Наш долгий роман с кино

8 Апреля 2016

Наш долгий роман с кино

Поводом для написания данной статьи являются два важных события: Год Российского кинематографа и приближающееся 190-летие Ботанического сада Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета (2017 г.). Малоизвестной страницей биографии последнего является история сотрудничества СПбГЛТУ с «Ленфильмом» и другими киностудиями и кинокомпаниями.

Ботанический сад Лесного института — это одна из старинных достопримечательностей Санкт-Петербурга. В 1827–1830 гг. над его созданием работали известные садовые мастера: Дж. Буш-младший, П. Бук, М. Колл — устроители пейзажных парков на Елагином острове, в Павловске, Царском Селе и в других «привилегированных» местах. Ботанический сад расположен в границах памятника истории и культуры общероссийского значения «Комплекс Лесного института». С 1989 г. он находится на учете КГИОП и охраняется государством как памятник садово-паркового искусства первой половины ХIХ века с ценной коллекцией древесно-кустарниковых растений. Видовое богатство парка, великолепие его прудов, красота и многообразие архитектурного облика старейшего лесного университета России, его удивительная история хорошо известны старожилам нашего города и краеведам. Исходно парк и комплекс зданий Лесного института создавался как универсальная база для подготовки специалистов лесного профиля. Но во второй половине ХХ века неожиданно для себя он стал еще и постоянным парт­нером кинематографа. На аллеях парка, в учебных корпусах и лабораториях, в ­приемной ректора и в зале Ученого совета, в старинных интерьерах фундаментальной библиотеки вуза и в жилых флигелях, на берегах прудов и в спортивном комплексе университета снимались эпизоды почти 30 фильмов. Сегодня трудно назвать место в парке, куда бы «не ступала нога кинематографиста». Кажется, что пора и привыкнуть ко всей этой кинематографической суете. Однако магия кино такова, что всякая встреча с ним наяву остается в памяти. За полвека сотрудничества многие из нас были не только зеваками за полосатыми ленточками ограждений, но и участвовали в массовках во время съемок.
Секрет такого притяжения кинотворцов прост: «на расстоянии вытянутой руки» — в центре современного Петербурга на 67 га заповедной территории ЛТУ сосуществуют различные эпохи, сохраняются в первозданности островки природы, в Ботаническом саду бережно культивируются растения различных природных зон. Единственной проблемой для съемок являются заповедный статус территории и его жесткие ограничения. В руководстве вуза сущест­вует двоякое отношение к популярности нашего вуза в кинокругах. С одной стороны, ну как не помочь (да еще и не бесплатно!) родному российскому кинематографу, который мы так любим. А с другой — страх перед возможным уроном.
Поэтому во всех соглашениях со студия­ми четко прописаны правила проведения съемок и ответственность за нарушения. Кинокомпании гарантируют соблюдение требований Закона «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства», норм техники безопасности, правил пожарной безопасности и общественного порядка. Они обязуются не производить изменения на территории без согласия владельца; не допускать порчи расположенного на территории имущества; при необходимости произвести уборку после окончания съемок. Оговариваются дни и даже часы съемок, количество и структура участников, типы привлекаемой техники и многое другое. Кроме того, дается краткая характеристика будущего фильма и его целей, какие государственные органы его рекомендуют, перечисляются «регалии» режиссера и характеризуется его творческий путь, сообщается состав актеров (часто «звездный»). К чести организаторов съемочного процесса за всю историю нашего сотрудничества от хранителей парка ни разу не поступило рекламаций о нарушениях представителями «самого массового из искусств» своих обязательств.
Фильмография того, что снималось у нас, так велика, что впору создавать классификацию по типам и жанрам фильмов. С большим отрывом от всех остальных на первом месте находятся телесериалы — детективы, криминальные драмы, триллеры. В них многочисленные убойные отделы, отделения специального назначения и прочие структуры МВД и органов государственной безопасности успешно борются с преступниками всех мастей — от рядовых воров до серийных убийц и маньяков. Нередко в этих съемках участвуют каскадеры, что заранее оговаривается в соглашениях. Так, у нас были сняты эпизоды: «Улиц разбитых фонарей», «Литейного — 4», «Тульского и Токарева», «Гончих — 5», «Золотого капкана», «Опергруппы» и др.
Но не только криминальная тематика представлена в наших «киноанналах». На территории спорткомплекса снимались сюжеты любимого в народе малого тележанра — «Городка» с участием И. Олейникова и Ю. Стоянова. В 2015 году с выходом «Вызова» был открыт счет лирических комедий. В наших учебных корпусах снимались и документальные ленты различной тематики.
В 2012 г. телекомпания «Адамово яблоко» совместно с правительством Санкт-Петербурга и телеканалом «Санкт-Петербург» снимала у нас эпизоды документального сериала «Преодоление». Герои этого проекта в реальной жизни борются с тяжелейшими болезнями, преодолевают экстремальные жизненные обстоятельства, подавая пример ежедневного мужества и стойкости. Руководителем данного проекта был известный петербургский журналист Кирилл Набутов. В 2013 г. телекомпанией «Голд Медиум» по заказу телеканала «Россия» снимался научно-популярный фильм «Куда уходит память».
Особняком в этом обширном списке ­стоят документальные фильмы для серии популярных телепередач о родной природе Северо-Запада телеканалов «Санкт-Петербург», «Канала СТО», «Пятого канала». Они снимаются в Дендросаду, оранжерее и других закрытых для массового посещения местах парка. По свидетельству директора Ботанического сада, такие съемочные группы приезжают к нам 2–4 раза в году по самым разным поводам: полюбоваться (по японской традиции) цветущей сакурой, молодая рощица которой так радует нас в начале мая; увидеть не вовремя расцветающие растения и узнать о причинах такой аномалии. В январе этого года они примчались узнать, как переживают зверские холода наши многочисленные «экзоты».

В. Г. ЛЕБЕДЕВА,
профессор кафедры социально-­политических наук СПбГЛТУ
(Окончание в следующем номере)
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6A0be


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник