Русские писатели – о честной, широкой, весёлой Масленице

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

5 Марта 2019

Русские писатели – о честной, широкой, весёлой Масленице

«Нет картины заманчивее, разновиднее и восхитительнее, как народная Масленица в Петербурге, – пишет этнограф первой половины XIX века Александр Власьевич Терещенко в книге «Быт Русского народа», размещённой на портале Президентской библиотеки, – ввечеру балы, маскарады и два раза в день театры. По домам, как и в рождественские праздники, расхаживают замаскированные, но везде шумное и неутомимое гостеприимство. В воскресенье вечером совершаются проводы Масленицы, и после ужина заключают её в некоторых местах катаньем на санях почти до полночи».

Честная, широкая, весёлая – как только не называли масленичную неделю, которая в этом году начинается 4 марта.

В очерке Ивана Николаевича Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу», изданном в 1894 году, рассказывается о традициях масленичной недели со времён Петра I. В масленичные дни устраивались маскарады, к этим развесёлым дням строились балаганы, карусели и горки, на которые приглашались «всякого звания люди»... И, конечно, пеклись блины – с утра и до вечера.

Помните, в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин (кстати, сам большой любитель блинов с припёком) описывает традиции семейства Лариных? «Они хранили в жизни мирной/ Привычки милой старины:/ У них на масленице жирной/ Водились русские блины…». Кстати, коллекция, посвящённая жизни и творчеству А. С. Пушкина, также размещена на портале Президентской библиотеки.

Надо сказать, что к «блинной» теме обращались многие литераторы. А. П. Чехов, например, даже на один раз. Вот отрывок из его рассказа «О бренности» (масленичная тема для проповеди)»: «...Семён Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной... Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился... Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок сёмги, кильку и сардинку...».

А в рассказе «Глупый француз» некий месье Пуркуа, зайдя пообедать в трактир, был шокирован количеством тарелок, наполненных обжигающими блинами, которые москвичи поглощали как ни в чём не бывало. «О, страна чудес! – думал Пуркуа, выходя из ресторана. – Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!». Кстати, если вы поклонник творчества Чехова – обязательно пролистайте книгу «А. П. Чехов: затерянные произведения» (1925), размещённую на портале Президентской библиотеки.

Или вот ещё одна цитата, уже из Ивана Сергеевича Шмелёва: «Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, „чёрные“ блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки… пар идёт от блинов винтами… кадушки с опарой дышат, льётся-шипит по сковородкам, вспухает пузырями…». С авторефератом «Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И. С. Шмелёва: (на материале религиозной лексики произведения „Лето Господне“)» Н. Подвигиной можно ознакомиться в фонде Президентской библиотеки.

И наконец… «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было... Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить ему бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести ещё горячих блинов. – У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков, принимаясь за горячие». Узнали? Конечно же, это произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». В фонде Президентской библиотеки есть уникальное издание 1892 года – «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“, выполненных Агиным и Бернадским. Ознакомиться с ним можно, придя в электронный читальный зал на Сенатскую, 3, или в любой центр удалённого доступа, которые есть во всех регионах Российской Федерации и в 30 зарубежных странах – всего удалённых читальных залов Президентской библиотеки около 900.
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QxQ9g


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник