Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

Фото: http://government.ru

Фото: http://government.ru

3 Апреля 2019

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

В повестке: о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Сегодня обсудим вопросы, которые касаются поддержки малого и среднего предпринимательства.

Но прежде чем мы это сделаем, хочу сказать, что я утвердил один из важных документов стратегического планирования – бюджетный прогноз до 2036 года. Как и долгосрочный прогноз социально-экономического развития нашей страны, бюджетный прогноз разработан в двух вариантах – базовом и консервативном, которые предполагают разную динамику основных показателей. Там, естественно, и разные цифры стоят. Но, наверное, самое главное здесь не цифры, а цель этой работы – оценить основные тенденции развития глобальной экономики, прежде всего с упором на наших торговых партнёров. А также оценить положение дел на мировых финансовых рынках, сырьевых рынках, возможные факторы, которые будут влиять на развитие ситуации, включая те же самые торговые войны, протекционизм, санкции, просчитать связанные с этим риски, причём именно в среднесрочной перспективе, и спрогнозировать ключевые показатели для нашей экономики.

Мы достаточно долго всё это обсуждали, и сейчас такое решение принято. Давайте будем эти решения использовать.

Теперь возвращаюсь к малому и среднему предпринимательству. Напомню, у нас в стране около 6 млн малых предприятий, которые дают чуть больше 19 млн рабочих мест. Вклад малого и среднего предпринимательства в валовый продукт оценивают в 22% с небольшим. Эта цифра растёт, она была хуже. С другой стороны, это, конечно, не те цифры, которые нас должны устроить. Есть задача увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике, выйти на сопоставимый с развитыми странами уровень. Для этого должно кратно увеличиться число предприятий, объёмы их услуг, продукции, чтобы малое предпринимательство было достаточно привлекательным.

На эти цели и должен работать национальный проект. Его бюджет – без малого полтриллиона рублей. В него входят пять федеральных проектов, они сосредоточены на улучшении условий ведения предпринимательской деятельности и расширении доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, включая льготное кредитование.

Мы нашли решение по оперативному использованию субъектами межбюджетных трансфертов. Почти все регионы по национальному проекту заключили соглашения о предоставлении субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства. Речь идёт о сумме свыше 25 млрд рублей на текущий год. Регионы уже могут финансировать мероприятия, которые по этому проекту запланированы. И конечно, с этим затягивать ни в коем случае нельзя.

Что ещё нужно отметить?

Во-первых, с этого года запущен пилотный проект по специальному налоговому режиму для самозанятых граждан. Это не только репетиторы и няни, помощники по хозяйству, но и те, кто занимается перевозками, сдаёт в аренду квартиры, то есть, по сути, занимается малым предпринимательством. При доходе не более 200 тыс. рублей в месяц они могут платить налог 4% при работе с физическими лицами, 6% – с юридическими лицами – через мобильное приложение. Это, конечно, очень низкая налоговая нагрузка.

Проект стартовал в четырёх регионах – Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Там около 50 тысяч человек зарегистрировано. Наверное, даже больше уже. Новая система позволяет им получить официальный статус. И конечно, нужно эти преимущества лучше разъяснять.

Если проект будет востребован, как мы и договаривались, его действие распространим на всю территорию страны.

Второе. Идёт работа над законодательством в сфере социального предпринимательства. Этот законопроект прошёл первое чтение в Думе. Такие компании должны получать государственную поддержку. Именно они помогают социально уязвимым категориям людей, создают для них рабочие места. Важно наладить механизм распространения лучших практик поддержки такого рода социального предпринимательства в отдельных регионах.

Третье, над чем мы работаем в рамках национального проекта, – это расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе к льготному кредитованию. Это исключительно важная тема. У малого и среднего бизнеса большая потребность в недорогих кредитных ресурсах.

Программа льготного кредитования стала доступнее для предпринимателей, в первую очередь за счёт многократного увеличения числа банков-участников и расширения отраслей. Право на участие в ней получили около 70 кредитных организаций, в том числе небольшие региональные банки из 29 регионов. До конца года объём льготного кредитования должен вырасти до 1 трлн рублей.

Процентную ставку по кредитам, которые выдаются в рамках Национальной гарантийной системы, также удалось снизить, теперь она на 2–3% ниже рыночных ставок. Это в целом неплохо для бизнеса. Нужно двигаться и дальше в этом направлении.

И четвёртое, но не менее важное направление – это проблема большого количества проверок этих структур по линии контроля и надзора. Надо, как мы и договорились, эту систему менять: не только искать нарушения, за которые нужно наказывать, но и предупреждать их. Для того чтобы не было соблазна постоянно трясти бизнес, должен быть создан новый цифровой ресурс, который позволит предпринимателям заявлять о нарушениях при проверке. Сформируем так называемый зеркальный реестр проверок, чтобы можно было оперативно реагировать на заявленные нарушения. Разработку такой системы требуется завершить до середины октября и потом её протестировать.

И конечно, мы должны – как, собственно, и было определено и в послании, и на наших совещаниях, – избавить предпринимателей от избыточных требований в рамках так называемой регуляторной гильотины. Понятно, что здесь все решения также должны быть приняты и сформирована прозрачная контрольная система.
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания

Из стенограммы:

М.Орешкин: Расскажу об основных результатах сегодняшнего заседания президиума совета по стратегическому развитию. Обсуждался проект (и как мы движемся) по малому и среднему предпринимательству. Здесь есть несколько якорных вещей, которые запущены.

Первая история связана с новым режимом самозанятых – налог на профессиональный доход. Этот режим запущен с начала года в четырёх регионах. Есть уже конкретные цифры: 57 тысяч зарегистрировано, больше 3 млн операций проведено, средний размер чека – 800 рублей, объём полученного дохода уже приближается к 3 млрд. То есть можно сказать, что механизм заработал. Поставлен вопрос о том, чтобы уже со следующего года он заработал в целом по стране. Будем двигаться в этом направлении. Сейчас происходит последняя донастройка, определённые рекомендации выпускает налоговая служба, Центральный банк. Все проблемные моменты, которые возникают, отрабатываются в пилотном режиме в рамках пилотных регионов.

Второе направление, где идёт большая работа, – это проблема административных барьеров. Запущен в начале года механизм трансформации делового климата. Первый пакет, первое распоряжение было утверждено в январе. Сейчас идёт отработка по кредитным барьерам, доведение их до конкретных решений, которые будут эти барьеры снимать.

Одновременно с этим у нас запущен второй трек, к июлю второе распоряжение выйдет. Здесь главное – не останавливаться на «дорожных картах», а доводить каждое решение именно до того результата, который был запланирован.

Третье направление – это новая программа по финансированию – так называемая программа 8,5%. Она запущена в конце февраля – начале марта. Сейчас работаем над тем, чтобы увеличить объём предприятий, объём банков. В итоге должно возрасти число предприятий, которые могут получить доступ к этому ресурсу. Банки настаивают на большей марже. Мы с ними находимся в определённой дискуссии, но, думаю, постепенно, через изменение правил, работая с этой субсидией, мы увеличим количество компаний, которые получают доступ к этому ресурсу.

Говоря об административных барьерах, хотел бы сделать отдельный акцент на большой работе, которая ведётся по «регуляторной гильотине». Это полномасштабная задача. У нас сроки стоят – к концу следующего года всю эту работу завершить и в 2021 год войти с новой системой. Это один из основных элементов, который, будучи реализован именно так, как запланировано, позволит серьёзно снизить барьеры для малого бизнеса и тем самым продвинуть его вперёд. Работа по проекту продолжается.

Завтра состоится визит Дмитрия Анатольевича Медведева в Пермь, где продолжится обсуждение этого национального проекта. Будет встреча с представителями бизнеса. Будем обсуждать, как на практике, в конкретном регионе, в конкретных компаниях ощущаются меры, принимаемые Правительством. И будем обсуждать с бизнесменами вопросы донастройки этой программы, чтобы она имела максимальную эффективность.

Вопрос: Совещание в Перми тоже будет по малому и среднему бизнесу?

М.Орешкин: Да, будет встреча с предпринимателями, и именно эта тема завтра главная.
Источник:  Фото: http://government.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7Knsd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник