Годом культурного наследия народов России объявлен 2022 год. На территории нашей страны проживает более 190 разных народов, у каждого из них свой язык, обычаи и традиции. Популяризации народного искусства и сохранению культурных традиций, памятников истории и культуры будут посвящены в основном культурные мероприятия этого года.
От каравая до несказочной прозы
Первым в ряду событий Года культурного наследия стал состоявшийся с 16 по 20 марта в Рязани V Всероссийский конгресс фольклористов — форум академических исследователей, преподавателей высших учебных заведений, работников учреждений культуры, чьи усилия направлены на изучение, сохранение и актуализацию фольклорного наследия народов России. Организованный Министерством культуры РФ, Государственным российским домом народного творчества им. В. Д. Поленова при поддержке правительства Рязанской области крупный научный форум объединил 250 участников из 50 регионов России и 14 зарубежных стран ― теоретиков и практиков, работающих в сфере нематериального культурного наследия. Вопросы, обсуждавшиеся на секциях конгресса, охватывали весь спектр тем, связанных с народной культурой. Это, с одной стороны, ожидаемые от фольклористов исследования, посвященные, например, песенным традициям и бытовому танцу, жанрам устной несказочной прозы, сказочной традиции. С другой стороны — сами как сказка звучащие темы: «виды свадебного каравая», «вербальная магия», «змеи в народном календаре». Отдельное внимание было уделено вопросам этнокультурного образования: как использовать современные стратегии, преподавая традиционные искусства, как на основе традиций родного края строить систему воспитания молодежи.
Вообще, идея V Всероссийского конгресса фольклористов — активизировать уже начатую работу и поставить новые задачи по изучению и сохранению нематериального культурного наследия народов страны. В частности, есть надежда, что в России будет принят закон о сохранении нематериального культурного наследия.
Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия принята еще в 2003 г. Необходимость в защите спровоцировала глобализация — она является источником серьезной угрозы для культурного разнообразия, поэтому, согласно конвенции ЮНЕСКО, устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной и связанные с традиционными ремеслами, взяты под охрану. Охрана означает ряд мер, включая идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, передачу с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия. Россия конвенцию не ратифицировала, но готовит свои законодательные решения.
— Это позволит создать каталог или реестр нематериального культурного наследия, составляющего достояние России, отметить на карте те очаги, которые до настоящего времени сохранились и служат фундаментом для дальнейшего развития российской культуры в её этническом многообразии, — говорит Галина Владимировна Лобкова — доцент, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заместитель начальника по научной работе Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова.
Галина Владимировна принимала участие во Всероссийском конгрессе фольклористов, и эта обнадеживающая информация, как говорится, самая свежая. Вместе с тем, занимаясь музыкальным фольклором со студенческих лет, понимает, что многое нужно было сделать раньше.
Вологодский пример
— Представляете, сколько потеряно времени! Для того, чтобы составить такой каталог, нужно провести исследования, выявить объекты, дать им историческую оценку, определить степень самобытности. Должны были бы уже быть приняты меры, чтобы тот или иной объект имел актуальную форму, то есть продолжал развиваться, — объясняет Галина Владимировна.
— Есть такие места, где можно обнаружить какие-то очаги традиционной культуры, неизвестные для исследователей?
— К сожалению, не существует карты, которую я бы сейчас открыла и показала, какие области последовательно и многократно пройдены фольклористами, откуда уже есть банк данных, а какие области, к сожалению, остаются белыми пятнами на карте России. Это не значит, что там ничего не было, это значит, что не ведется системная работа по сбору информации. Можно ли сегодня закрыть это белое пятно? Вопрос риторический. Но мы продолжаем ездить в экспедиции.
— Для системной работы не хватает средств?
— Хоть озолотите теперь, но, к сожалению, в некоторых местах мы не можем уже ничего записать. Народная культура хранится прежде всего в сельской местности, потому что люди здесь живут общиной, совместно проводят праздники, эта среда являлась для народной музыки, фольклора, обрядов, обычаев, диалектных форм языка основной до недавнего времени, а сельский уклад жизни стремительно разрушается.
Положительным примером сохранения среды может служить деревня Пожарище, которая занесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Вологодской области. В деревне с долгой историей, первое упоминание о которой относится к 1609 г., из поколения в поколение передавались народные традиции. Это уникальный заповедный уголок на Вологодчине, где сохранились живые народные праздники и обряды, крестьянская архитектура, старинный костюм, трудовые занятия и промыслы, а главное ― здесь живут носители и преемники народного знания.
— Но чтобы он дальше существовал, необходимо как-то развивать этот очаг, оберегать, защищать от спекуляций, — продолжает Галина Владимировна. — В Вологодской области закон о сохранении традиционной народной культуры как основы развития села был принят в 1989 г. Благодаря областной программе сохранения этнокультурных традиций Вологодской области и в наши дни на этой территории несколько таких очагов существует. Идет подготовка кадров в педагогическом университете. Но, к сожалению, не все области могут этим похвастаться. Среди регионов, где планомерно ведется работа по сохранению нематериального культурного наследия, — Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Омская области, Республика Башкортостан, Республика Татарстан.
— У нас в регионе есть места, которые стоит по примеру вологодских сделать заповедными?
— Конечно, есть. Вся страна усыпана такими заповедными местами пока еще. Это особенность России — то, что очаги культурной традиции разных народов сохранились до XXI в., но сегодня мы их можем утратить в любой момент. Кроме того, происходит подмена подлинного, аутентичного пласта этнокультурных традиций различными искусственно созданными шоу-программами «народных праздников», эксплуатирующими этнические элементы, но по содержанию и формам не имеющими никакого отношения к наследию народов.
Полевой сезон фольклористов
Научная конференция, на которой исследователи, в том числе и студенты консерватории, ежегодно представляют результаты проведенных летом экспедиций, называется «Полевой сезон фольклористов». Во время экспедиции осуществляются звуко- и видеозаписи народных песен разных жанров, инструментальных наигрышей на гармони и балалайке, рассказов и преданий о местных достопримечательностях; фиксируются сведения о старинных обрядах, праздниках и обычаях; производится фотосъемка архитектуры, традиционной одежды и предметов народного быта.
Экспедиционные материалы затем составят основу научно-исследовательских работ студентов и сотрудников Санкт-Петербургской консерватории в области этномузыкологии, войдут в учебные и концертно-творческие программы Фольклорного ансамбля, будут использоваться при подготовке научных и учебно-методических изданий, посвященных музыкальному фольклору.
— Студенты участвуют не только в сборе материала, но и в дальнейшей его обработке, по результатам изучения народных песенных и инструментальных традиций создают дипломные работы, исполняют народные песни, хороводы, пляски в их подлинном виде. Но это маленькая капля в океане той работы, которую надо бы делать, чтобы сохранить «защитную пленку» народной музыкальной культуры, — считает заведующая кафедрой этномузыкологии.
Однако исследователями уже сделано немало: фонд Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории относится к числу крупнейших и насчитывает более 400 000 единиц хранения, это аудио- и видеозаписи причитаний, духовных стихов, былин, баллад, частушек, образцов детского фольклора, наигрышей на музыкальных инструментах; коллекции исторических музыкальных инструментов;
экспедиционные дневники, карты маршрутов, тетради народных исполнителей; фотографии и многое другое. Фонды центра сложились в результате многолетних полевых исследований, проводимых с 1962 г. в Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Кировской, Костромской, Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Тюменской областях, в Краснодарском, Ставропольском, Пермском краях, в Республиках Карелии, Удмуртии, Башкортостане и других регионах.
— Исследователи через определенный промежуток времени возвращаются в прежние места, чтобы оценить, жива ли традиция? Что ушло? — рассказывает студентка Ксения Будина о своей экспедиции в Вологодскую и Архангельскую области летом 2021 г. В предыдущей экспедиции в эти края в 1980-гг. она, понятно, участия не принимала, но сравнить результаты как специалист может.
— Манера исполнения отличается от записанного ранее. Проблема в том, что в 1980-гг. здесь была единственная экспедиция и больше этот район не исследовали. Мы записывали и молодых, и пожилых, общие сеансы проводили и отдельно с каждой исполнительницей. Сняли на видео хореографию многофигурной пляски и хоровода, потому что ранее сделанные рисунки не дают полноты картины танца, — говорит Ксения.
Вселиственный венок
По итогам исследовательской работы в Санкт-Петербургской консерватории ежегодно проводится Международная конференция-конкурс научных работ учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория, практика» (очная часть пройдет 14‒18 мая 2022 г.). В дни конференции проходит также фестиваль «Вселиственный венок» — смотр фольклорных коллективов организаций среднего профессионального и высшего образования России и зарубежных стран.
— Концертная программа должна быть основана на подлинном этнографическом материале и подаваться в этнографически достоверном виде, чтобы песня в современных условиях звучала естественно, — объясняет Г. В. Лобкова. — В чем отличие от народных хоров и ансамблей народной песни? В том, что мы стремимся сохранить особенности звучания и импровизационные основы народной музыки. Если народный хор разучивает отдельно взятую песню, то фольклорный ансамбль осваивает традицию, ему, чтобы исполнить эту одну песню, нужно знать 10 песен этой местности. Тогда мы сможем живую форму воспроизвести, импровизируя. Это истоки, которые дают русскому музыкальному искусству те нотки, ту интонацию узнаваемую и читаемую, которая, собственно, и свидетельствует о самобытности русской музыкальной культуры.
Топ-100 шедевров
На общероссийском уровне в рамках Года культурного наследия народов России Декада народной песни запланирована на ноябрь. Еще из планов — в дни закрытия Года народного искусства в Санкт-Петербурге или Москве состоится презентация зафиксированных объектов нематериального культурного наследия народов России из общероссийского каталога, формируемого под эгидой Министерства культуры России. Это будет проект «Золотая антология народной культуры», который представит 100 шедевров нематериального наследия. Только 100.
Дарья ОСИНСКАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (181) МАРТ 2022