Программа секции «Образование» СПБМКФ включала более 30 мероприятий

28 Ноября 2018

Программа секции «Образование» СПБМКФ включала более 30 мероприятий

На мероприятиях секции обсуждали гендерное равенство в образовании и науке, государственную языковую политику в многонациональных странах, роль университетских музеев и коллекций в современном мире, а также отметили 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева.

Программа секции «Образование» включала более 30 мероприятий, которые посетили свыше 1400 участников. 160 спикеров и гостей секции представляли зарубежные страны: Италию, Катар, Китай, Австралию, Германию, Непал, Чад, Канаду и другие. Работой секции «Образования» руководил ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев.

«В этом году в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума мы впервые затронули широкий круг тем, связанных с сохранением и использованием культурных ценностей университетских коллекций. Вы только вдумайтесь: зачастую именно в университетах, особенно в тех, которые имеют богатую историю, хранится огромное количество музейных экспонатов. Например, коллекции Санкт-Петербургского государственного университета насчитывают более трех миллионов единиц хранения — это число сравнимо с собраниями ведущих музеев мира. Как их можно задействовать в учебной и просветительской деятельности? Как вести их учет и проводить оцифровку? Что нового можно узнать о коллекциях, если исследовать хрупкие палеонтологические находки или редкие минералы с помощью современного научного оборудования? Нам удалось представить свое видение этих вопросов и познакомиться с опытом коллег — участников секции "Образование"», — рассказывает Николай Кропачев.

Вопросам сохранения и развития университетских музеев была посвящена международная конференция «Музеи и коллекции университетов: универсальное наследие». На конференции состоялась презентация альбома «Коллекция знаний. Музеи и коллекции СПбГУ» — своеобразного путеводителя по музеям и коллекциям университета.

В 2018 году отмечается 140-летие создания Высших женских (Бестужевских) курсов, положивших начало женскому университетскому образованию в России и перевернувших отношение общества к правам женщин. В рамках секции прошла дискуссия «Женщины в истории российского высшего образования», приуроченная к юбилею Бестужевских курсов.

На мероприятии выступили женщины, ставшие лидерами в избранных ими сферах деятельности. «Сейчас в России общее образование: по одним стандартам и лекалам для всех, нет никаких специальных требований и ограничений по гендерному признаку», — подчеркнула статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.

Исследователь исламского феминизма, первый декан колледжа гуманитарных и общественных наук Университета Хамада бен Халифы — Фонда Катара Амаль Мохаммед Аль-Малки (Катар) отметила, что в странах, охваченных вооруженными конфликтами, девочки боятся ходить в школу. Ранее так было в Ираке, сегодня похожая ситуация наблюдается в Сирии и Йемене. В результате доступ женщин даже к среднему и начальному образованию оказывается ограничен.

Астрофизик Марика Бранкези (Италия), которую журнал Time в 2018 году включил в список 100 самых влиятельных людей мира, призвала разрушить стереотип о том, что ученый — это прежде всего мужчина. Сегодня научные открытия совершают группы ученых, в которые входят представители обоих полов, отметила она.

На Российско-китайском форуме по языковой политике представители власти и академического сообщества Китая и России обсудили ключевые проблемы функционирования государственного языка в многонациональных странах. России, Китаю и другим многонациональным государствам приходится искать баланс между развитием единого языкового пространства и сохранением языкового многообразия.



Директор НИИ проблем государственного языка СПбГУ, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов отметил, что из-за проникновения в публичное пространство профессиональных терминов происходит «расслоение» русского языка. В результате гражданам России сложно получать важную для них информацию, например, из юридических документов.

«Одним из решений этой проблемы может стать определение общих стандартов языковых норм, стандартного языка. В российском языкознании его принято называть «литературным языком»: он общепонятен и представляет собой унифицированную форму национального языка. Его закрепление в официальных источниках, к которым смогут обращаться все (и кто пишет, и кто читает, и кто слушает), сможет стать одним из тех средств, которые обеспечат единство общего языкового пространства», — сказал Сергей Белов.

200-летию со дня рождения классика русской литературы Ивана Тургенева было посвящено сразу несколько мероприятий секции. В Санкт-Петербурге прошли экскурсии по тургеневским местам и международная научно-практическая конференция по изучению творчества писателя. В рамках секции состоялся международный фестиваль университетских театров TurgenevFEST. Десять трупп из разных стран мира привезли на фестиваль свои постановки по произведениям русского классика.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~TDbhU


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник