Ёлки, палки, пирамиды и подарки - Информационный портал

Ёлки, палки, пирамиды и подарки

28 Декабря 2020

Ёлки, палки, пирамиды и подарки

«В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка — зажгись!» — эти фразы знакомы нам с детства, именно с них начиналось новогоднее чудо. Проходят годы и десятилетия, а мы все так же водим хороводы вокруг зеленой красавицы, зажигаем гирлянды и загадываем желания! Всем известно, что новогодняя елка пришла к нам после указа Петра I от 15 декабря 1699 года. Но так ли это было на самом деле? Об истории праздника и секретах появления символов Рождества и Нового года мы поговорили с автором книги «Тайный код русских праздников» писателем Александром Мясниковым.

— Правда ли, что история Нового года в России началась с указа Петра I?
— Началось всё намного раньше. Новый год справляли и до Петра I, правда, дата была совсем другая — 1 сентября. А еще раньше праздновали в марте. Даже после принятия христианства летосчисление велось на Руси не от Рождества Христова, а от Сотворения мира, то есть с 5508 года до нашей эры. Эта же точка отсчета — день сотворения мира — осталась и после того, как московский митрополит Феогност в 1342 году постановил считать официальным началом года 1 сентября. 
Что касается указа 1699 года, то это не совсем про елку. Указ предписывал украшать дома не только елками и еловыми ветками, но и ветками сосны и можжевельника, судя по всему — в виде гирлянд. Царь указывал, что следовало «...в знак доброго начинания в веселии друг друга поздравлять с Новым годом... по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Таким образом, речь шла о вечнозеленых деревьях — символах вечной, не умирающей жизни, а не конкретно о рождественской елке.

— И как всегда в России: сначала указ выполнялся весьма старательно, а после смерти Петра I был забыт… 
— Забыт, но не всеми. Исключением были питейные заведения, крыши которых каждый Новый год украшали елками. Причем их оставляли там до следующего Нового года и только тогда заменяли свежими. В сознании людей кабак был так прочно связан с вечнозеленым деревом, что даже сложились пословицы и поговорки: «Идти под елку», «Елка (читай — кабак) чище метлы дом выметает». Именно отсюда пошли и некоторые названия старых трактиров на улицах наших городов, например, «Ёлки-палки».

— А известно ли, когда в Европе впервые установили елку как украшение?
— Первое документальное свидетельство о новом обычае украшать дом елкой относится к 1521 году, когда власти французского города Селеста поручили леснику срубить для них ель. И уже к середине XVI века этот обычай настолько полюбился, что елки стали устанавливать почти в каждом доме, так что даже пришлось ограничить рубку елок. Правда, другие историки считают, что елочная традиция все-таки родилась в Германии. Ученые утверждают, что издревле германцы в период зимнего солнцестояния в своих домах подвешивали ели к потолку. И самое удивительное, что подвешивали за корень, предполагая, что именно так можно отогнать ведьм и злых духов. Такое положение дерева, с одной стороны, символизировало солнце, которое посылает свои лучи и силу Земле, а с другой — подвешенное за корень дерево означало, что земное является отражением небесного и что высокое может опуститься, а низкое — подняться. 

— А когда в России возродилась традиция ставить елки?
— Как самостоятельный атрибут Рождества елка пришла в Россию в начале XIX века, при Александре I — и к концу 1830-х годов уже была непременным символом домашнего рождественского праздника. Мало кто знает, что в XIX веке у елки появилась конкурентка — пирамида. Дело в том, что, после египетского похода Наполеона и научных экспедиций к одному из чудес света, в Европе началось повсеместное увлечение Египтом и пирамидами. В 1810 году пирамиды уже украшали улицы и площади Берлина, в 1825 году они появились в Гамбурге. 

— А как выглядели эти пирамиды?
— Рождественская пирамида представляла собой весьма замысловатое двух- или трехэтажное сооружение, украшенное цветной мишурой, бумажными цветами, позолоченными шишками, веточками вечнозеленых деревьев (в том числе и ели), фонариками и свечами. Пирамиду делали из досок, которые порой раскрашивали или обивали тканью. На вершине пирамиды прикрепляли либо особо крупную шишку, либо куклу, а внизу располагались гипсовые или восковые фигурки, изображавшие сцены рождения Христа. Там же, у основания пирамиды, клали и подарки для детей.
Но елка победила свою конкурентку и вытеснила ее с арены рождественского и новогоднего действа. И, наверное, в немалой степени из-за елочных украшений. Украшать ель — древняя традиция, которая приобрела в христианстве несколько иное, нежели в язычестве, символическое значение. 

— В России украшение елки — это ведь тоже традиция…
— Сам процесс украшения был праздником. О том, как эта традиция привилась в России, рассказывает журнал для детей «Звёздочка», который издавался детской писательницей и переводчицей Александрой Oсиповной Ишимовой. В 1842 году журнал сообщал своим читателям: «Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий: накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют елку; это значит: украшают это вечнозеленое деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусно сделанные конфеты. Все это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева, а иногда и разноцветными фонариками».
Вспоминается очаровательное стихотворение Василия Васильевича Князева, написанное еще в позапрошлом веке:
О, дайте нам елку, волшебную елку
С гирляндами пестрых огней;
Заставьте томиться, заглядывать в щелку,
Гореть у закрытых дверей.

— А где приобретали елки в России в XIX веке? 
— Интересно, что в те времена в Петербурге можно было купить красивую елку только... в кондитерских. 
Стоили эти елки весьма дорого — от 20 до 200 рублей! Но зато были удивительно хороши. На них можно было увидеть замечательные игрушки: крохотные яркие сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары и многое-многое другое, что и сегодня является неотъемлемым атрибутом новогодних украшений.
Кондитерские заведения в России перестали быть единственным местом организованной продажи новогодних елок только в конце XIX века, когда в Санкт-Петербурге появился первый елочный базар. Сначала он находился в центре города — вдоль Невской линии Гостиного двора, а позже был перенесен на Петровскую площадь.

— А чем украшались елки в те годы? Шариками и бантиками?
— Елочные украшения в Петербурге поражали своей роскошью. По воспоминаниям современника в домах петербуржцев елки проводили с изысканной прихотью. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали не специальные елочные игрушки и мишуру, а настоящие драгоценности и дорогие ткани. Один из петербургских богачей заказал елку высотой 4 метра, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами, конфетами и разнообразными фруктами. Современник писал: «Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволяется влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их старшие сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка стоила около 50 000 рублей».
Интересно, что елочные украшения в России стали служить своего рода талисманом будущей счастливой жизни. Ведь игрушка — частица надежды на светлое будущее, которой проникнут новогодний праздник.

— Когда была организована первая публичная елка?
— Самая первая в Петербурге публичная елка была проведена в Пассаже. А случилось это… в 1851 году. И практически сразу рождественский праздник для детей с раздачей подарков стали называть «елкой». 
В Санкт-Петербурге самые большие елки для детей устраивали в Аничковом дворце и зале Дворянского собрания. Чего там только не было: и катальные горки, и карусели, и базары детских игрушек, и лотереи... Николай II, будучи еще наследником престола, а затем и императором, очень любил елки и был непременным участником многих публичных и семейных елок. 
Новогодняя елка покорила Россию, но только города и господские имения. В деревнях ее не принимали до конца XIX века. Однако затем она все-таки вошла и в крестьянские дома, и даже в православные храмы, которые теперь во время Рождественской службы также украшены елками, правда не наряженными.

— А что стало с елками в годы советской власти?
— В советские годы елки были запрещены. Невинное хвойное дерево заклеймили как видовой признак опиума для народа в 1924 году. Существовала даже такая «общественная нагрузка»: ходить в Рождество по домам и проверять, не предается ли кто-нибудь под елочкой тоске по буржуазному прошлому. Исполнительный комитет Ленинградского городского совета народных депутатов 16 декабря 1929 года запретил продажу рождественских елок в городе. 

— Перед войной елка вернулась, не так ли?
— Да, в ночь под Новый 1937 год в СССР елку реабилитировали... Елочку вернули в дома, правда, она стала символом не Рождества, а Нового года. Надо сказать, что зачастую новогодним символом она остается для многих и сегодня.
Запах хвои и мандаринов, нетерпеливое ожидание, когда пробьет двенадцать, подарки... Кстати, первыми преподносить друг другу дары в новогоднюю ночь стали древние римляне. Случилось это еще в 153 году до нашей эры, то есть, 2157 лет назад. Тогда же начали складываться и первые приметы: каков первый день — таким будет и весь год. Потому и следовало в этот день веселиться, отложив все заботы, одеваться красиво и во всё новое... Последуйте проверенному веками и тысячелетиями совету — одевайтесь во всё новое и веселитесь. С наступающим вас Новым годом! 
Беседовал Геннадий КОЛОМЕНСКИЙ

Справка:
Александр Леонидович Мясников, выпускник Ленинградского государственного университета (ныне — Санкт-Петербургского государственного университета), работал в ленинградских (петербургских) газетах, затем в крупнейшем издательстве «Советский писатель». Был главным редактором на телевидении. Первая книга вышла в 1986 году.
Александр Мясников — автор более 30 книг, особое место среди которых занимают издания по истории России: шеститомный «Путеводитель по русской истории», «Российская летопись», «Хроника человечества: Россия», «Достояние России», «Москва. История города», «Властители Отечества», «Тайный код Петербурга», «Тайный код Москвы», «Тайный код России», «Тайный код русской истории», «Историческая летопись России», «Российский хронограф». 
Его перу принадлежит и ряд прозаических произведений, среди которых «Полдень на острове робинзонов», «Жизнь.ru, или В пространстве русского пейзажа», «Лёгкий способ бросить любить».
Публиковался за рубежом (Австрия, Великобритания). Общий тираж книг — около 1 миллиона экземпляров. Автор сценариев документальных и научно-популярных фильмов. 
В настоящее время, помимо литературной, занимается выставочной деятельностью: один из создателей выставки «Моя история» («Рюриковичи», «Романовы» и «ХХ век») в Центральном манеже в Москве с 2013 по 2016 год, один из создателей и главный редактор мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» (ВДНХ, 57-й павильон).
Член Союза журналистов СССР (РФ), член Союза писателей России, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области культуры (2016 г.) и лауреат ряда других престижных наград, в том числе Всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского, Международного конкурса «Терра Инкогнита», литературно-общественной премии «Родина-мать зовёт!» и конкурса «Преодоление».
Александр Мясников является членом наблюдательного Совета Международного общественного Фонда культуры и образования.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~SFr9k


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник