Дмитрий Шостакович в кино

11 Июня 2016

Дмитрий Шостакович в кино

Начну с песни, которую даже сегодняшнее поколение — «младое, незнакомое» — я уверен, узнает по первым словам.

Нас утро встречает прохладой.
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?


«Песню о встречном» запели уже во время записи на киностудии. Фильм Сергея Юткевича вышел на экраны в канун XV годовщины Октября. А 7 ноября 1932 года на праздничной демонстрации песня огласила Дворцовую площадь. Песне суждена была долгая жизнь — в народе ее пели, «забыв» имена композитора Дмитрия Шостаковича и поэта Бориса Корнилова. Такое забвение выше громкой славы: песня стала одной из первых золотых крупиц нового послеоктябрьского фольклора. Увы, не обошлось и без горькой ноты — Бориса Корнилова расстреляли в 1938 году, когда поэту было 30 лет, по стандартному обвинению в контр­революционной деятельности.
Когда «Встречный» в 1933–1934 гг. демонстрировался в Европе, США, Японии, песня шагнула с экрана в мир. В Швейцарии она сделалась свадебной мелодией, а в Англии была напечатана под названием «Привет жизни», во Франции в 1941 году издана как «Песня молодых рабочих»; в оккупированной фашистами Венгрии ее законспирировали как «детскую песню» и исполняли в хоровых клубах. В июле 1945 года песня Шостаковича с вновь написанным текстом впервые прозвучала в Сан-Франциско в качестве гимна только что учрежденной Организации Объединенных Наций.
Дмитрий Шостакович в буквальном смысле стоял у колыбели советского звукового кино. В студенческие годы юный композитор озвучивал немые фильмы, играя на пианино перед экраном в петроградских кинотеатрах «Светлая лента», «Сплендид-палас» и «Пикадилли». Активную работу в кино Шостакович начал в пору создания оперы «Нос», балетов «Болт» и «Золотой век» с их дерзким сочетанием конструктивистских идей, гротеска, шаржа и скрытого за ними трагедийного подтекста. В музыке к картине «Одна» во весь голос заговорила шостаковичскаялирика — это и городской «шарманочный» романс «Какая будет хорошая жизнь», и отзвуки крестьянской песни «Долюшка русская». Симфонический эпизод, живописующий отчаяние героини фильма, — один из ранних образцов изобразительного симфонизма композитора. Но чрезвычайно ценно высказывание Шостаковича, сделанное позднее: «Иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношение к ним автора. Музыка является очень сильным средством эмоционального воздействия, поэтому она не может быть сведена только к иллюстрации... В моейкиножизни было несколько переломных эпизодов. В 1931 году я написал музыку для фильмов: «Златые горы» и «Встречный». Это были уже настоящие звуковые фильмы… и я считаю работу над ними важной для себя».
Созданные в тесном сотрудничестве с композитором трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга и «Человек с ружьем» Сергея Юткевича, «Волочаевские дни» Георгия и Сергея Васильевых, «Великий гражданин» Фридриха Эрмлера составили золотой фонд нашего довоенного кинематографа. С именем Шостаковича, проявлявшего живой интерес к творчеству Уолта Диснея, связаны и первые советские мультипликации («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о глупом мышонке»).
Впереди были картины, запечатлевшие подвиг народа в битве с фашизмом — «Зоя», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина». Музыка к ним создавалась параллельно с гениальными симфоническими партитурами Шостаковича, она впитывала их потрясающую экспрессию, несла самый дух симфонизма в широчайшую аудиторию кинозала. Поистине Шостакович совершил в киномузыке революцию, равную той, которую в свое время начал в балете Чайковский, симфонизировавший и насытивший глубочайшим психологическим подтекстом музыку балета. Отвлечемся от печати времени и той нормативной эстетики, которая требовала от создателей фильмов возвеличения официальной идеологии — в музыке Шостаковича для нас ценны страницы, исполненные подлинного трагизма (реквиемы из «Зои» и «Молодой гвардии»), светлая детская лирика еще одной «народной» песни «Родина слышит, родина знает…» Не забудем и ставшую необыкновенно популярной музыку к кинофильму Александра Файнциммера «Овод» (по одноименному роману Этель ЛилианВойнич). Сюита из музыки к «Оводу» звучит в филармонических залах, а «Романс» разошелся по миру в бесчисленных переложениях и транскрипциях­ для самых различных инструментов и ансамблей, его можно услышать и в исполнении уличных музыкантов.
Весь путь Шостаковича-симфониста, казалось, вел его в кино к созданию шедевров последних лет — к шекспировским лентам Григория Козинцева. Постановщик «Гамлета» и «Короля Лира» вспоминал впоследствии: «Музыка Шостаковича становилась для наших фильмов… органической частью (самой плотью кинематографической образности)… Музыка вела диалог с героями, меняла выражения их глаз… Мы говорили на одном языке».

Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8tHTO


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник