Информатизация вуза своими силами даёт значительные преимущества

21 Февраля 2015

Информатизация вуза своими силами даёт значительные преимущества

Информатизация вуза своими силами дает значительные преимущества — к такому выводу пришли в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), и вот почему.

Сосредоточиваемся на главном
Система управления вузом позволяет значительно повысить не только эффективность работы преподавателей и сотрудников, но и, пожалуй, самое главное — качество подготовки специалистов. Однако для этого необходимо сосредоточиться на направлениях, обеспечивающих наивысший обучающий эффект. Собственная разработка дает максимальные возможности в указанном отношении и одновременно позволяет оптимизировать затраты. Покажем это на примере нашей системы «Кибейя».
В организации, как правило, есть и другие системы: проходные библиотечные, кадровые, бухгалтерские, которые уже закрывают некоторые вопросы управления. Если мы разрабатываем систему управления вузом сами, то можем обеспечить интеграцию всех систем и тем самым избежать дублирования функций. Кроме того, такая интегрированная структура обладает гораздо большими возможностями в сравнении с традиционными системами управления. Например, интеграция системы «Кибейя» с проходными системами позволила обеспечить мониторинг посещаемости занятий, причем была обнаружена корреляция между успеваемостью и посещаемостью. Для усиления мотивации студентов был также разработан модуль «Рейтинг» с выводом информации как в личные кабинеты обучающихся, так и на факультеты.
Интеграция систем подтолкнула нас к дальнейшему развитию идеи мотивации, и не только. Так, на сегодняшний день старосты групп в своих личных кабинетах вводят сведения о фактическом расписании занятий и их посещаемости. Это позволяет не только уточнять данные проходных систем, но и перейти к разработке модуля составления расписания с использованием ретроспективной информации. Идея возникла не случайно. На наш взгляд, аналитические методы формирования расписания оставляют желать лучшего. Осталось решить задачу поощрения старост, но это можно сделать через формулу расчета рейтинга.
К этому следует добавить такие стимулы к обучению, как родительский контроль через кабинеты родителей, да и кабинеты студентов играют заметную роль. Каждый обучающийся помимо своих оценок и рейтинга видит задолженности, выполняет тестовые задания, обменивается информацией с преподавателями и другими студентами. Таким образом, с помощью интеграции систем и минимального набора опций обеспечивается значительный рост обучающего эффекта.

Только конкурентоспособные решения
Разработка своей системы и ее поддержка требуют затрат. Как их минимизировать? Ответ лежит на поверхности — для этого необходимо использовать самые современные и конкурентоспособные технологии: свободное, кроссплатформенное программное обеспечение (ПО), открытый программный код, доступ к системе через веб-интерфейсы с любого компьютера или мобильного устройства, подключенного к Интернету, установка ПО только на серверной части (без клиентского ПО), причем система получается территориально-распределенной. Так, «Кибейя» внедрена в университете и трех колледжах, расположенных в разных городах.
Описанный подход позволил решать глобальные задачи скромными средствами, соизмеримыми со стоимостью поддержки аналогичных систем сторонних производителей, причем со значительным выигрышем в возможностях. Это особенно важно в условиях политики импортозамещения.

Независимость и рост престижа вуза
Внедрение собственной разработки повышает престиж вуза, в том числе в глазах абитуриентов. Так, модуль «Электронная приемная комиссия» дает им возможность дистанционно подавать документы, отслеживать свой рейтинг по разным направлениям подготовки и при необходимости «перебрасывать» документы с одной специальности на другую. При этом формирование приказов и других документов, а также взаимодействие с ФИС ЕГЭ, происходят автоматически, что позволяет сделать приемную кампанию абсолютно прозрачной, к тому же с минимумом трудозатрат со стороны работников вуза.
А будь у нас система стороннего разработчика, мы бы обращались к нему всякий раз при изменении правил приема, порядка взаимодействия с ФИС ЕГЭ и т. п. Это касается и прочих модулей системы («Выпускник», «Студгородок», «Документы» и мн. др.). Предусмотреть все «подводные камни» невозможно, особенно в части формирования документов.

Собственная производственная база и интеллектуальный потенциал
Современный вуз должен иметь неразрывную связь с производством. Именно с этой целью в учреждениях ВПО и СПО создаются лаборатории и даже целые направления подготовки, ориентированные на передовые предприятия отрасли. В случае собственной разработки мы имеем готовую производственную площадку по направлению, связанному с корпоративными сетями и системами, не говоря уж о развитом интеллектуальном потенциале в одной из самых перспективных профильных областей.
Разумеется, описанные достижения стали возможными благодаря высокой компетентности, творческому подходу и огромному трудолюбию коллектива единомышленников управления АСУ.

Делимся с другими
Многие программные механизмы могут с успехом работать в других отраслях. Что же касается учебных заведений, то для них описанный подход обеспечивает рациональное вложение средств в автоматизацию управления, которое максимально адаптировано к их структуре и задачам.
Следует добавить, что наша распределенная система может обрабатывать сразу несколько вузов. Причем создание модулей для себя будет означать их одновременное внедрение в других учреждениях, возможно с их участием в разработке технических заданий и ПО. При этом расходы на общую поддержку почти не изменятся. С указанной точки зрения система может стать формой собственной разработки также и для других вузов.

На фото: У стенда СПбГУТ на выставке «Связь-Экспокомм — 2014» руководитель Федерального агентства связи  О. Г. Духовницкий и начальник АСУ СПбГУТ В. Г. Никулихин
В. Г. Никулихин,
М. Ю. Пацкан, А. Н. Белов
Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9JYt0


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник