«Имечко растаяло»... А имя — осталось!

Фото из личного архива В. Плешака

Фото из личного архива В. Плешака

18 Сентября 2019

«Имечко растаяло»... А имя — осталось!

Альбина Александровна Шульгина — знаковое имя в российской культуре, поэт, прозаик, сценарист, драматург. «Вырастала в поле роща, / да под корень извели, / твое имечко забылося, / растаяло вдали...» Строчки из ее стихотворения «Рощица». Имечко растаяло... Но не имя Альбины Шульгиной. Она ушла из жизни десять лет назад, в августе 2009 года. Отдать дань ее памяти счел своим долгом композитор Виктор Плешак.

— Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с Альбиной Шульгиной. Как вас свела судьба?
— Еще со студенческих лет я был большим поклонником творчества композитора Валерия Александровича Гаврилина. В 1967 году в фольклорной экспедиции в Вологодской области, мы, студенты Ленинградской консерватории, узнали, что Гаврилин получил Государственную премию за вокальный цикл «Русская тетрадь». Как мы все радовались, а ведь ему было всего 28 лет! Позже я обратил внимание, что постоянным его соавтором была Альбина Шульгина. А потом встретились мы как-то с Валерием у входа в Театр Ленсовета. И он сказал: «Витя, а мне очень нравится ваша музыка к радиопередаче “Морские вести”. Как вы точно все написали». Для меня это была наивысшая похвала. И вот какие-то невидимые нити с тех пор нас связали. Именно Гаврилин дал мне рекомендацию в Союз композиторов. Наши пути нередко пересекались. И тем удивительнее, что за 30 лет общения с Валерием Александровичем я ни разу не повстречался с Альбиной Александровной. Как потом выяснилось, Альбина не любила светские мероприятия, премьеры и шум вокруг них. Ей больше была по душе творческая работа в тишине. 

— Какую песню из сотрудничества Гаврилин — Шульгина вы выделяете?
— Каким-то невероятным событием в песенном жанре была их песня «Мама». Я часто присутствовал на концертах хора мальчиков Ленинградского хорового училища, на мой взгляд, лучшего интерпретатора этой песни. И сам не скрывал слез, и видел реакцию публики, самих исполнителей и как часто ее бисировали... Уникальный дуэт Гаврилина и Шульгиной дал нашему песенному искусству более 60 песен. «Город спит», «Усмири мои тревоги, утоли мои печали» — 
до сих пор любимы. Благодаря Гаврилину пробил себе дорогу жанр песни a cappella. Прекрасно такие песни пели на эстраде Людмила Сенчина и Таисия Калинченко. Очень оригинальна «Шутка», такой своеобразный русский чарльстон. Особенно мне дорог вокально-поэтический цикл «Военные письма» — своеобразное и глубокое сочинение. Благодаря яркой театральности оно недаром было поставлено в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. 

— Когда вы решили обратиться к Альбине Шульгиной как к соавтору?
— Только когда Валерия Александровича не стало, я решил рискнуть. Мне не давала покоя одна серьезная идея… Я позвонил Альбине Александровне, и она меня как-то сразу приняла душой, сказала, что ей мой замысел нравится. И тогда я поделился еще одной своей творческой болью. Дело в том, что я написал музыкальный цикл, куда вошли восемь песен, но заказчик их не принял. Я огорчился — мне казалось, что это достойные песни... Альбина попросила, чтобы я записал их на магнитофон. Она уезжала на лето в деревню и пообещала их слушать, а осенью, уже по возвращении в Ленинград, привезти мне варианты стихов. Так и случилось. Из всех мелодий, что я записал, родилось несколько песен. И одна из них — «Я люблю тебя» — стала особенно популярной. 

— Какие еще интересные работы у вас появились?
— Мы начали активно работать в 1999 году. Но тот первоначальный замысел, о котором я ей рассказал, реализовался только через 20 лет. В этом году в Нижнем Новгороде состоялась премьера большого хорового концерта «Праведница» по мотивам рассказа Солженицына «Матренин двор». В либретто вошли 15 стихотворений Шульгиной, 9 из которых она специально написала по моей просьбе. С большим успехом шел в Красноярске наш спектакль «Под первой звездой» — опера для детей по мотивам сказок Андерсена «Девочка со спичками» и «Снежная королева». 
К юбилейной дате Северного флота нам заказали музыкальный спектакль в память Героя Советского Союза подводника Гаджиева. И в 2003 году состоялась премьера музыкальной драмы «Я близко, я рядом, я здесь». Альбина сделала замечательное стихотворное либретто о судьбе героя-моряка. Зал плакал — там есть душа и драматизм. Замечу, что этот спектакль до сих пор ставят в драматическом театре Северного флота в Мурманске. 

— Альбина Шульгина — абсолютный универсал. Ей покорялись любые темы. Но особенно близка тематика исконно русская, деревенская...
— Она сама человек из народа. Хорошо знала фольклор, традиции, сыпала пословицами и частушками, которые помнила с детства... У меня есть мечта сделать ораторию «Альбина» — историю о судьбе русской женщины, рассказанную стихами самой Шульгиной....

— Что для вас особенно дорого в сотворчестве с Шульгиной?
— Десять лет сотрудничества — это самые мои любимые годы. Значим для меня Павловский музыкальный фестиваль имени Глинки. С 2004 года мы ежегодно писали по песне — так родился хоровой цикл «Петербурга сиятельный сын». И первая же наша песня стала гимном этого фестиваля. В 2010 году мы приняли участие в песенном конкурсе, посвященном 300-летнему юбилею Царского Села. Песня, где была использована пушкинская строка «Отечество нам Царское Село», была признана лучшей. Это последняя наша работа, и очень печально, что об этом успехе Альбина так и не узнала.
Есть у Альбины одно стихотворение, очень щемящее. Называется «Рощица». Оно вошло в мое либретто «Праведницы»… Когда Альбину Шульгину отпевали и нужно было произнести слова прощания, Эдуард Хиль спел у гроба именно «Рощицу». Это было неожиданно. И исповедально... 
Лариса ЮЖАНИНА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (169), сентябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~GBwgy


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник