Мы привлекаем молодёжь в аэрокосмическую отрасль - Информационный портал

Мы привлекаем молодёжь в аэрокосмическую отрасль

© Медиацентр ГУАП

© Медиацентр ГУАП

2 Декабря 2021

Мы привлекаем молодёжь в аэрокосмическую отрасль

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлией Анатольевной Антохиной.

— Уважаемая Юлия Анатольевна, ключевую роль в формировании конкурентоспособных специалистов играет практико-ориентированный подход образовательного процесса. Какие еще методы при подготовке высококвалифицированных кадров применяются в ГУАП?
— Мы обладаем мощной лабораторной базой, развиваем отношения с индустриальными партнерами, а также участвуем в движении WorldSkills. WorldSkills позволяет осуществлять опережающую подготовку специалистов, готовых к работе на реальном производстве. На протяжении нескольких лет ГУАП в числе первых в Санкт-Петербурге по продвижению идей Союза WorldSkills и является национальным лидером по числу создаваемых профессий будущего и реализуемых компетенций WorldSkills и FutureSkills. В 2017 году, когда мы начинали свое сотрудничество с Союзом WorldSkills, в нашем арсенале было лишь несколько компетенций, однако их количество ежегодно растет. Тогда было сложно представить компетенции, связанные с интернетом вещей, мобильной робототехникой, киберфизическими системами, а сегодня к этому перечню добавились компетенции по инженерии космических систем, беспилотным авиационным системам, корпоративной защите от внутренних угроз информационной безопасности, программным решениям для бизнеса и другие. В каждой из компетенций наши студенты проявляют себя более чем успешно.

— Практико-ориентированная подготовка студентов должна развиваться по основным образовательным программам. Это позволит сократить разрыв между университетским образованием и запросами отрасли к молодым специалистам. Согласны ли вы с этим мнением?
— Да, безусловно. Образовательное пространство FutureSkills в ГУАП создано для того, чтобы понять, какими компетенциями и в каком объеме должен овладеть специалист сегодня, чтобы через 10–15 лет социально-экономическое развитие осуществило качественный и количественный скачок в положительном направлении. Перед ГУАП стоит задача обеспечить максимально быструю адаптацию студентов к реальным условиям работы. Для осуществления качественного инженерного образования важны не только модернизация внутренней структуры университета и включение актуальных форм получения профессиональных навыков, но и связи вуза с потенциальными работодателями. Не теряют своей актуальности такие десятилетиями наработанные формы, как организация практик или стажировок студентов на предприятиях, создание базовых кафедр. В ГУАП широкая сеть инновационных центров и лабораторий, многие из которых созданы и функционируют совместно с индустриальными партнерами. Яркий пример — Инженерная школа ГУАП и лаборатории, входящие в ее состав. Они как раз и помогают осуществлять ту самую практико-ориентированную подготовку, когда обучающиеся могут реализовать свой проект той или иной направленности и привести его к конкретному результату и разработкам. Можно сказать, что это определенный «социальный лифт» для наших студентов: мы стараемся помогать им в выстраивании грамотных взаимоотношений с людьми науки и представителями промышленности.

— Университет улучшает качество учебного и научного процессов. Для этого модернизируются учебные и научные подразделения вуза, открываются новые лаборатории — исследовательские центры для студентов. Не так давно в ГУАП открылась Лаборатория разработки виртуальной и дополненной ¬реальности. Что это учебное подразделение даст вашим студентам?
— В лаборатории студентам предоставляется уникальная возможность первыми воспользоваться современным оборудованием в области VR-технологий и попробовать свои силы в графическом дизайне и 3D-моделировании. Техническое оснащение лаборатории поможет улучшить качество образования и позволит обучающимся нашего вуза покорять новые вершины как на различных национальных и международных чемпионатах в рамках движения WorldSkills, так и проявлять себя на соревнованиях, направленных на развитие искусственного интеллекта в целом.
Задачи, которые стоят сегодня перед научным сообществом в области виртуальной реальности, носят максимально прикладной характер и являются очень перспективными. Поэтому важно знакомить студентов с существующей ситуацией на рынке и на практике погружать в современные процессы отрасли. Деятельность лаборатории нацелена на реализацию конкретных идей и проектов, инициированных не только студентами или преподавателями вуза, но и сторонними предприятиями и организациями, являющимися индустриальными и технологичными партнерами университета. Новое комплексное оборудование лаборатории позволит расширить спектр профильных дисциплин для студентов и позволит им углубленно заниматься 3D-моделированием и визуализацией, разрабатывать интерактивные приложения с подключением сложных пользовательских интерфейсов, в том числе с использованием шлемов виртуальной реальности.

— Но ведь это не единственная новая лаборатория ГУАП? Совсем недавно в вузе начала свою работу Лаборатория разработки мобильных приложений, планируется открытие Лаборатории инженерии космических систем. Расскажите о них подробнее.
— Направление разработки мобильных приложений в университете развивается с 2019 года. По новому стандарту для среднего профессионального образования курс по разработке мобильных приложений входит в учебную программу специальности «Информационные системы и программирование», поэтому назрела необходимость создания такой лаборатории с мощным оборудованием. Новое подразделение оснащено современным аппаратным и программным обеспечением, которое включает порядка 30 единиц техники — мощные компьютеры и планшеты, а также высокопроизводительные серверы. Лаборатория будет использоваться для проведения занятий и практик, чемпионатов по стандартам WorldSkills в одноименной компетенции, а также для подготовки к олимпиадам по программированию и различным хакатонам.
Лаборатория инженерии космических систем будет функционировать в формате обучающей фабрики с полным циклом разработки макета малого космического аппарата от проектирования 3D-модели до функциональных испытаний собранного макета. Студенты будут создавать 3D-модели спутника и его корпуса, затем разрабатывать и собирать электронные устройства, выполнять трассировку плат, пайку, сборку функционального макета, а затем — проводить полунатурные испытания с инженерными расчетами и имитационным моделированием малого космического аппарата. Кроме того, ребята будут выполнять программирование бортового компьютера для обеспечения целевых задач. Лаборатория инженерии космических систем — это лекционный класс, испытательный полигон и рабочие места конструкторов, программистов и электронщиков. Университет уже закупил специальное оборудование: конструкторы микроспутника «ОрбиКрафт», включающие датчики и устройства спутника дистанционного зондирования Земли, комплекс имитаторов космической среды «Терра» и ноутбуки со специализированным программным обеспечением.
В первых двух лабораториях уже проводятся практические занятия со студентами и реализуются студенческие проекты. Кроме того, на базе новых учебных подразделений будут проходить подготовительные занятия к чемпионатам WorldSkills разного уровня и масштаба.

— В каких чемпионатах профессионального мастерства участвовали студенты в последнее время?
— В числе достижений студентов ГУАП — медали высшей пробы III отраслевого чемпионата по стандартам WorldSkills в сфере информационных технологий Digitalskills-2021, который прошел в сентябре этого года в Казани. Еще одна медаль VIII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2021, состоявшегося в октябре в Екатеринбурге. Студенты ГУАП — единственные конкурсанты из Санкт-Петербурга основной возрастной линейки — привезли серебро в компетенции «Инженерия космических систем».
ГУАП становится важным центром подготовки по стандартам WordSkills в Санкт-Петербурге и стране в целом. Всё это возможно благодаря слаженной профессиональной работе наших экспертов, индустриальных партнеров и администрации города. Каждое мероприятие по стандартам WorldSkills, в котором мы участвуем, — это не только вклад в улучшение уровня подготовки кадров для страны, возможность для студентов познакомиться с самыми передовыми технологиями и практиками, обмен опытом между индустрией и системой образования. Это еще и вклад в безупречное проведение международных мероприятий и достижение высоких результатов нашей страны в них.

— ГУАП не стоит на месте. В декабре 2021 года лабораторный фонд пополнит Инженерная школа, где откроется еще одно учебное пространство — Лаборатория промышленной робототехники. Чем в ней будут заниматься?
— Главным стратегическим партнером новой лаборатории выступит компания «KUKA», которая успешно функционирует более 120 лет во многих отраслях промышленности. Она предоставила для лаборатории современные промышленные робототехнические ячейки, которые позволят решать реальные задачи современных производств. Речь идет о сварке, паллетировании и фрезеровке. Сотрудничество с «KUKA» будет направлено на успешную подготовку кадров для автомобильной, агропромышленной и машиностроительной сферы. Помимо этого, мы будем готовить специалистов для компаний интеграторов, которые занимаются развитием сектора автоматизации и роботизации производств. В то же время с помощью новейших роботизированных установок у ГУАП появится возможность решать задачи предприятий по роботизации. Кроме того, на базе лаборатории при сотрудничестве с «KUKA» запланировано открытие центра подготовки специалистов по промышленной робототехнике.
Лаборатория станет новым центром подготовки не только для студентов направлений «Мехатроника и робототехника» и «Управление в технических системах» Института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике, но и для студентов, заинтересованных в подготовке к соревнованиям по «Промышленной робототехнике» и «Роботизированной сварке» в рамках инициативы WorldSkills и FutureSkills. Уже в конце декабря на базе новой лаборатории планируется провести демонстрационный экзамен FutureSkills среди студентов четвертого курса кафедры электромеханики и робототехники и кафедры управления в технических системах.

— Расскажите о проекте ГУАП «Университет FutureSkills».
— Работу по этому проекту ГУАП начал в августе 2021 года. Так вуз готовится к структурной трансформации образовательного процесса и обновлению программ высшего образования с учетом актуального и перспективного запроса рынка труда, а также к расширению практико-ориентированной подготовки. Программа направлена на масштабные и инновационные преобразования в системе высшего профессионального образования. Вуз будет развивать составную часть данного проекта, которая называется «Методическое сопровождение внедрения образовательных программ по компетенциям “Ворлдскиллс” в образовательную деятельность организаций высшего образования». Мы планируем обеспечить на базе ГУАП кардинальную долгосрочную переподготовку преподавательского состава за счет внедрения современных практико-ориентированных методик обучения, компетенций FutureSkills, формирования преподавательских и исследовательских коллективов с экспертами международного уровня, индустриальными и технологическими партнерами. И как следствие — повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

— За какое время вы планируете решить такие серьезные задачи?
— Проект рассчитан на три года: с 2021 по 2023 учебный год. Уже в этом году в ГУАП началось обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика интеграции компетенций FutureSkills в деятельность организаций высшего образования». Программа повышения квалификации разработана с учетом потребностей работников организаций высшего образования, относящихся к категориям научно-педагогических кадров, учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала.

— Помимо фундаментальных технических дисциплин, которые получают сегодня студенты, работа на предприятии потребует от них компетенций по управлению персоналом, анализу информации и выработке решений, одним словом, — Soft Skills. Помогаете ли вы студентам освоить их?
— В этом году в ГУАП запланировано открытие Центра оценки и развития управленческих надпрофессиональных компетенций. Запуск будет осуществляться совместно с платформой «Россия — страна возможностей». Конкурс проходил среди 104 вузов страны, и по его итогам ГУАП вошел в число 25 университетов, которым выпало право первыми открыть центры оценки компетенций. Это новый уровень для вуза по организации работы в области самореализации молодежи. Электронная система позволит цифровизировать процессы, перейти от индивидуальной работы к более массовой, а также даст возможность студентам взаимодействовать с работодателями всей страны. Это огромный плюс, потому что, как правило, студенты ограничены тем набором работодателей, который складывается из пула партнеров вуза. В данном случае с помощью предложенных в центре сервисов студенты смогут узнать об открытии новых рынков и новых профессиональных сфер, первыми попробовать в них свои силы. Центр оценки компетенций ГУАП будет сотрудничать с работодателями Северо-Западного федерального округа, в нем будут уделять особое внимание развитию Soft Skills и деловых качеств. Главная наша цель — определение уровня развития деловых качеств и адресная поддержка по развитию тех навыков, которые необходимы специалисту, выходящему на рынок труда. Сопровождение от работодателей может быть похоже на классические стажировки и практики, но в то же время это будет пакетный вид услуг. Работодатель будет сопровождать студента в течение всего срока обучения, отслеживать динамику роста его деловых качеств и помогать практическими заданиями для развития потенциала, сможет отбирать талантливых студентов, для того чтобы усилить компанию.
В фокусе внимания центра оценки компетенций — навыки партнерства и сотрудничества, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект. Будут запущены сквозные методики тестирования, которые охватят практически 100 процентов студенческой аудитории, студенты с помощью электронных платформ смогут формировать портфолио, которое будет доступно работодателям всей страны. Главный плюс для студента будет в том, что он сможет понять, подходит ли ему выбранная специальность или стоит пересмотреть направление подготовки, чтобы профессионально самореализоваться и быть более эффективным на рынке труда.

— Так много различных изменений в вузе: открываются новые лаборатории и направления подготовки, внедряются передовые образовательные технологии. Как вы набираете студентов, которым под силу будет освоить всё то, что университет предлагает для профессионального развития?
— Формировать интерес к инженерному образованию необходимо с самого раннего возраста. Вузы больше не могут находиться в состоянии пассивного ожидания — они должны напрямую влиять на качество подготовки абитуриентов. И сейчас не только перед нами, но и перед всеми российскими вузами стоит задача вести активную профориентационную работу, причем не на уровне абитуриентов, а гораздо раньше, начиная буквально с 4–5-го класса школы.
ГУАП со своих позиций единственного в мире вуза с образовательным профилем «аэрокосмическое приборостроение» просто обязан поднимать интерес молодежи к аэрокосмической отрасли. Именно поэтому уже шесть лет подряд мы организуем Всероссийский форум космонавтики и авиации «КосмоСтарт» и не остановили этот процесс даже в сложнейших эпидемиологических условиях прошлого года. И если в привычном всем формате наш форум собирал ежегодно на различных городских площадках несколько тысяч человек, то трансляции «КосмоСтарта–2020» собрали более 500 тысяч просмотров!
В этом году форум состоится 2 и 3 декабря и также пройдет в гибридном формате: мы совместим обширную интерактивную онлайн-программу с мероприятиями в петербургских школах. Участников и зрителей ожидают беседы с космонавтами и летчиками, дискуссии с экспертами, лекции и мастер-классы от ученых. Кроме того, зрители форума смогут виртуально познакомиться с космодромами Байконур и Восточный, а также принять участие в видеоэкскурсии, викторине, квизе и других интерактивных событиях на космическую тематику. Трансляция «КосмоСтарта» будет вестись из регионального пространства коллективной работы «Точка кипения — Санкт-Петербург. ГУАП», где будет организована офлайн-площадка для работы с экспертами и создана виртуальная студия для спикеров, которые подключатся к форуму дистанционно. Космонавты и представители аэрокосмической отрасли посетят школы Санкт-Петербурга и проведут «космические» уроки, в рамках которых ребята смогут пообщаться с ведущими экспертами и специалистами и узнать подробнее о перспективах развития отечественной космонавтики и авиации из первых уст. Наши партнеры в организации форума — Северо-Западная межрегиональная общественная организация Федерации космонавтики России и Государственная корпорация «Роскосмос».
Прямые эфиры «КосмоСтарта» будут доступны в официальном сообществе ГУАП социальной сети ВКонтакте. Приглашаю всех присоединиться к трансляциям, ведь наш форум — не только витрина передовых космических технологий и науки, но и уникальная возможность для профессионального самоопределения нынешних школьников и студентов!

Беседовал Сергей ЕРШЕВСКИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (177) НОЯБРЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~n2SkB


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник