Блокадная хроника системы образования Ленинграда - Информационный портал

Блокадная хроника системы образования Ленинграда

2 Февраля 2022

Блокадная хроника системы образования Ленинграда

Перед началом войны в городе работала 571 общеобразовательная школа. Вражескими частями, окружившими город, образовательные учреждения рассматривались как военные объекты, находившиеся в квадрате систематического обстрела. Так 105-я школа числилась на карте противника как объект № 736, по которому рекомендовалось стрелять осколочно-фугасными снарядами. Аничков дворец (Дворец пионеров) был объектом №192, подлежащим обстрелу фугасно-зажигательными снарядами. За время блокады в результате артобстрелов и бомбёжек разрушено 22 школьных здания, нанесен тяжелый ущерб 393 школам.

На примере работы школ и динамики восстановления их регулярной работы можно увидеть, как креп дух ленинградцев, росла их уверенность в победе, каким мужеством и верой в будущее они обладали.

1941/42 уч. год – в 39-ти школах работало - 537 учителей
1942/43 уч. год – в 91-й школе - 1 477 учителей
1943/44 уч. год – в 120-ти школах - 2 252 учителей
1944/45 уч. год – в 298-ми школах - 4 866 учителей
1945/46 уч. год – в 309-ти школах -8 299 учителей.

Чувство профессионального долга побуждало учителей в полуживом состоянии ежедневно приходить на рабочее место, осознавая важность миссии спасения юного поколения ленинградцев в физическом, духовном, интеллектуальном смысле для «будущей радости» послевоенной жизни. У многих детей на фоне страданий, физического истощения, потери близких пропадала мотивация к обучению. Предстояло возвратить учеников в школу, не утратить высокий уровень обучения, обеспечить освоение программы. Как правило, учитель имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради записывался не только номер школы, но и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия. «Чем труднее жизнь наших учащихся, тем лучше должны быть наши уроки. В наши дни в нашем городе духовная пища должна быть первосортной» (учительница М.П.Ивашкевич).

В европейской истории не раз отмечалась роль учителя в военных победах. Ленинградские педагоги чувствовали себя в дни войны, прежде всего воспитателями. В индивидуальной борьбе за выживание многие взрослые и дети вынужденно оказались вовлеченными в противостояние звериного и человеческого начал. В нечеловеческих условиях, навязанных осаждённому городу врагами, педагоги помогали детям и подросткам оставаться людьми, находить в себе силы для противостояния злу и одичанию. Помимо преподавания, учителя рыли окопы, работали в госпиталях, на эвакопунктах, в детских приёмниках; участвовали в сборе тёплых вещей для красноармейцев, заготавливали дрова, вели агитационную пропаганду, обходили дома, выявляя детей, оставшихся без родителей. Так учительница истории Александра Николаевна Миронова за два с половиной месяца перенесла и перевезла на санках в детский дом около ста сорока разысканных ею и спасенных безнадзорных детей. Деятельность педагогов блокадного Ленинграда в своей основе имела систему непреложных нравственных ориентиров, определивших эффективность воспитательных и учебных действий в немыслимо тяжёлых условиях.

При дефиците ресурсов ленинградские педагоги вынуждены были постоянно импровизировать, создавая необходимые пособия из подручного материала, находить новые, порой опережающие методики изучения материала. Неслучайно лучшие методические пособия, учебники, детские научно-популярные книги, созданные ленинградскими педагогами в период блокады, неоднократно переиздавались после окончания войны.

В некоторых организационных моментах блокадная педагогика приобретала опережающий характер. Так ленинградская школа с весны 1942 года, во многих случаях становилась школой продлённого дня, предварив появление подобной формы образования на рубеже 1950/60 гг.. Петербургское образование остается лучшим в стране, управленческий опыт, демонстрируемый нашей системой образования заимствуют многие регионы России.

Год назад в сентябре 2021 года Строганова Надежда Васильевна стала инициатором установки мемориальной доски на месте разрушенной бомбежкой школы № 161 на 6-й Советской улице, где она преподавала. Губернатор поддержал Надежду Васильевну, и в итоге в Санкт‑Петербурге не только установили памятную доску, но и открыли памятник Блокадному Учителю на Соляном переулке напротив Музея блокады и обороны Ленинграда.

***
На начало войны в Ленинграде проживало 591603 ребенка по данным УНКВД.

В течение первой блокадной зимы 1941/42 г. продолжали учиться старшеклассники только 39-ти ленинградских школ. Из 542-х ленинградских десятиклассников, окончивших школу в 1941/42 учебном году, 84 получили аттестаты с отличием. Школа № 47 Приморского района, которую за время блокады закончили 54 человека, по итогам успеваемости была признана лучшей в стране.

Школы, работавшие с первого по последнего дня войны:
25-я средняя школа, Седьмая линия Васильевского острова, дом 52.
27-я средняя школа – Восьмая линия Васильевского острова, дом 17.
33-я средняя школа – Двенадцатая линия Васильевского острова, дом13.
47-я средняя школа – улица Плуталова, дом 24.
50-я средняя школа – Пионерская улица, дом 25.
85-я средняя школа – Петроградская набережная, дом 2/4.
90-я средняя школа – Зверинская улица, дом 35/37.
98-я неполная средняя школа – улица Елизарова, дом 3.
105-я средняя школа – Бабурин переулок, дом 5.
110-я средняя школа – Костромской проспект, дом 50/52.
114-я средняя школа –Большая Озерная улица, дом № 32.
122-я средняя школа – улица Раевского, дом 32.
132-я средняя школа – Покровская улица, дом 14.
148-я средняя школа – улица Панфилова, дом 31.
155-я средняя школа – Греческий проспект, дом 21.
166-я средняя школа – Прудковский переулок, дом 1/8.
205-я средняя школа – Кузнечный переулок, дом 20.
206-я средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом 62.
207-я средняя школа – улица Маяковского, дом 1.
216-я средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом 48.
221-я средняя школа – улица Плеханова, дом 7.
222-я средняя школа – улица Софьи Перовской, дом 5.
236-я средняя школа – набережная реки Мойки, дом 108.
239-я средняя школа – проспект Рошаля, дом 12.
249-я средняя школа – улица Союза Печатников, дом 26а.
251-я средняя школа – проспект Майорова, дом 40.
252-я средняя школа – Крюков канал, дом 15.
272-я средняя школа – 1-я Красноармейская улица, дом 3/5.
280-я средняя школа – Лермонтовский проспект, дом 52.
316-я средняя школа – Предтеченская улица, дом 30.
317-я средняя школа – Мало-Детскосельская улица, дом 34.
319-я средняя школа – Чернышов переулок, дом 11.
321-я средняя школа – Социалистическая улица, дом 7.
329-я неполная средняя школа – Смоленская улица, дом 20.
331-я средняя школа – улица Бабушкина, дом 7.
333-я средняя школа – Слободская улица, дом 3/5.
338-я средняя школа – правый берег Невы, дом 182.
356-я средняя школа – Заставская улица, дом 9.
367-я средняя школа – Тамбовская улица, дом № 17.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~q2Un3


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»
С 22.03.2022 17:10:00 по 06.07.2022 18:10:00 «Издания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и публикации работ сотрудников за 2020-2021 гг.»
С 16.04.2022 10:20:00 по 17.07.2022 11:20:00 «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля»
С 23.04.2022 15:30:00 по 11.07.2022 16:30:00 «Невская купель. 2022»
С 28.04.2022 10:20:00 по 08.08.2022 11:20:00 ГИК №1. Дело агента Сапфир
С 28.04.2022 14:50:00 по 30.06.2022 15:50:00 «Петра творенье – Петербург»