Образование хочет знать, кто будет нужен промышленности через несколько лет - Информационный портал

Образование хочет знать, кто будет нужен промышленности через несколько лет

31 Марта 2022

Образование хочет знать, кто будет нужен промышленности через несколько лет

Как уменьшить дисбаланс спроса и предложения на рынке труда промышленных кадров? Какие есть механизмы кадрового обеспечения промышленного роста? Как решить проблему несоответствия ожиданий работодателей и уровня подготовки студентов в вузах? Какие существуют форматы и инструменты взаимодействия образовательных учреждений и промышленных предприятий? Ответы на эти вопросы искали участники девятого форума «Университет будущего — 2022», прошедшего в «Точке кипения — Санкт-Петербург».

Открывая главную дискуссию форума «Политика кадрового обеспечения развития промышленности Санкт-Петербурга», вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина отметила, что мир в очередной раз радикально изменился, и это напрямую повлияет на рынок труда.
— Оппоненты не оставили нам выбора. Речь идет о суверенитете нашей страны, не только географическом, политическом, но и экономическом, о том, как мы будем строить нашу экономику в нынешних условиях. Мы видим по совершенно беспрецедентному давлению санкций, что перестраиваться нам придется существенно, — сказала вице-губернатор.
Ирина Потехина напомнила, что сегодня доступ к целому ряду компетенций, которые в стране или недостаточно развиты, или отсутствуют, закрыт, а это означает, что необходимо максимально быстро, не эволюционно, а революционно, провести импортозамещение. Ключевым фактором становится скорость. У города уже есть опыт перестройки производства для выпуска средств индивидуальной защиты во время пандемии ковида, возведения за пять месяцев высокофункциональных стационаров-трансформеров, строительства за год школ с бассейнами и лабораториями. Переходя непосредственно к теме подготовки кадров, И. Потехина назвала второй фактор, без которого невозможно провести изменения в короткие сроки, а именно партнерство. С 1 июня 2022 г. прием во все колледжи, независимо от их ведомственной принадлежности, будет вестись в цифровом формате через портал Госуслуги. В колледжах Санкт-Петербурга отмечается высокий дефицит мест, особенно острая ситуация в медицине, но из-за отсутствия единой базы данных чиновники не знают, какова точная цифра приема — 3 тысячи или 5 тысяч мест? По словам вице-губернатора, цифровой прием как раз и покажет размер дефицита.
— Мы узнали у вузов (25 городских колледжей из 109 — это вузовские), есть ли возможность расширения приема. Ответ: да: и с точки зрения площадей, и преподавателей, и скорости создания новых программ. Уже в этом году впервые в истории мы даем контрольные цифры приема, то есть городское финансирование для негородских колледжей. Эта цифра небольшая — 500 мест. Город готов работать с колледжами разных форм собственности. Надеюсь, мы перестанем делиться на «наших» и «не наших», федеральных-городских, и будем работать в тесной связке, рынок труда и дети у нас одни, — подчеркнула И. Потехина.
Еще одно важное партнерство, нуждающееся в перезагрузке, — взаимодействие с работодателями. Вице-губернатор напомнила, что членство России в организации WorldSkills приостановлено, в 2023 г. чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills в Северной столице не состоится, но почти 2 млрд руб., выделяемых городом на проведение этого мероприятия, будут направлены на закупку оборудования для образовательных полигонов, желательно размещенных на площадках работодателей. Запуск программы «Профессионалитет», которая направлена на сокращение сроков обучения по ряду программ в колледжах, начнется 1 сентября 2022 г. и охватит половину российских регионов. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 г. предполагается выделить около 30 млрд руб. В текущем году ожидается участие в проекте предприятий, относящихся к восьми отраслям экономики: атомной промышленности, железнодорожному транспорту, металлургии, машиностроению, сельскому хозяйству, легкой промышленности, химической и фармацевтической. От Петербурга уже поданы заявки по трем индустриям, но это не предел.
— Вопрос сокращения сроков подготовки — крайне болезненный для системы образования. К нему мы подходим очень аккуратно. Если 15-летний ребенок отучился два года вместо трех, он не может в 17 лет выйти на рынок труда, в противном случае нужно изменить законодательство. Не должно произойти и потери качества подготовки. Когда сокращается срок профессиональной подготовки, страдает базовое школьное образование. Мы лишим конкурентоспособности наших детей в будущем, если еще сократим и программу общего образования. Потребность в навыках и умениях меняется очень быстро, а если нет базового образования, то как осваивать новые скиллы? — пояснила И. Потехина.
Сейчас специалисты ведут речь о создании новых программ для интенсивного прохождения школьной программы (например, этим вопросом занимается Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).
— Все в тревожном состоянии. Но хочу напомнить, что самые яркие прорывы в нашей стране происходили в период мобилизации, поэтому желаю нам всем прорывов, — резюмировала вице-губернатор.
На промышленных предприятиях работают почти 17 % горожан, внося значительную часть налогов в федеральный и региональный бюджеты, создавая базу для экономики мегаполиса. По прогнозам, для развития промышленности города требуются 56 тысяч человек (ежегодно 11 тысяч в течение пяти лет). За прошлый год промышленность приросла на 9 тысяч человек. Такие цифры привел председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик.
— Кадры были, есть и будут основным фокусом нашей работы. Одна из целевых установок промышленной политики — объем инвестиций в основной капитал обрабатывающих отраслей промышленности, который на протяжении многих лет в нашем городе падал. Но мы побили рекорд инвестиций за всю историю — более 100 млрд руб. вложили наши предприятия в свои основные фонды. Вложив столько средств, мы только усилили тот кадровый голод, который и так был на протяжении последних лет, — считает глава комитета.
В прошлом году был запущен весь набор инвестиционных мер поддержки: региональные инвестпроекты, офсетные контракты, докапитализация фонда развития промышленности (около 4 млрд руб. на сегодня), субсидии предприятиям по лизингу и многое другое. Говоря об образовании, К. Соловейчик выделил три основных блока: среднее профессиональное образование, высшее и дополнительное профессиональное образование. В индустриальных и постиндустриальных странах охват профессиональным образованием у трудоспособного населения увеличивается (больше 50 %). В нашей стране этот тренд уже наблюдается, что связано с желанием студентов и абитуриентов как можно быстрее начать получать самостоятельный доход. Это видно по ежегодно растущим конкурсам в средние профессиональные учреждения. Фокус предприятий сместился на автоматизацию и цифровизацию производственных процессов, что потребует особого подхода в подготовке кадров. С высшим образованием, по выражению К. Соловейчика, все спокойнее. Выпуск инженерных специальностей растет, но в то же время трудоустройство выпускников затруднено из-за отсутствия у них опыта работы на промышленных предприятиях. Он обозначил три основных дисбаланса: между фактической потребностью в промышленных кадрах (14 тысяч человек) и количеством выпускников системы образования (4 тысячи); перекос в направлениях подготовки, низкий процент выпускников, которые устраиваются по специальности (по отдельным направлениям это всего 4–5 %); отсутствие системного взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования. Важным направлением деятельности глава комитета назвал переподготовку уже взрослых специалистов, а также поиск формата работы с таким кадровым потенциалом, как фрилансеры и самозанятые.
— Мы не можем в момент увеличить цифры приема, это большие деньги и серьезная перестройка самой системы образования. Частное образование может помочь минимизировать нагрузку на государство. Все начинается с моды на работу в промышленности среди абитуриентов. Хотим, чтобы молодежь видела, завод сегодня — это не грязные цеха, а чистые, современные, безопасные, — сказал К. Соловейчик.
Он подчеркнул, что при запуске заводов нужно формировать команды работников. Для этого планируется проводить производственные экзамены, переходя на стандарты WorldSkills; сделать обычной практикой перевод на целевое обучение на последних курсах подготовки в колледжах; с помощью специальной программы помогать студентам искать наиболее интересных им работодателей. Уже действует единый корпоративный университет промышленных предприятий для повышения квалификации, необходимый как сотрудникам, так и вузам, которые смогут сфокусироваться на определенных компетенциях для конкретного производства.
— Чтобы не терять кадры при выходе из колледжа, надо перестроить работу с кадрами на заводах, собирать данные о потребностях в персонале наших предприятий, расширить возможности демонстрационного экзамена для выпускников колледжей, используя для этого инфраструктуру промышленных предприятий, размещая там обучающие фабрики и воссоздавая всю цепочку процесса производства, — перечислил глава комитета.
Проблема синхронизации потребностей экономики и кадрового обеспечения актуальна практически для каждого российского региона. Но она решаема, уверена заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Маргарита Скворцова. Все участники рынка труда и системы образования должны обладать единой информацией.
— Система образования часто располагает информацией об уже реализуемых инвестиционных проектах, но невозможно подготовить специалиста за месяц. Когда выпускник получает документ об образовании, эти проекты уже запущены и кадры набраны. Важно, чтобы бизнес делился своими планами хотя бы в трехлетней перспективе. Образование должно понимать, кто будет нужен через несколько лет, — пояснила М. Скворцова. — Нужно усиливать работу со школьниками 8–9-х классов, формировать новый образ студента среднего профессионального образования, отходить от образа сантехника Афони. Должен сформироваться новый класс работников, престижный, с высоким уровнем компетенций.
По мнению председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, в ситуации, когда мир переходит с одной модели развития на другую, когда «старая лениво-либеральная модель реально закончилась, и все, что связано сейчас с развитием, будет испытывать фантастический дефицит, на первое место должна выйти производительность труда».
— Численность работающих в промышленности не имеет тенденции к росту нигде и не будет таковой у нас ни при каких условиях. Производительность труда становится основным фактором нашего не только выживания, но и жизни. Хотим быть самостоятельным государством, производительность должна быть на первом месте, все остальное — профанация, — считает Д. Чернейко.
По его словам, необходимо заниматься кадровым проектированием, привести демонстрационный экзамен в соответствие с корпоративным профессиональным стандартом, иначе даже чемпион может остаться без работы. В официальных нормативных документах заранее закладывается время на переподготовку выпускников текущего года, то есть на переобучение, хотя в современных условиях времени на адаптацию молодого работника просто нет.
— Сегодня значение профессионального образования — фактор номер один для выживания. Надо не просто нашпиговывать техникумы и колледжи оборудованием, которое устареет через два-три года. Этого мало. Надо сделать молодого человека серьезным рабочим, которого поддерживает предприятие и государство, — сказал Д. Чернейко.
Председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов напомнил об огромном потенциале города в вопросе кадров: только студентов обучается больше 400 тысяч по всем формам профессиональной подготовки. Систему среднего профобразования удалось сохранить и приумножить. Чтобы принимать важные решения, нужно понимать, куда двигаться, плотно работать с предприятиями.
— Колледж не может быстро материально-технически модернизироваться, необходима поддержка промышленности, как, например, Кировского завода, предоставляющего помещения для обучения бесплатно, — отметил он.
Подводя итоги пленарного заседания форума, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель программы «Литературное творчество» образовательного центра «Сириус» Елена Казакова отметила: «Мы живем в нестабильное время, которое требует от нас учиться всю жизнь и переосмысливать себя как человека работающего в том числе. Выстроить политику кадрового обеспечения можно только путем взаимодействия самых разных структур и ведомств».
Анна ШАРАФАНОВИЧ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (181) МАРТ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CPCmz


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»
С 22.03.2022 17:10:00 по 06.07.2022 18:10:00 «Издания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и публикации работ сотрудников за 2020-2021 гг.»
С 16.04.2022 10:20:00 по 17.07.2022 11:20:00 «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля»
С 23.04.2022 15:30:00 по 11.07.2022 16:30:00 «Невская купель. 2022»
С 28.04.2022 10:20:00 по 08.08.2022 11:20:00 ГИК №1. Дело агента Сапфир
С 28.04.2022 14:50:00 по 30.06.2022 15:50:00 «Петра творенье – Петербург»