Мария Сафарьянц: «"Музыка и тайны" — это гимн нашему городу» - Информационный портал

Мария Сафарьянц: «"Музыка и тайны" — это гимн нашему городу»

Фото: Анастасия Дидковская

Фото: Анастасия Дидковская

13 Января 2021

Мария Сафарьянц: «"Музыка и тайны" — это гимн нашему городу»

С заслуженной артисткой России, знаменитой скрипачкой, художественным руководителем Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», давним другом нашей газеты Марией Сафарьянц мы побеседовали накануне ее юбилея. Мы благодарны Марии Саркисовне за душевное общение, которое так дорого в наше время.

— Уважаемая Мария Саркисовна, спасибо, что нашли время и ответили на наши вопросы. Особенно в преддверии Дня рождения. Скажите, пожалуйста, у вас есть какая-то традиция или ритуал, связанный с празднованием этого дня?
— Конечно, с годами несколько меняется «протокол». Мы, музыканты, — гибкие люди, у нас всегда все нестабильно. А этот год вообще особенный. Когда были живы родители, это был прежде всего их праздник. Но и сейчас родители со мной, наверху. Для меня День рождения — это день, когда мы должны благодарить Бога за еще один прожитый год. С годами приходит мудрость, начинаешь понимать, что благодарить Бога нужно за каждый год, за каждый день без болезни, без войны. Каждый прожитый день — это большое счастье. Нужно благодать Бога за возможность творить, звучать в окружающем пространстве. День рождения — это День благодарения. Я люблю его отмечать с моей командой. Когда поздравляют друзья, близкие, партнеры, это приятно, это некий знак, что о тебе помнят.

— Можете ли назвать какое-то произведение или композитора, интонации которого созвучны вашему настроению в День рождения?
— Поскольку с музыкой я не расстаюсь никогда, мне трудно выбрать. Один из моих любимейших композиторов — 
Ф. Шуберт, его музыка созвучна моему внутреннему устройству. Хочу отметить, что юбиляр этого года — Л. ван Бетховен, он тоже родился в декабре. Неслучайно мы сделали новогодний концерт с онлайн-трансляцией в Эрмитажном театре под названием «Юбилей уходящего года». 7 января на телеканале «Санкт-Петербург» также состоится его трансляция.

— Встречая свой личный новый год, вы подводите итоги? Каким был этот год для вас?
— Это был тяжелый год: я потеряла близких людей, случился карабахский конфликт… Однако для творческой жизни год оказался плодотворным. Я благодарна Комитету по культуре Правительства Санкт-Петербурга, который помог нам работать в этих тяжелых условиях и создавать прекрасное. Нам удалось сделать проект к 9 Мая в разгар пандемии, провести осенью фестивали «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные» в онлайн-формате и, когда это было возможно, в обычном. Помимо этого, совместно с телеканалом «Санкт-Петербург» мы сделали цикл «Музыка и тайны» из четырнадцати передач.

— Смею предположить, что телевизионный проект «Музыка и тайны» стал одним из важнейших культурных событий этого года. Является ли он продолжением фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» и «Петербургские набережные»? 
— Конечно, проект «Музыка и тайны» — это дитя фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Фестивалю «Дворцы Санкт-Петербурга» в этом году исполнилось 28 лет, а «Петербургским набережным» — 10. Благодаря фестивалям я все время нахожусь в этом удивительном пространстве красоты. «Музыка и тайны» — это в первую очередь проект о культурном богатстве России и гимн нашему прекрасному городу. Мы открываем неизвестные подробности о жизни дворцов, о композиторах, которые творили в определенную эпоху, и о написанной ими музыке. Все взаимосвязано. Мы используем опыт и знания фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». По содержанию «Музыка и тайны» — это его продолжение. Но по формату — это абсолютно иной проект. Появились совершенно другие дополнительные задачи. Например, я всегда сопровождаю концерты лекциями, рассказываю истории. То, что публика может простить речи на живом концерте, будет звучать совершенно недопустимо на телевидении: все должно быть гладко, безукоризненно. Наши передачи — это концертные записи, не студийные, когда можно записать несколько дублей.

— В чем для вас как для музыканта заключается разница между живым концертом и тем, который зрители услышат и увидят через экран?
— Признаюсь, на некоторых наших концертах, как правило, публика все-таки есть, пусть ее и немного. Конечно, музыкантам не хватает живого общения со слушателями, обмена энергии. В этом заключается таинство живого концерта. Все мы соскучились по открытым полноценным выступлениям.

— В связи с пандемией коронавируса у иностранных артистов нет возможности приехать в Санкт-Петербург, хотя вы часто приглашаете зарубежных гостей. Как это отразилось на программе?
— Вы совершенно правы, отмечая, что фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», традиционно проводимый в самое красивое время — период белых ночей, был по своей идеологии и формату пространством для представления заморских гостей. Фестиваль с самого начала был ориентирован в большей степени на гастролирующих музыкантов. Этот год нас этого лишил. Мои друзья-артисты страдают из-за того, что не смогли приехать. Но хочется сказать, что в этом году мы работаем с музыкантами, которые находятся в Санкт-Петербурге. Наши проекты, концерты — это историческое свидетельство того, что наш город обладает богатой сокровищницей мастеров искусства. Всегда есть возможность найти талантливых людей, придумать программу. Этот год непрост в плане финансов, но прагматичные вопросы уходят на второй план, люди прежде всего хотят находиться в творческом процессе. У нас уникальный город, даже в этой ситуации у нас продолжается культурная жизнь, идут концерты. Мы живем в культуре. В Европе, в США всё гораздо сложнее.

— Ранее вы говорили, что классическая музыка элитарна. Как вы считаете, благодаря онлайн-трансляциям концертов классическая музыка перестает быть таковой? Ведь ее услышало гораздо больше людей, чем во время обычных концертов.
— Я имела в виду, что классическое искусство рассчитано прежде всего на образованных людей, которые понимают этот язык. Некоторых людей с детства не приобщили к классической музыке. За многолетнюю историю фестиваля и концертной деятельности в целом у нас сложилась своя аудитория. Наши артисты восхищаются публикой фестиваля, которая понимает наш язык, делится впечатлениями. Проект «Музыка и тайны» имеет очень высокий рейтинг, что свидетельствует о его значимости для Петербурга. В искусстве важно иметь стремление создать шедевр. Неизвестно, получится или нет, но стремление к этому составляет основу бытия в искусстве.

— В этом году по уже сложившейся традиции состоялись концерты в уникальных исторических зданиях — Президентской библиотеке, Российской национальной библиотеке, Академии Штиглица, особняке Половцова, дворце Меншикова и других. Какое здание особенно поразило или вдохновило вас? Были ли залы, в которых концерт фестиваля состоялся впервые?
— Открытие фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» и цикла передач «Музыка и тайны» состоялось в здании Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, так называемой «Мухе». Большой зал, в котором прошел концерт, проникнут духом Возрождения. Барон фон Штиглиц оставил наследие студентам, чтобы они развивали свой вкус, стремились к высокому искусству. Этот зал феноменален. Когда я побывала в нем впервые, я подумала, что здесь должна быть съемка, связанная с историей Ромео и Джульетты. В результате мы сделали музыкальную антологию «Ромео и Джульетта». В исполнении солистов Мариинского театра и Академии молодых певцов Мариинского театра, лауреатов престижных международных и всероссийских конкурсов Марии Баянкиной (сопрано), Александра Михайлова (тенор), Антонины Весениной (сопрано), Александра Трофимова (тенор) прозвучали сочинения Ш. Гуно, 
В. Беллини, Р. Дзандонаи. Звезды балета Марат Шамиунов и Ирина Перрен историю веронских влюбленных показали в танце на музыку П. Чайковского, С. Прокофьева и Н. Роты. Мы благодарны дирекции Академии Штиглица, так как они с большим пиететом отнеслись к нашему проекту, помогли в подготовке зала. Еще хочу упомянуть Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже. Мы давно там не выступали, в рамках проекта мы представили программу «Шедевры Чайковского в Музее Фаберже». 
Наш многолетний партнер — Президентская библиотека, в которой мы часто выступаем. В этом году исполнилось 225 лет Российской национальной библиотеке, с которой нас тоже связывают крепкие отношения: библиотека предоставляет нам ценный музыкальный фонд. Завершающая передача цикла «Музыка и тайны» посвящена юбилею РНБ. Съемки прошли в главном здании на площади Островского. Мы с благоговением прошли по этому величайшему интеллектуальному хранилищу русской нации. Съемки из библиотеки Вольтера, кабинета Фауста, читальных залов с зелеными лампами и несметным количеством книг — это невероятно. Екатерининский институт (Институт благородных девиц), построенный по проекту Дж. Кваренги, — тоже очень интересное место. Неисчислимо интеллектуальное, архитектурное и духовное богатство Санкт-Петербурга!

— Что приносит вам радость как музыканту?
— Во-первых, возможность успешно донести до публики самостоятельно или с помощью моих талантливых исполнителей то, что я хочу сказать. Все, что я делаю как художественный руководитель, должно нравиться мне самой, приносить радость. Хочется, чтобы это было круто, как говорит мой сын. Во-вторых, мне приносит радость наличие возможности, времени для занятий, чтобы суметь воплотить свои музыкальные замыслы, чтобы находиться в форме, чтобы никакие проблемы и печали не увели с выбранного пути.

— Что бы вы пожелали себе и всем нам в следующем году?
— Этот год нас научил тому, что желать надо здоровья, телесного и духовного, и чтобы это зловредное поветрие, как его называют в церкви, наконец нас покинуло. Мы понимаем, что терпение людей не бесконечно. Мы, как можем, наполняем людей красотой, потому что в этом и состоит задача искусства. Однако очень важно восстановление нормальной, привычной жизни. 2020-й кажется чрезвычайно длинным. Год назад у меня было столько декабрьских концертов! Кажется, что это было очень давно, а на самом деле — 
всего лишь год назад. Желаю нам войти в прежнюю динамику, чтобы ушли в прошлое разговоры о лечении, диагностике, статистике заболевших и умерших. Все остальное приложится. Все остальное будет так, как будет в нашей великой стране и нашем великом городе. Все мои музыканты за рубежом «на низком старте», чтобы приехать к нам, они скучают по нашим дворцам. А публика — тем более скучает по артистам. Публика наконец оценила то, что мы делали на протяжении многих лет. Сейчас люди поняли, как важно иметь возможность прикоснуться к культуре, услышать музыку на живом концерте, посмотреть артистов, это счастье.

Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~frsAw


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник