«КАМА-1»: двигаться вперёд! - Информационный портал

«КАМА-1»: двигаться вперёд!

Фото: СПбГУПТД Фото: Управление по связям с общественностью СПбПУ

Фото: СПбГУПТД Фото: Управление по связям с общественностью СПбПУ

2 Января 2021

«КАМА-1»: двигаться вперёд!

В Москве на выставке «ВУЗПРОМЭКСПО» представили уникальный российский серийный малогабаритный городской электромобиль «КАМА-1», разработанный на основе цифровых двойников. Это разработка Инжинирингового центра Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), выполненная совместно с ПАО «КАМАЗ». «Мы презентовали, на мой взгляд, конкретный результат работы, это сразу определило лицо выставки этого года», — заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. 

«ВУЗПРОМЭКСПО» демонстрирует результаты реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере науки и промышленности. Организатором является Министерство науки и высшего образования РФ. В этом году мероприятие проходило в смешанном формате. Участники — вузы, научные институты, компании-лидеры ¬отечественной экономики. За 7 лет мероприятие превратилось в стартовую площадку для сотен уникальных научных разработок. Перед торжественным открытием «ВУЗПРОМЭКСПО-2020» на стенде Политеха состоялся премьерный показ первого образца электрического смарт-кроссовера «КАМА-1», созданного Центром национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ на основе технологии цифровых двойников.
В презентации ходового предсерийного образца электромобиля «КАМА-1» приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков; спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков; президент Российской академии наук Александр Сергеев; генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин; депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, выпускник СПбПУ Денис Кравченко; команда разработчиков и главный конструктор Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️) СПбПУ Олег Клявин, а также представители органов федеральной и региональной исполнительной власти, российских промышленных предприятий, научных и образовательных организаций. Вел церемонию проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️), Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и ¬Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков.
— Это первый российский электромобиль, разработанный полностью на основе технологии цифровых двойников и спе¬циализированных цифровых платформ, — пояснил Алексей Боровков. — Смарт-кроссовер конкурентоспособен как с точки зрения технических и потребительских характеристик, так и с точки зрения дизайна, безопасности и комфорта, он отвечает требованиям международной сертификации.
Проект «Создание “умного” цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня» реализован в Инжиниринговом центре «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ — ключевом структурном подразделении Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Индустриальный партнер проекта — ПАО «КАМАЗ».
Специалисты Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ под руководством Алексея Боровкова в кратчайшие по стандартам автомобилестроения сроки — всего за два года — разработали и изготовили первый российский электромобиль, разработанный на основе технологии цифровых двойников. Это первый полнофункциональный прототип в составе платформы проектирования электротранспорта от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов, соответствующих международным требованиям сертификации.
Проект реализовывался на основе уникальных платформенных решений собственной разработки СПбПУ: Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™️ (разработка ведется в Инжиниринговом центре CompMechLab® СПбПУ с 2014 г., в 2017 г. удостоена национальной промышленной премии РФ «Индустрия»); Платформы-демонстратора кросс-рыночных и кросс-отраслевых «сквозных» цифровых и передовых производственных технологий CML-CAR™ (развивается с 2006 г. для автотранспорта, с 2017 г. — для электротранспорта); Универсальной модульной платформы развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей CML-EV™ (развивается с 2018 г.).
Все почетные гости, которые приняли участие в презентации электромобиля, говорили о том, что это уникальный для России ¬проект, безусловно, имеющий потенциал как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все обратили внимание на молодой коллектив разработчиков — ведь автомобилестроение относится к тем отраслям, в которых крайне важны преемственность поколений и работа на результат, который будет виден сразу, а не спустя годы. Важно, что при разработке «КАМЫ-1» была применена технология цифровых двойников, которая позволяет выполнять цифровое проектирование и моделирование автомобиля, проводить виртуальные испытания, управлять его характеристиками на протяжении всего жизненного цикла от производства до эксплуатации, обслуживания и утилизации. Однако эксперты говорили и о том, что главным сдерживающим фактором для перехода к массовому использованию электрокаров является отсутствие инфраструктуры — количество зарядных станций для электромобилей пока еще можно пересчитать по пальцам.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков поделился своим мнением о разработке: «Сегодня нетривиальное событие: мы презентуем разработку одного из лучших российских вузов — Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В первую очередь хочу поблагодарить ректора и коллектив Алексея Ивановича (Боровкова. — Прим. ред.) за эту разработку. Но такого результата невозможно было бы достичь без взаимодействия с индустрией, и особая роль в реализации этого проекта принадлежит ПАО “КАМАЗ”. Целью этой выставки является демонстрация успешного взаимодействия российских университетов, научных институтов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики. Те технологии и идеи, которые рождаются в университетах, студенческих и молодежных стартапах, должны найти воплощение в производстве и стать продуктами мирового уровня. То, что сегодня представлено, уникально в силу многих причин. На протяжении 20–30 лет идет большая дискуссия, верить или не верить в российское образование и науку, в российский автопром. Мне кажется, для людей, стоящих здесь, ответ очевиден: конечно, надо верить, учитывая славные традиции, достойные коллективы и желание двигаться вперед! Задача, решенная петербургским Политехом совместно с КАМАЗом, показывает, что и в этой части амбиции могут быть успешными. Результат, безусловно, будет, но надо помогать, поддерживать и оказывать доверие, потому что результат возможен благодаря усилиям больших коллективов. 
Это автомобиль, который создан в рекордно короткие сроки по самой современной технологии цифровых двойников. Ее носителем и держателем также является Политех, а идейный вдохновитель, человек, который приложил максимум усилий, — Алексей Иванович Боровков. Он очень много этим занимается и успешно, мы это знаем. Мы привыкли, что на превращение идеи в разработку уходит от 5 до 15–20 лет. Представленный электромобиль — это пример, когда благодаря целенаправленным усилиям заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт. Хотел бы особо отметить роль молодых ученых и инженеров в разработке этого проекта. Государство ставит задачу, чтобы наука молодела, была синергия взаимодействия молодежи и состоявшихся ученых. Важно обеспечить приток молодых кадров в российские разработки. И мне кажется очень важным, что те ребята, которые окунулись в этот проект, сегодня могут продемонстрировать стране и миру очень интересную разработку».

Инна Платова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (166) ДЕКАБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~cfNIp


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник