О мультимедиа в соединении с культурой классического кинематографа говорили на киноклубе в Президентской библиотеке

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

9 Сентября 2019

О мультимедиа в соединении с культурой классического кинематографа говорили на киноклубе в Президентской библиотеке

В Президентской библиотеке состоялось заседание киноклуба, на котором были просмотрены и проанализированы видеоработы студентов факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Вместе с начинающими кинематографистами и аудиторией киноклуба профессиональный анализ фильмов провела старший преподаватель кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета искусств СПбГУ Людмила Никитина.

Людмила Леонидовна – сценарист, один из ведущих мастеров документального и научно-популярного кино в России и за рубежом. Она сняла более 40 фильмов и телевизионных передач, отмеченных призами отечественных и международных фестивалей и конкурсов, организовала первую в России (1990–1992) негосударственную киностудию «Наследие», вела передачи «Для тех, кто любит кино» на Пятом канале Ленинградского (Санкт-Петербургского) телевидения. 

«Наша кафедра готовит специалистов высокого профессионального уровня, – сказала в своём вступительном слове Людмила Никитина. – Когда мы говорим о мультимедиа в соединении с культурой классического кинематографа, то прежде всего это связано с жизнью в кадре интересующей нас личности и её материального фона. Если оба эти компонента связываются „бесшовно“, благодаря точному расчету и наработанной культуре монтажа, то на свет появляются такие содержательные работы, как представляемые сегодня на ваш суд дебютные картины наших студентов». 

Фильм Артёма Булаха «Пространства Евгения Титова» открывается показом картин, которые сразу завораживают зрителя водоворотом коренной деревенской жизни, где коллективный крестьянский труд перемежается с праздниками, общественное – с лирическим. Перед нами автор этого самобытного мира – художник Евгений Титов, который в своих работах использует стилистику лубка, обладая собственной манерой, притягивающей зрителя.

В начале фильма рыбак несет пойманную в маленькой лунке щуку по заснеженным льдам Невы – а рыба-то больше его будет! Человек идет, пересекая полотно картины, а его добыча чуть шевелится, блестя чешуей!.. Это вроде бы незаметное, но такое эффектное соединение IT-технологий с живописным полотном оживляет картину, о чём только что говорила Людмила Никитина. Кинематограф изначально и есть «движущиеся картинки», выстроенные режиссёром посредством монтажа в некий логический ряд в соответствии с его замыслом.

«Не ветер, вея с высоты...» – эта первая строка стихотворения Алексея Константиновича Толстого послужила названием следующей работы, продемонстрированной в мультимедийном зале Президентской библиотеки.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многоструйна…



Романс на эти стихи, написанный композитором Римским-Корсаковым, в фильме Дарьи Новик исполняет блистательная Галина Вишневская, непростую жизнь которой молодой режиссёр захотела показать без купюр, начиная с её сиротского детства в довоенном Кронштадте. Фильм сделан в виде диалога молодой певицы, мечтающей о сцене, и оперной дивы, прошедшей в искусстве большой путь, усыпанный отнюдь не только розами. Галине было 14 лет, когда началась война, в первый год блокады Ленинграда умерла её бабушка, единственный родной человек…



Но судьба великой певицы не есть самоцель автора фильма, отметила ведущая мастер-класса Людмила Никитина. Дарья Новик, освоившая параллельно две профессии – вокалистки и медиадизайнера – и находящаяся в точке выбора, по какому направлению двигаться и развиваться, обращает этот вопрос к своей героине, для чего «оживляет» её в угловом зеркале петербургской квартиры Вишневской. И та словами со страниц своей книги делится с начинающей певицей мыслями о трудной карьере оперной примы… Вот какие сложные, невозможные ещё вчера задачи решает классическое кино в соединении с возможностями мультимедиа.

О технологических приемах новых медиа зрителям киноклуба Президентской библиотеки поведал фильм Елены Батуриной «Азбука», где летают по экрану бабочки и жуки, олицетворяющие буквы «Б» и «Ж», ползает «У» – улитка, и т. д. Эти техники сегодня изучают на факультете искусств СПбГУ, чтобы его выпускники, вооружённые инновациоными технологиями, могли в обозримом будущем делать новое российское кино, приумножая славу старого, плёночного.
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~iv29D


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник