Всенародный композитор

5 Августа 2016

Всенародный композитор

О киномузыке И. О. Дунаевского

Когда в домашних застольях вдруг затянут чуть хмельными голосами «Каким ты был, таким остался…», редко вспомнят композитора — песня давно отделилась от имени ее создателя, став народной. А это значит, что Исаак Осипович Дунаевский (в сотворчестве с замечательным поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским) написал шедевр. Другой пример из той же оперы (виноват, из того же фильма «Кубанские казаки») — «Ой, цветет калина в поле у ручья» — еще одна песня, датированная 1950 годом (!) и сделавшаяся настолько народной, что «обманула» авторов английского фильма «Онегин» — там Татьяна и Ольга распевают ее дуэтом. Не спешите обвинять англичан в безграмотности, в создании «развесистой клюквы», они всего лишь черпают из русского городского фольклора, к примеру, на балу у Лариных звучит вальс «На сопках Маньчжурии» (1906). Народное творчество не знает имен и датировок — оно принадлежит всем, и актуально во все времена (синоним слишком высокого слова «вечно»). Известен случай, когда создатели кинофильма «Цирк» получили письмо: «Дорогие товарищи! Вы совершенно правильно сделали, что взяли народную песню о Родине и вставили ее в свою картину».
«Песня о Родине» И. О. Дунаевского родила позывные Всесоюзного радио, звучавшие в годы войны перед победными сводками Совинформбюро. Не станем в очередной раз иронизировать над словами: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», написанными в разгар Большого террора, жертвами которого стали миллионы. Догмы «со­циалистического реализма» предписывали не отображать действительность, а рисовать ее такой, какой ей надлежало быть. Но все подлинно талантливое — в музыке, в литературе, в ­театре и кино — выбивалось из берегов нормативной эстетики, завоевывало всенародное признание.
Дунаевский прекрасно знал, что творится за окном. В 1933 году во время съемок в Гаграх фильма «Весёлые ребята», принесшего Дунаевскому славу, были арестованы авторы сценария фильма Николай Эрдман и Владимир Масс (за не предназначенные для печати стихи и пародии), их имена исчезли из титров фильма. А песни Дунаевского из «Весёлых ребят», «Волги-Волги», «Цирка» поистине «строить и жить помогали» — жизнерадостный талант их автора не приукрашивал всем очевидную действительность, он ее украшал! Прислушаемся к выдающимся кинорежиссерам, сотрудничавшим с Исааком Дунаевским. «И как знать, имели бы мои фильмы успех, если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом», — признавался Григорий Александров. «Пройдут десятки лет, — сказал режиссер «Кубанских казаков» Иван Пырьев, — наши фильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором» (цит. по: Шафер Н. Дунаевский сегодня. М., 1988).
«И тот, кто с песней по жизни шагает…» — марш из «Весёлых ребят» или припев «Марша энтузиастов»: «Нам нет преград ни в море, ни на суше…» из «Светлого пути» выразили лишь одну из сторон жизнелюбивого творчества композитора. Рядом зазвучала лирика, порой окрашенная в яркие «эстрадизированные» тона («Сердце, тебе не хочется покоя»), порой же близкая проникновенному русскому романсу («Я вся горю, не пойму отчего…»). Как забыть, что Дунаевский был одним из пионеров джаза в СССР, вместе с неподражаемым Леонидом Утёсовым растившим российскую ветвь этого интернационального музыкального древа. Напомнить ли, что «Песня о Каховке» (на слова Михаила Светлова) из фильма «Три товарища» стала едва ли не эталоном героико-патриотического песенного жанра: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». А после войны по-новому раскрылось обращенное к молодежи и детям лирическое дарование Дунаевского: «Школьный вальс», «Летите, голуби, летите…».
Популярностью пользовались оперетты Дунаевского «Вольный ветер», «Белая акация», «Сын клоуна», многие мелодии из них сделались шлягерами. Но лучшие песни композитора пришли к нам с киноэкрана. В их ряду и ставшие классикой песни из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Жил отважный капитан…» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…»). И еще об одной грани композиторского дара нельзя не сказать в связи с этим фильмом: немногие из композиторов-песенников, подчас даже больших мелодистов, в такой степени владели мастерством инструментовки, умением блистательно аранжировать песенную мелодию.
Об увертюре к «Детям капитана Гранта» Д. Д. Шостакович писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента… В музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей». Кстати, когда Дунаевский выступал в концертах как дирижер, он всегда предпочитал большой симфонический оркестр, стремясь поднять статус любимого песенного жанра в глазах филармонической публики. «Симфонизм может присутствовать как метод музыкального мышления в лирической песне и отсутствовать в четырехчастной симфонии»,— говорил композитор. Киномузыка Дунаевского — блистательное подтверждение этого высказывания.

Иосиф РАЙСКИН

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~DnDOO


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник