«Образы Севера» - Информационный портал

«Образы Севера»

19 Января 2018

«Образы Севера»

22 января 2018 года в 15.00, Петропавловская крепость, конгресс-холл Иоанновского равелина

Книга «Образы Севера» вышла в издательстве «Арт Волхонка» в январе 2018 года. Она стала итогом выставки «Образы Севера», открытой в декабре 2017 года в Петропавловской крепости. Выставка представила экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, связанные с «северной темой» и рассказала о Петербурге как северной столице России.
В книгу «Образы Севера» вошел каталог выставки и статьи специалистов, позволившие расширить круг рассматриваемых на выставке вопросов.

Авторы и названия статей:
• И. А. Карпенко. «Северная империя» глазами иностранцев. Россика. Путешествие «на север» XVIII–XIX век.
• Э. М. Глинтерник. Север как бренд. Тема Севера в российской торгово-промышленной рекламе XIX — середины ХХ века.
• И. Р. Багдасарова. «Мишка на севере» и фарфор Петербурга.
• Н. А. Мозохина. Русский север в иллюстрированной открытке.
• П. А. Филин, М. А. Емелина, М. А. Савинов. Советская Арктика. Петроград и Ленинград в истории изучения и освоения советской Арктики.
В презентации книги примут участие:
• С.Э. Калюжин, зам. по науке и развитию Государственного музея истории Санкт-Петербурга
• И.А.Карпенко, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга
• Ю.З.Кантор, научный руководитель гуманитарных проектов компании «Норникель»
• авторы вошедших в книгу статей

О выставке «Образы Севера» (работает до 4 апреля 2018 года)
Выставка рассказывает о формировании образа России как северной империи, а Санкт-Петербурга как северного города. Здесь представлены многочисленные виды Петербурга XVIII-XIX веков, изображающие зимний город с заснеженными улицами и площадями, запечатлевшие специфические зимние развлечения, такие как ледяные горы или катания на оленях. Подобные гравюры и литографии часто иллюстрировали издания с путевыми заметками иностранцев, побывавших в России, и формировали представление о России в Европе как холодной северной стране.
Идею о бескрайней северной стране поддерживали гравированные или литографированные альбомы, изображавшие представителей народов, населявших Россию, в том числе жителей крайнего севера - самоедов, эскимосов, камчадалов и пр.
В середине XIX – начале ХХ века образ северной империи и ее северной столицы стал активно использоваться в различных формах массовой культуры:
- любовь к зимним пейзажам с заснеженными лесами и покрытыми льдом реками и озерами, мотивам и образам северной природы – как в «большом искусстве» (живопись, графика), так и в предметах прикладного искусства и бытового назначения, в рекламных афишах, упаковке, детской игрушке и т.п.;
- применение в наименованиях продукции столичных предприятий слов «северный/ая» и названий северной флоры, фауны, этнографии и проч. (например, название шерстяной ткани для женской одежды компании Торнтона – «дамское эскимо», карамель «Северная», «Полярная», папиросы «Север» и т.п.)
- карточки открытых писем на «северную» тему (преимущественно с изображениями памятников деревянного зодчества северных губерний России, выполненными как фотографическим способом, так и по натурным зарисовкам известных художников И.Э. Грабаря, И.Я. Билибина и проч. ) – их выпуск был начат самыми разными краеведческими организациями с целью пропаганды русского Севера, в том числе и в связи с развитием туризма.
Отдельного упоминания заслуживает образ белого медведя, ставший к концу XIX века устойчивой приметой «русского». Настоящая мода на шкуры северных медведей в дорогих интерьерах была создана в середине XIX столетия российской знатью и нуворишами. Белые медведи стали излюбленным образом самой разной рекламной продукции (например, флакон одеколона фабрики «Брокар», выполненный по эскизу К.С. Малевича, с фигуркой белого медведя на крышке и др.).
Отдельный раздел посвящен советскому Северу и сосредоточен на широкой пропаганде освоения и использования Северного морского пути, северных земель, арктических экспедиций разных годов, проектирования и строительства ледоколов и т.п. Так, изображения ледоколов превратились в символ демонстрации достижений социализма, в этом качестве они заняли место на плакатах и поздравительных открытках наряду с названиями новых городов, расположенных на территории Крайнего севера: Анадыря, Воркуты, Магадана, Норильска и проч.
Подвиг экипажа и пассажиров «Челюскина» нашел отражение в оформлении упаковок многочисленных конфет и печенья, в детских игрушках (например, маскарадном костюме «Деда-мороза-Полярника», в наборе игрушек для елки «Полярная станция»); а увлеченность северными темами и образами — в многочисленных детских книжках со сказками северных народов, игрушках-белых медведях и игрушках-эскимосах, фарфоровых фигурках, изображавших народы советского Севера.
Выставка и книга «Образы Севера» созданы в рамках в рамках межмузейного проекта компании «Норникель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха». Этот проект предусматривает открытие выставок и издание книг, посвященных русскому Северу, в 9 российских музеях в течение трех лет. В этом году выставки, посвященные русскому Северу, организованы в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Все выставки сопровождались научными изданиями.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~sGxhq


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник