На пути к Военно-механическому институту - Информационный портал

На пути к Военно-механическому институту

4 Апреля 2022

На пути к Военно-механическому институту

Военно-механический институт был первым среди гражданских вузов, ставших специализированными учебными заведениями по подготовке инженерно-технических кадров для отраслей отечественного оборонно-промышленного комплекса. Институт появился в результате двух важнейших процессов в развитии среднего и высшего образования в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. С одной стороны, это переход отечественной системы среднего профессионального образования от традиционного обучения специалистов-техников к подготовке специалистов-инженеров для оборонной промышленности. С другой стороны, это подготовка инженеров для военной промышленности на специальных военно-промышленных отделениях гражданских (да и военных) вузов по дефицитным в то время специальностям военно-технического профиля. Итогом анализа достижений и просчетов, выявленных при практической реализации этих двух процессов, стало открытие в нашем городе первого специализированного отраслевого гражданского высшего учебного заведения, предназначенного для подготовки инженерных специалистов для оборонной промышленности.

Наша газета уже не раз рассказывала об учебном заведении, с которого началась история Ленинградского военно-механического института, о Ремесленном училище Цесаревича Николая, созданном в 1875 г. В сентябре 1917 г. это училище было преобразовано в среднее «Петроградское техническое училище по механической специальности». При этом профиль подготовки выпускников практически не поменялся, оборонной промышленности России всё так же требовались квалифицированные кадры среднего звена. Ситуация не поменялась и после Великой Октябрьской революции, скорее даже потребность в квалифицированных кадрах значительно возросла.
В новом учебном заведении в этот период наметили подготовку каждого выпускника как техника, как своеобразного инженера, пока еще не завершившего полный цикл профессиональной подготовки, но уже получившего определенное производственное обучение. При этом теоретическое образование задумывалось как достаточно широкое, к сожалению, без углубления в особенности конкретной специальности. Но потребности производства того непростого времени постепенно выдвинули немного иную целевую установку: готовить для промышленности рабочего средней квалификации, но получившего инженерное теоретическое образование, углубленное в конкретную специальность, иначе говоря, специалиста высокой квалификации для вполне определенного участка производства.
Такая целевая установка нового техникума потребовала, с одной стороны, постановки на должный уровень именно производственного обучения, с другой — тщательного планирования теоретической подготовки. Обе эти задачи в 1918–1921 гг. были сложными: главным образом из-за голода, холода, нехватки одежды, материалов, инструментов, электроэнергии и т. д. Кроме того, станки в мастерских за время их работы для военных нужд в 1915–1917 гг. оказались сильно изношенными и требовали ремонта. Важно, что эти трудности постепенно удалось преодолеть, и состоявшийся в 1920 г. первый досрочный выпуск старших классов в техническом училище стал отправной точкой в новой работе — создании принципиально новой технической школы, Первого Петроградского механического техникума, который и был сформирован на базе технического училища в июне 1921 г.
Жизнь не замедлила показать, что производство хорошо приняло молодых техников — выпускников учебного заведения новой формы, сразу оценив их солидную практическую подготовку и теоретические познания, ориентированные на производственную специальность. Уже в феврале 1924 г. у будущего Военмеха появилось новое название — Ленинградский механический техникум.
Годы с 1923 по 1927 стали периодом напряженной работы по организации школы нового типа, нужно было организовать полноценное механическое отделение техникума, причем главной трудностью здесь было именно налаживание производственного обучения в мастерских, сказывались проблемы с подбором квалифицированного преподавательского состава.
К осени 1927 г. была организована специальная монтажно-ремонтная мастерская для выполнения работ по недавно организованному второму отделению техникума — тепловому. Были четко разделены программы работ в мастерских и для «тепловиков», и механиков, и, таким образом, была закончена организация производственного ¬обучения для обоих отделений техникума. Полная перестройка работы техникума и организация ряда учебно-вспомогательных учреждений, лабораторий и мастерских дала возможность обеспечивать учебу молодежи с учетом требований промышленности тех лет. К этому времени практически все крупные заводы и фабрики Ленинграда приняли к себе на работу воспитанников Механического техникума, а на некоторых предприятиях работали целые группы, составленные из его выпускников.
Вот структура Механического техникума конца 1920-х гг., которая являла собой крупную организацию, целый куст технических школ с различной целевой установкой и различными учебными планами: основные десять групп техникума; вечерний рабочий техникум со специальностями по холодной обработке металла; курсы экстерната; школы фабрично-заводского ученичества; вечерние электромеханические курсы, готовящие заводских электромонтеров шестого разряда; чертежные курсы, готовящие машиностроительных чертежников; специальные курсы переподготовки безработных «Союза совторгслужащих», выпускавшие электромонтеров четвертого разряда.
Всего в техникуме насчитывалось 40 учебных групп с общим числом учащихся более 1 200 человек одновременно.
К 1929 г. получили дальнейшее развитие новые специальности, новые лаборатории, был открыт экстернат для подготовки и переподготовки с целью получения более высокой квалификации рабочими, техниками и даже инженерами в первую очередь для оборонной промышленности города. Четко видно, что вся система образования в Механическом техникуме всё более соответствовала высшему техническому учебному заведению заводского профиля — втузу. Как результат — в июне 1930 г. было принято решение о реорганизации Ленинградского механического техникума в составе всех трех (к тому времени) механических отделений, дневных и вечерних, в учебный комбинат по подготовке инженеров механических специальностей, техников-мастеров и повышению квалификации рабочих (ЛМУК).
После создания комбината произошло мощное развитие его материально-технической базы, в том числе за счет поставки оборудования с военных заводов, а также из реорганизованного Технологического института. В 1930 г. в рамках Ленинградского механического института (ЛМИ), организованного в составе комбината, был создан военно-механический факультет, готовивший инженеров-производственников по специальностям оружейно-арсенальной, оружейно-пулеметной и патронно-трубочной. На факультет сразу были зачислены студенты из целого ряда других реорганизованных вузов. Впоследствии набор осуществлялся и из выпускников средних школ. В связи с реорганизацией и успешными результатами аттестации учащихся директивные органы посчитали возможным присвоить выпуску 1930 г. квалификацию инженера по холодной обработке металла.
Два года успешной работы Механического института показали целесообразность концентрации подготовки кадров для оборонной промышленности в едином учебном заведении, без разделения по различным факультетам и кафедрам городских вузов. В конце 1931 г. руководство Ленинграда приняло решение: обратиться в Совет народных комиссаров и Высший совет народного хозяйства СССР с предложением об организации на базе Ленинградского механического учебного комбината учебного заведения нового типа, которое объединяло бы в себе все направления подготовки инженерных специалистов для оборонного производства.
Результатом этого обращения стал приказ о создании нового вуза — Военно-механического института (Приказ № 109 от 26 февраля 1932 г. по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР, подписанный Г. К. Орджоникидзе).
Рождение Военмеха состоялось, и с 1932 г. начался отсчет новой эпохи в истории отечественной системы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для оборонной промышленности нашей страны.
Михаил ОХОЧИНСКИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (181) МАРТ 2022

Рекомендуем
Ремесленное училище цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: Типография «НП-Принт», 2020. 512 с.
Трибель М. В. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (Исторические вехи Университета. 1875–2012 гг.). СПб.: 2012. 656 с.
Трибель М. В. РУЦН — ПТУ — ЛМТ — ЛМУК — ВОЕНМЕХ: эстафета поколений. История в лицах. СПб.: Нестор-история, 2015. 368 с.
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8v2jM


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 19.05.2022 20:50:00 по 04.09.2022 21:50:00 «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 08.06.2022 13:30:00 по 25.08.2022 14:30:00 Именем Петра
С 16.06.2022 13:30:00 по 13.09.2022 14:30:00 «Русское лоскутное шитье»
С 16.06.2022 14:50:00 по 13.09.2022 15:50:00 «Русское лоскутное шитье»