Хореография и музыка неразделимы - Информационный портал

Хореография и музыка неразделимы

10 Октября 2022

Хореография и музыка неразделимы

6 октября в центре ТАСС (Санкт-Петербург) состоялась пресс-конференция, посвященная 60-летию кафедры режиссуры Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (СПбГК). Участники встречи — заведующий кафедрой режиссуры балета СПбГК Александр Полубенцев и доцент кафедры Мария Дудина — рассказали журналистам о том, как сохраняются и развиваются традиции академического балетного образования в старейшем музыкальном вузе России.

Вспомнить прошлое
Старейший педагог кафедры Александр Полубенцев называет себя «мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее». Он пришел сюда в 1970-м году. Тогда заведующим был замечательный организатор, репетитор, оратор Пётр Андреевич Гусев. Его учителем был балетмейстер-экспериментатор, тончайший знаток классического наследия создатель кафедры Фёдор Васильевич Лопухов, который считал, что хореография и музыка неразделимы.
— Я с такой радостью всегда вспоминаю годы учебы. Как в соседнем зале работал Борис Эйфман с утра до вечера, Валентин Елизарьев, Генрих Майоров и многие-многие другие знаменитости балетного мира. Я начинал старшим преподавателем, потом был доцентом, ныне я профессор. Мои годы учения и педагогики прошли, начиная от Петра Андреевича Гусева, Никиты Александровича Долгушина, который возглавил кафедру после того, как Пётр Андреевич оставил этот пост. Затем Николай Николаевич Боярчиков, много лет возглавлявший балет МАЛЕГОТа (ныне Михайловского театра), затем народная артистка СССР прекрасная балерина Габриэла Трофимовна Комлева, и вот я — пятый заведующий кафедрой. Моя задача — сохранять те традиции, которые очень важны, и вместе с тем отвечать на вызовы времени. Потому что то, что не развивается, жить не может, — считает Александр Полубенцев.
О неизвестных фактах из истории кафедры режиссуры балета СПбГК можно будет узнать на круглом столе, который состоится 11 октября во Дворце театральных деятелей имени К. К. Станиславского (Невский проспект, 86). По словам организаторов, встреча пройдет в формате живого общения, а вход будет свободным для всех желающих. Балетмейстеры, репетиторы, искусствоведы и критики со всех уголков страны поделятся своими воспоминаниями о годах обучения в альма-матер. Планируются выступления лекторов о первых годах существования кафедры, незаслуженно забытых и известных выпускниках, важных событиях. После конференции гостям покажут театрализованное представление с участием артистов из Академии Русского балета имени А. Я Вагановой, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Российского государственного педагогического университета им. А. А. Герцена, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства и из других вузов.

Гордиться настоящим
Выпускница кафедры, а ныне доцент Мария Дудина вспомнила, что первым словом, которое она услышала на кафедре, было слово «традиция». Мария рассказала о том, как кафедре удается творить новое, не разрушая того, что было создано предшественниками. В 2020 году в качестве эксперимента на кафедре режиссуры балета было открыто отделение «Искусство современного танца», которое сразу стало популярным среди абитуриентов. Сейчас по данной программе обучается третий курс, и не было ни одного выпуска. Говорить о результатах рано, по мнению доцента кафедры.
— Мы смотрим, как можно, не разрушая фундамента, пробовать строить то, что уже нужно нашему обществу, нашему хореографическому сообществу.. Кафедра разрослась до трех направлений подготовки: «Искусство балетмейстера-постановщика», «Искусство балетмейстера-репетитора» и «Искусство современного танца». «Авангардное» направление встраивается в базовую программу подготовки как дополнительное звено», — с гордостью отмечает Мария Дудина.
Особенность нового отделения в том, что на нем готовят будущих универсальных деятелей хореографического искусства, в чьи функции будет входить не только исполнение танца, но и самопродюссирование, постановка и целый ряд других обязанностей. Выпускники отделения «Искусство современного танца» должны обладать разнообразными компетенциями, потому что их дальнейшая работа будет связана с индустрией фриланса.
Как рассказала Мария Дудина, кафедра сотрудничает с Новой сценой Александринского театра в рамках реализации программы «Новый танец на Новой сцене». Несколько раз на той уникальной театральной площадке демонстрируются постановки приглашенных хореографов со студентами.
— Это потрясающая сценическая практика для студентов и возможность сориентировать индустрию современного танца, как мы расцениваем понятие современного танца, куда направлен его вектор и что на сегодняшний день является таким концептуальным авангардом. Я не побоюсь слово «концептуальный», потому что речь идет не только о технически другой пластике, но и о совершенно другой философии хореографического искусства и возможно даже о некой его жанровой принадлежности. Мы очень гордимся нашими проектами с Александринским театром и передаем ему благодарность, — отмечает декан кафедры режиссуры балета СПбГК.
10 октября в Эрмитажном театре состоится гала-концерт «И музыка венчает танец». Участники конференции поблагодарили директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского за оказанную «королевскую честь» выступить на прославленной сцене. Хореографические сочинения выпускников кафедры разных лет исполнят ведущие солисты Мариинского театра, Михайловского театра, Театра балета Бориса Эйфмана, Государственный театр оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона Республики Саха, Омского государственного музыкального театра и молодые артисты. Среди почетных гостей юбилейного вечера — народная артистка СССР выпускница кафедры Габриэла Комлева, народная артистка России преподаватель кафедры Диана Вишнёва, создатель отделения балетоведения СПбГК Аркадий Соколов–Каминский, телережиссер Ирина Тайманова, доктор искусствоведческих наук Игорь Ступников, главный редактор журнала «Балет» (Москва) Валерия Уральская.
О качестве подготовки на кафедры говорят достижения выпускников. Об учебе и творческой деятельности рассказали воспитанники кафедры — главный балетмейстер Омского государственного музыкального театра Надежда Калинина (присутствовала в центре ТАСС), художественный руководитель Муниципального театра балета «Щелкунчик» (Екатеринбург) Пётр Базарон и балетмейстер-постановщик Хабаровского краевого музыкального театра Софья Прилуцкая (по видеосвязи).
Отвечая на вопрос о том, как сейчас обстоят дела на кафедре, Александр Полубенцев отметил, что если в первые годы существования сюда приходили учиться в основном юноши, то теперь среди обучающихся преобладают девушки, и призвал молодых людей не бояться поступать в Консерваторию. Тем более статистика последних девяти лет свидетельствует о том, что кафедре есть чем гордиться: девять лауреатов всероссийских конкурсов хореографов, пять человек возглавляют балетные труппы в России, многие ученики работают за рубежом и развивают традиции рус балета.
— Традиция жива, когда ее развивают, — напомнил Александр Полубенцев.
Сильной стороной кафедры, по мнению ее руководителя, является то, что будущие балетмейстеры получают здесь академическое образование. Получение знаний по всем смежным областям искусства — история театра, литературы, музыки, хореографического искусства, работа с источниками, проведение научных исследований — всё это входит в программу. Большее время занимает изучение практических дисциплин: искусство балетмейстера-постановщика и репетитора, тренаж классического и современного танца, характерный танец. Студенты изучают образцы классического наследия, знакомятся со стилем Мариуса Петипа, Августа Бурнонвиля, Михаила Фокина и многих других выдающихся балетмейстеров. Имея такой богатый багаж знаний, молодые таланты ищут свой путь.

Не бояться будущего
В этом году на кафедре зародилась новая традиция: студенты четвертого курса вместе со своими младшими коллегами готовят капустник. Каждый год такие вечера будут проводиться в день рождения Петра Андреевича Гусева 29 декабря.
— Это прекрасная школа режиссуры. Это прекрасная школа объединения студентов. Мне кажется, что нам очень часто не хватает возможности улыбаться и смеяться, без чего человек не может существовать. И теперь мы вводим это в обязательном порядке, — объявил Александр Полубенцев.
Воспитанники кафедры, уже добившиеся успеха в своей творческой карьере, посоветовали тем, кто только начинает свой путь в мир балета смело задавать вопросы, верить и доверять мастеру, адекватно реагировать на критику, быть решительными и не бояться новых проектов, а главное — дерзать! В творчестве без дерзновения редко бывают масштабные сдвиги.
Поздравляем кафедру режиссуры балета СПбГК с 60-летием и приглашаем наших читателей поучаствовать в праздновании юбилея.
Ксения Худик
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CFx97


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник