итак, в соответствии с упомянутым приказом министра высшего образования в состав организуемого факультета вошли две кафедры: № 1 — «Проектирование и технология производства ракет» и № 2 — ­«Проектирование и технология производства двигателей». Добавим, что на приборном факультете института тогда же была организована кафедра № 3 — «Приборы управления полетом ракет».
Понятно, что для организации обучения «новой науке» потребовались грамотные специалисты — и руководители, и преподаватели. Так, деканом нового факультета через год после его образования стал Георгий Георгиевич Шелухин (1916–2010), выпускник Военмеха 1939 года, получивший тогда диплом с отличием и квалификацию инженера-механика. Как начальник 2-го отделения артснабжения 48-й Армии (Брянский фронт) Г. Г. Шелухин прошел всю войну, так что богатый опыт боевой эксплуатации реактивных систем залпового огня, знаменитых «катюш» (а именно этим вооружением ему довелось заниматься), у него имелся. Демобилизовавшийся в 1946 году, Шелухин в октябре 1947 года, после защиты кандидатской диссертации, был назначен деканом, и в историю он вошел именно как один из организаторов и успешных руководителей этого, самого первого в стране ракетостроительного факультета. В Военмехе Г. Г. Шелухин стал доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, основателем нескольких новых направлений подготовки специалистов и научных школ (в частности, ракетного двигателестроения и лазерной техники).
После официального формирования структуры факультета были назначены и первые заведующие кафедрами. Кафедру № 1 возглавил профессор, доктор физико-математических наук И. П. Гинзбург, кафедру № 2 — профессор, доктор технических наук Э. М. Файнзильбер (позднее его сменил генерал-майор В. И. Тарасов).
Исаак Павлович Гинзбург (1910–1979) — крупный специалист в области аэрогазодинамики и динамики полета летательных аппаратов. Выпускник Ленинградского университета, как ученый сформировался в предвоенные годы, а в период Великой Отечественной войны в составе группы академика В. И. Смирнова работал по заданию Государственного комитета обороны над проблемой устойчивости движения мин и реактивных снарядов. Поэтому его назначение заведующим ракетной кафедрой, головной на факультете, было вполне понятно.
И. П. Гинзбург руководил Первой кафедрой в течение трех начальных лет ее существования, обеспечив формирование преподавательского коллектива и успешную подготовку самого первого, ускоренного выпуска ракетчиков 1949 года. Результат его научной деятельности, включая все последующие годы работы в Военмехе, — это не только многочисленные монографии, учебники, публикации по специальным вопросам. Профессор И. П. Гинзбург был выдающимся организатором науки, создателем научной школы, получившей признание и в нашей стране, и в мире: им было подготовлено свыше 120 кандидатов и 14 докторов наук.
…В сентябре 1946 года на новом факультете был осуществлен первый набор студентов на первый курс. Были сформированы три группы, получившие индексы 804, 805 и 806. Понятно, что учить надо было не только первокурсников — ведь они могли влиться в ракетостроительную отрасль только спустя пять с половиной лет. Требовалось обеспечить набор способных студентов на второй, третий и даже на четвертый курс, и таких студентов пригласили с других факультетов. Поэтому в 1949 году, спустя всего три года, состоялся тот самый первый выпуск инженеров-ракетчиков, обучение которых прошло по полной программе.
Понятно, что для подготовки будущих ракетчиков были совершенно необходимы и новые учебно-методические материалы, и реальные образцы ракетной техники. Однако отечественные разработки пока еще были только в чертежах. Именно поэтому в самом начале существования Первой кафедры основой для изучения материальной части стали немецкие трофейные ракеты: баллистическая ракета Фау-2, самолет-снаряд Фау-1, управляемая авиабомба Хеншель-293, зенитная ракета «Шметтерлинг», неуправляемая зенитная ракета «Тайфун». Позднее на кафедры факультета были переданы материалы комиссии по изучению немецкого трофейного оружия, которые стали использоваться в качестве учебных пособий. Впрочем, были и отечественные образцы — неуправляемые ракеты М-13, М-8, M-28, чьи высокие боевые характеристики обусловили их широкое использование в годы Великой Отечественной войны. И конечно, со временем в кабинете мате­риальной части Первой кафедры стали появляться и советские ракеты, но об этом речь пойдет в следующей статье.
Учитывая накопленный за три года опыт подготовки кадров для ракетостроения и результаты выпуска и распределения первых студентов-ракетчиков, в 1949 году на факультете прошла реорганизация. В соответствии с приказом № 29 министра высшего образования от 26 января 1949 года из состава кафедры № 1 были выделены подразделения, на базе которых организовались кафедры № 4 и № 5, а кафедра № 2 влилась в состав Первой кафедры.
В результате Первая кафедра стала специализироваться на подготовке инженеров в области проектирования и технологии производства летательных аппаратов с жидкостными ракетными двигателями (в ведение кафедры в этот период отошли и ЖРД как таковые). Кафедру возглавил доцент Андрей Тимофеевич Носов (1906–1975), ставший одновременно и деканом факультета. Кафедра № 4, которую возглавил Г. Г. Шелухин, стала заниматься вопросами проектирования и технологии производства летательных аппаратов с ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ), а в компетенцию кафедры № 5 были отнесены вопросы аэрогидрогазодинамики и динамики полета (заведующий кафедрой — И. П. Гинзбург).
При этом каждая из кафедр факультета готовила по три студенческие группы. В результате такой реорганизации удалось не только упростить и сделать более логичной структуру выпуска специалистов, но и в полной мере обеспечивать промышленность инженерами необходимых специальностей.
Спустя десять лет выяснилось, что целесообразно перераспределение ряда специальностей по кафедрам, получавшим более четкую специализацию. В 1959 году была проведена еще одна реорганизация — в ведение Первой кафедры, заведующим которой стал доцент Виталий Петрович Ширшов (1924–1966), полностью перешли вопросы подготовки специалистов по разработке ракет как с жидкостными, так и с твердотопливными двигателями. При этом из ее состава выделились кафедра № 2, специализировавшаяся по жидкостным ракетным двигателям (заведующий — профессор Ф. Л. Якайтис), и кафедра № 6, которой передали всю технологическую подготовку (заведующий — профессор М. Н. Бокин).
Таким образом, в Военмехе в этот пе­риод, период становления всей отечественной системы подготовки кадров для ракетно-космической промышленности, было организовано обучение высокопрофессиональных инженеров, охватывавших по своим специальностям все основные направления ракетостроения: проектирование ракет и ракетных двигателей, динамика полета и управление ракетами, производство ракет и их систем. Важно, что в ходе всех проведенных реорганизаций Первая кафедра оставалась на меняющем свою структуру факультете системообразующей, головной, формирующей основную линию подготовки инженеров-ракетчиков.

Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~lxBbU


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник