К 150-летию Василия Кандинского - Информационный портал

К 150-летию Василия Кандинского

4 Ноября 2016

К 150-летию Василия Кандинского

В состав новой выставки в Русском музее, приуроченной к 150-летию со дня рождения Василия Кандинского, наряду с произведениями этого мастера вошли работы его знаменитых современников: Елены Поленовой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Верёвкиной, Франца Марка и других. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства. На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из частных собраний.

Василий Васильевич Кандинский — всемирно известный живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на мировое искусство ХХ в. Его художественное и теоретическое наследие принадлежит как к русской, так и к немецкой национальной школе искусства. Но формирование духовного мира Василия Кандинского связано прежде всего с Россией. В студенческие годы художник отправился в экспедицию в Вологодскую губернию, где его потрясла яркость одежд и интерьеров домов коренного населения. Увиденное на Севере послужило мастеру камертоном в понимании цельности живописной композиции и единства ансамбля.
В канун своего тридцатилетия Кандинский решается полностью изменить жизнь и отправляется на обучение в Германию. Пейзажам этого времени свойственна новая для живописи тех дней экспрессия цвета и формы. Как и многих других молодых художников, его часто критиковали — за яркий колорит и мозаичную кладку мазков, обвиняли в подражательстве.
В ответ на непонимание в 1905 г. было организовано объединение «Фаланга», и Кандинский стал его президентом.
Мастер много пишет маслом, акварелью, гуашью и темперой, овладевает ксилографией. Интерес к пейзажу в его творчестве вытесняется увлечением темами ушедших эпох. Важной вехой в развитии творчества Кандинского стала жизнь в Париже в 1906–1907 гг. Василий Васильевич начал развивать свое творчество в сторону беспредметности. Главной задачей художника он считал выявление внутренней жизни — подлинной, скрытой от глаз. В этом смысле особую роль сыграло его православное мировоззрение. Ради отражения своей веры в духовность бытия Кандинский смело деформирует пространство. Влияние на стилистику его творчества в это время оказывают собираемые им русские лубки и игрушки.
Из соотечественников художник особенно ценил таланты Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Сам он экспонирует в России пейзажи и полубеспредметные работы.
В это время Кандинский усиленно работает над трудом «О духовном в искусстве и прежде всего в живописи», формируя основные положения своей теории. В последующие годы Кандинский создает работы, благодаря которым он известен широкому зрителю —
«композиции» и «импровизации». Автор легко оперирует линией, цветом, пятном; его работы эмоциональны и рациональны одновременно.
Василий Васильевич сыграл важную роль в развитии культурных связей России и Германии, организовав вместе с единомышленниками-экспрессионистами ряд выставок под названием «Синий Всадник» и одноименный альманах. Издание содержало более 140 иллюстраций, отразивших широту взглядов Кандинского и его коллег на мир искусства и проблему традиций, —
экспонаты этнографических коллекций, лубки, ритуальные маски, баварская живопись на стекле, японские гравюры, детские рисунки, работы Эль-Греко, самоучки Анри Руссо, современная живопись.
В годы Первой мировой войны Кандинский был вынужден вернуться в Россию. Художник стал соучредителем первых в мире музея и исследовательских центров современного искусства, участвовал в реформировании художественного образования, преподавал. Его полотна и графику того времени отличали своеобразный космизм мироощущения, религиозность чувства.
В 1916 г. Кандинский написал синтетический пейзаж любимого города — «Москва. Красная площадь», фантастически сочетающий реальные мотивы и беспредметные формы.
После революции 1917 г. Кандинский проявил себя как талантливый администратор, преподавал, являлся членом коллегии Отдела изобразительных искусств в сложной атмосфере острой борьбы разнообразных эстетических течений. В середине декабря 1921 г. художник выехал в Берлин налаживать международные связи по линии РАХН. В Россию Кандинский больше не вернулся…
Исполнилось 105 лет со времени создания первых беспредметных работ мастера. При их появлении немногие поняли это как важнейшее событие в истории мирового изобразительного искусства. Кандинский не выступал с манифестами, не порывал громогласно с традициями, а, наоборот, никогда не забывал об особом значении русской культуры.
Ярослава МАКСИМЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~X9KTc


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник