Ленинград. Литографический цикл Анатолия Каплана
24 Января 2023
Ленинград. Литографический цикл Анатолия Каплана26 января 2023 года в 12:00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка произведений Анатолия Львовича Каплана (1903–1980) из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции представлено около 160 литографий и рисунков мастера, посвященных Ленинграду, пережившему войну и блокаду. В том числе литографический цикл «Ленинград», признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве.
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвященных жизни города, оправляющегося после пережитых испытаний.
Эмоциональные переживания художника были столь сильны, что Каплан долгое время был не в силах расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 1950-х годов. Все, что он видел вокруг, нашло отражение в набросках и созданных на их основе законченных композициях: это и уборка снега, и разборка разрушенного дома, и облик Невского проспекта во время затемнения, маленький буксир на Фонтанке, деревья и решетки набережных, за которыми вырисовываются архитектурные доминанты, любимый Летний сад и Марсово поле. Однако, даже изображая прозаические сюжеты городской жизни, автор переносил зрителя в иное сказочно-лирическое измерение, очерчивая границу реальности пеленой дождя или призрачным светом белой ночи.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери. Первые листы серии были посвящены погибшим друзьям Каплана. Для этого художник выбрал черно-белое колористическое решение, которое распространилось на весь цикл работ. Всего мастером было создано более 100 литографий с видами Ленинграда. Все листы датированы и имеют название.
Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях художника. Не всегда зарисовки были подготовительным материалом для дальнейшего их перевода на литографские камни. Эти рисунки — отдельный пласт творчества Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944-1948 годами. Страницы из блокнотов не имеют конкретной даты и названия, однако запечатленные на них городские пейзажи легко узнаваемы.
Источник:
Пресс-служба ГМИ СПб
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~DTPHl
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 15.11.2022 09:50:00 по 19.02.2023 10:50:00 «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 20.12.2022 10:30:00 по 06.03.2023 11:30:00 «Мудрость Востока: учители, ученики, книги» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0»
|