«Мы в ответе за тех, кого приручили» - Информационный портал

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

22 Августа 2016

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Интервью ректора Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины чл.-корр. РАН профессора Анатолия Александровича Стекольникова.

— Уважаемый Анатолий Александрович, расскажите, пожалуйста, об истории академии.

— 17 июля 1808 года в Императорской медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) было учреждено ветеринарное отделение, таким образом было положено начало высшему ветеринарному образованию в России. Для преподавания ветеринарных наук были образованы три спе­циальные кафедры, которые возглавили ученые, прошедшие стажировку по ветеринарии за рубежом. На кафедре проф. Я. К. Кайданова изучались патология, терапия, фармакология и диететика; на кафедре, возглавляемой проф. А. М. Яновским, — хирургия, «наставление о заводах», наружность домашних животных; на кафедре проф. И. Д. Кнегина — зоотомия, физиология, эпизоотология. Этот ученый разработал и первый учебный план подготовки ветеринарных врачей. Крупный вклад в развитие отечественной ветеринарии и зоотехнии внес академик, лауреат Демидовской премии В. И. Всеволодов. Он же заложил научные основы многих специальных дисциплин.
Лекции по общеобразовательным дисциплинам студенты ветеринарного отделения и студенты-медики слушали вместе. Особое же внимание студентов ветеринарного отделения обращалось на проблемы борьбы с острыми инфекционными заболеваниями. В то время на территории Российской империи свирепствовали чума крупного рогатого скота, перипневмония, сап, сибирская язва, от которых гибли сотни тысяч животных, широко распространены были и другие инфекционные болезни, которые передавались и людям. Вскоре ветеринарный факультет превратился в центр развития научных исследований по проблемам болезней животных. С 1871 года сюда для повышения квалификации стали приезжать ветеринарные врачи, работавшие на периферии. В 1873 году ветеринарное отделение было преобразовано в ветеринарный институт при Императорской медико-хирургической академии. Его возглавил видный ученый и прекрасный организатор проф. И. И. Равич. Яркой личностью был и проф. В. Е. Воронцов, который в 1873–1883 гг. заведовал кафедрой хирургической зоопатологии и принимал активное участие в подготовке государственных законодательных актов по ветеринарии. Лучшие выпускники института для совершенствования своих знаний направлялись за границу. Выдающиеся ученые в области ветеринарных наук были выпускниками этого вуза. Тем не менее 1 июня 1883 года состоялся последний выпуск врачей ветеринарной медицины и ветеринарный институт был закрыт. Несмотря на это, Санкт-Петербург оставался центром подготовки научных кадров.
22 января 1898 года была открыта Петербургская ветеринарная лаборатория. В нее входили следующие отделения: физиологическое, биохимическое, гельминтологическое, сывороточное, кабинеты общей микробиологии, патологоанатомическое, сибиреязвенное, перипневмонийное, болезней свиней и болезней птиц. Здесь изготавливали прививочные материалы, вакцины, осуществляли контроль за диагностическими средствами и биопрепаратами. В лаборатории велись интенсивные исследования по инфекционным и паразитарным болезням животных, создавались новые научные направления, возглавляемые выдающимися учеными, многие из которых впоследствии стали организаторами ветеринарного института.
В 1919 г., спустя 36 лет после закрытия ветеринарного института при Императорской медико-хирургической академии был открыт Петро­градский ветеринарно-зоотехнический институт. Новый вуз стал достойным преемником лучших традиций учебных и научно-исследовательских учреждений ветеринарной медицины. Самое деятельное участие в его организации приняли з. д. н., проф. В. Л. Якимов (первый ректор), П. И. Миклашевский, И. А. Качинский, В. М. Бехтерев, С. И. Златогоров, А. А. Владимиров, С. Н. Павлушков, Е. Ф. Лискун, Ю. А. Лянда. Становление вуза начиналось с последовательной организации кафедр, которые возглавили крупнейшие ученые своего времени. В 1923 г. зоотехнический факультет был закрыт и вуз стал однопрофильным — ветеринарным. Ленинградский ветеринарный институт, как его именовали с 1924 года, в своем составе уже имел 25 кафедр.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. большинство преподавателей и студентов ушли на фронт. В частях Красной армии они обеспечивали ветеринарное обслуживание конского состава, участвовали в боевых действиях. Оставшихся эвакуировали вначале в город Новочеркасск, а затем в Пржевальск, где подготовка ветеринарных врачей продолжилась. В Ленинграде оставалось несколько сотрудников во главе с проф. К. И. Шакаловым. Во время блокады часть зданий была разрушена, но удалось сохранить основное имущество и музейные ценности. На территории академии в память о погибших в годы войны установлен памятник, у которого ежегодно в День Победы собираются ветераны. В 1946 г. коллектив преподавателей и студентов вернулся из эвакуации. Сотрудники и студенты под руководством директора института проф. К. И. Шакалова восстановили учебные корпуса, клиники, весь хозяйственный комплекс. К 1953 г. учебный процесс вошел в нормальный ритм и продолжилась разработка научных программ.
В 1958 г. к институту присоединили Ленинградский институт усовершенствования ветеринарных врачей, который был организован в 1930 г. Здесь прошли переподготовку более 12 тысяч специалистов. Это объединение способствовало улучшению учебного процесса. С 1994 г. это учебное заведение называется Санкт-Петербургской государственной академией ветеринарной медицины и в настоящее время относится к вузам первого профиля популярности. Это ведущее ветеринарное высшее учебное заведение Российской Федерации и крупный научный центр.

— Какие вузы в нашей стране в данный момент являются вашими сильнейшими конкурентами и в чем преимущества академии в сравнении с остальными вузами этого профиля?
— В настоящее время подготовку ветеринарных специалистов ведут около 90 вузов и филиа­лов (в 70-х годах их было всего 6). Несмотря на такое обилие вузов, нашими конкурентами яв­ляются всего два: Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина и Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Бау­мана (они же и наши самые большие друзья). В этих учебных заведениях, как и у нас, сохранилась структура подготовки ветеринарных врачей, которая формировалась в течение двух столетий. Это, как правило, около 30 кафедр, из которых 5–8 кафедр общедисциплинарного цикла, а более 20 кафедр имеют профессиональное значение. Только при такой структуре ветеринарный врач получит фундаментальное образование и будет хорошим специалистом. Однако в 90-х годах эта структура была кем-то разрушена. Поэтому в последние 20 лет недобор контингента на зооинженерных факультетах привел к повальному открытию в сельхозвузах более престижной специальности «Ветеринария». Новые факультеты, как правило, состоят из одной, двух, в лучшем случае четырех кафедр. Поэтому они не могут быть нашими конкурентами.

— Академия осуществляет подготовку практически для всех регионов страны. Есть ли в академии целевой набор? Охотно ли ваши выпускники уезжают работать в регионы?
— Мы действительно осуществляем подготовку практически для всех регионов страны. В этом году к нам поступили и обучаются на 1-м курсе студенты из 79 областей. Целевой набор в 2015 году составил 5,5 % от общего количества бюджетных мест. Большинство выпускников возвращается в регионы.

— Расскажите, пожалуйста, об уникальных музеях академии: музее кафедры анатомии и музее патологической анатомии. Пополняются ли их фонды? Является ли их посещение обязательным в учебной практике студентов?
— Музей кафедры анатомии животных по своей сути является уникальным собранием экспонатов, которому могут позавидовать многие крупные и именитые зоологические музеи мира.
Музей имеет практически вековую историю. За время работы кафедры он постоянно пополнялся экспонатами, касающимися особенностей строения редких и экзотических видов животных. На сегодняшний день в экспозиции музея более 2500 уникальных экспонатов. Причем такого уровня и в таком количестве, каких нет ни в одном ветеринарном и сельскохозяйственном вузе России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Экспонаты музея используются как в учебных целях для студентов при изучении ими особенностей строения тела различных животных, так и в познавательных целях для школьников городских и областных школ, колледжей и лицеев биологического профиля. Кроме того, сотрудники кафедры постоянно используют музейные препараты для оказания консультативной помощи по вопросам сравнительной анатомии домашних животных практикующим ветеринарным врачам и научным сотрудникам ветеринарных и биологических учреждений. С 1998 года музей кафедры анатомии животных внесен в реестр «Малые музеи Санкт-Петербурга» и получил международную известность.
Музей кафедры патологической анатомии является одним из ведущих в мире. Он пополняется редкими препаратами по разнообразной патологии животных. В настоящее время он насчитывает более 6000 макропрепаратов по болезням и патологическим процессам у животных. Кроме препаратов в музее имеются сотни оригинальных рисунков измененных органов при различных болезнях, выполненных в 30-е годы художниками Анной и Григорием Горнаками. Посещение этих музеев является обязательным в учебной практике студентов.

— Помимо традиционных направлений подготовки — ветеринария и ветеринарно-санитарная экспертиза — в академии начали готовить биоэкологов и ихтиологов-рыбоводов. Расскажите об этих направлениях: чем была вызвана необходимость их появления в академии, где смогут применить свои знания и навыки обучающиеся по этим специальностям студенты?
— С 2010 года в академии ведется подготовка по направлениям «Биология» и «Водные биоресурсы и аквакультура». Эти специалисты сегодня востребованы во многих природоохранных учреждениях — от экологических инспекций до заповедников и заказников; научно-исследовательских институтов и лабораторий биологического, лесохозяйственного, сельскохозяйственного, экологического, биохимического, рыбохозяйственного профиля. Их ждут также в высших и средних специальных учебных заведениях, средних школах и училищах; санитарной, ветеринарной и коммунальной службах; зверосовхозах, охотничьих хозяйствах, ботанических садах; на промышленных предприятиях, в том числе в добывающих отраслях (нефтегазодобывающих, горнодобывающих). Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: экосистемы естественных и искусственных водоемов, технологические процессы искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, оборудование предприятий аквакультуры.

— В академии есть две проблемных лаборатории: лаборатория протозоологии и лаборатория по изучению туберкулеза и бруцеллеза. Почему именно эти темы требуют такого пристального изучения в специальных лабораториях?
— Относительно лаборатории протозоологии. Она занимается изучением паразитарных болезней, разработкой способов профилактики и борьбы с паразитарными инвазиями, апробацией, разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов для борьбы с паразитами. Ряд паразитарных болезней не только наносят экономический ущерб сельскому хозяйству, связанный с недополучением продукции и снижением качества продукции, например кожевенного сырья при инвазии подкожным оводом, но и являются общими для человека и животных. Вы знаете, что иксодовые клещи — переносчики клещевого энцефалита, боррелиоза. Токсоплазмоз также передается человеку от кошек. Известны случаи заражения людей трихинеллезом, свиным и бычьим цепнем.
Что касается туберкулеза и бруцеллеза, то эти заболевания также относятся к зооантропонозам. Поэтому изучение их возбудителей и разработка мер борьбы и профилактики всегда актуальны. Ряд тематик данных лабораторий финансируется из средств Минсельхоза.

— При академии с 2012 года работает собственная клиника — научно-исследовательский лечебно-диагностический ветеринарный центр. Сложно ли существовать в условиях сильной конкуренции? Ведь в городе работает большое количество ветеринарных клиник. Помогаете ли вы владельцам экзотических животных — птиц, рептилий — лечить их питомцев? Раньше они могли обратиться разве что в клинику при Ленинградском зоопарке. Кстати, сотрудничаете ли вы с зоопарком, и если да, то по каким направлениям?

— Да, мы создали такую инновационную структуру, включающую в себя не только клинику, но и клинико-биохимическую лабораторию, вышеперечисленные проблемные лаборатории с целью внедрения передовых научных технологий в практику. Клиника стала площадкой для практики студентов, проведения научных исследований аспирантами и молодыми учеными, повышения квалификации ветеринарных врачей. Она оснащена самым передовым диагностическим и лечебным оборудованием. Врачи клиники проходят обучение в лучших клиниках нашей страны, а также за рубежом. Мы имеем стоматологический кабинет, офтальмологическое оборудование, цифровой рентген, самое современное оборудование для проведения эндоскопических операций.
По-прежнему многие владельцы животных доверяют клинике именно при высшем образовательном учреждении, и мы имеем уже базу наших постоянных клиентов, учитываем их пожелания по режиму работы и перечню оказываемых услуг.
Что касается оказания лечебной помощи экзотическим животным, то именно в этом вопросе мы сотрудничаем с зоопарком. Мы можем оказать им лишь экстренную помощь, а затем направляем к узкоспециализированным врачам зоопарка.

— Как всем нам известно, проще предотвратить болезнь, чем потом ее лечить. Для ветеринарной медицины этот принцип также сохраняется? Развита ли в нашем обществе профилактика заболеваний животных?
— Ветеринарная медицина обязана очень строго следовать этим принципам, ибо лечи человечество! Яркие примеры отступления от этих принципов, а именно отказ от своевременной вакцинации, приводит к вспышкам эпизоотий. Несоблюдение противоэпизоотических мероприятий, нарушение правил содержания свиней в подсобных хозяйствах привели к вспышке африканской чумы свиней. Известны вспышки птичьего гриппа, коровьего бешенства.
В промышленном ведении животноводства, птицеводства, свиноводства профилактика инфекционных заболеваний составляет основу производственного процесса.
В фермерском хозяйстве, к сожалению, не всегда соблюдаются эти требования.
Мы проводим беседу о необходимости вакцинации мелких домашних животных, собак и кошек.

— Каким должен быть хороший ветеринарный врач? Какими безусловными качествами он должен обладать?

— Ветеринарные врачи в отличие от врачей гуманной медицины не дают клятву Гиппократа. Однако она у них в душе и должна являться основополагающим принципом их работы. Не навреди! Несмотря на то что профессия ветеринарного врача, как и любая другая, кормит его обладателя, нельзя превращать ее только в бизнес, получение денег любой ценой. Гуманное отношение к животным, честь и достоинство, высокий профессионализм, жажда получения новых знаний — вот основные качества ветеринарного врача. «Мы в ответе за тех, кого приручили».

— От профессионального уровня врача во многом зависит продовольственная безопасность страны, здоровье животных и, как следствие, людей. Можно ли сказать, что в нашей стране есть недостаток высококвалифицированных ветеринарных врачей? Как решается проблема кадров?

— Высококвалифицированных кадров не хватает не только в ветеринарной медицине, но и в любой другой отрасли народного хозяйства. Это указывает на то, что проблема не в преподавании в ветеринарном вузе, а в системе подготовки кадров в целом.
Недостаточное финансирование не позволяет обновлять материально-техническую базу учебного процесса. По этой же причине пока не можем открыть вторую клинику, круглосуточную, со стационаром для животных, чтобы увеличить возможность приобретения практических навыков студентами.
Как решаем эти проблемы? Создаем базовые кафедры с ветеринарными центрами городской ветеринарной службы. Заключаем договоры о прохождении производственной практики с хозяйствами Ленинградской области, ветеринарными лабораториями, рынками. Отправляем ребят по студенческому обмену на стажировку в ведущие вузы Европы.
Для привлечения молодых преподавателей скоро вступит в строй общежитие квартирного типа на Захарьевской.

— Каковы условия работы ветеринарного врача в сельской местности? Устраи­вают ли они сегодняшних выпускников?
— Здесь все зависит от хозяйства. В ряде хозяйств Ленинградской области предоставляют достойные зарплаты и условия проживания, но есть и совсем иная картина. Молодые специалисты не хотят жить в домах без удобств и работать за мизерную зарплату. И их можно понять.

— В 2010 году почетное звание «Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации» было упразднено. В качестве аналога предложено использовать звание «Заслуженный работник сельского хозяйства». Не кажется ли вам это несправедливым по отношению к представителям этой непростой и достойной профессии?
— Я считаю, что это звание надо вернуть. Конечно, мы относимся к Минсельхозу, но круг обязанностей ветеринарного врача выходит далеко за пределы сельского хозяйства. Не зря мы называемся Академией ветеринарной медицины. Именно ветеринарные врачи решают задачи по обеспечению безопасности продовольствия, качества жизни человека через поддержание здоровья животных.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Уважаемые сотрудники редакции газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»!

От ректората и про­фессорско-пре­подавательского состава Санкт-Петер­бургской академии ветеринарной медицины примите искренние и сердечные поздравления по случаю 10-й годовщины со дня выхода в свет первого номера «Санкт-Петербургского вестника высшей школы».
Ваше издание заслуживает самых лучших слов и пожеланий.
Желаю вашему коллективу здоровья, успехов, высокого профессионального мастерства и широкой аудитории.
Благодарю за сотрудничество и надеюсь на продолжение добрых деловых отношений.

Ректор Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, член-корреспондент РАН, профессор А. А. Стекольников

 
Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rZ9PF


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник