Президентская библиотека – об истории Российской Академии художеств - Информационный портал

Президентская библиотека – об истории Российской Академии художеств

Фото: пресс-служба Президентской библиотеки

Фото: пресс-служба Президентской библиотеки

17 Ноября 2020

Президентская библиотека – об истории Российской Академии художеств

17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года, в царствование императрицы Елизаветы Петровны – время расцвета науки и культуры – решением Сената была создана «Академия трёх знатнейших художеств» при Императорском Московском университете.

На портале Президентской библиотеки представлены материалы, рассказывающие о возникновении и развитии Академии, например, составленное её президентом Алексеем Олениным «Краткое историческое сведение о состоянии Академии художеств, с 1764-го по 1829-й год» (1829), издание «Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века» (2007) кандидата искусствоведения Вероники-Ирины Богдан, воспоминания выпускника и ректора, художника Олега Еремеева «Полвека с Академией художеств» (2003) и многие другие.
У высшего художественного учебного заведения была долгая предыстория. Ещё при Петре I при Санкт-Петербургской типографии открылась рисовальная школа, официально называвшаяся Академией; художников, архитекторов и гравёров направляли для обучения в Европу, а в 1724 году император подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».
После смерти Петра интерес российской власти к развитию искусства уменьшился, основное внимание уделялось гравюре в её прикладном использовании для науки – изготовлении ботанических и этнографических зарисовок и карт.
В 1747 году Академия наук была преобразована в Академию наук и художеств. Планы её активного деятеля Якоба Штелина по выделению Академии художеств в самостоятельное учреждение не осуществились. Назрел конфликт между художественными и научными задачами Академии.
В 1757 году куратор Московского университета, государственный деятель и меценат Иван Шувалов при поддержке советника академической канцелярии, учёного Михаила Ломоносова, обратился в Сенат с проектом Академии художеств. Решение было положительным и, как писал почётный член Академии художеств с 1804 года Алексей Оленин в «Кратком историческом сведении…», «Императорская Академия трёх знатнейших Художеств начало своё восприяла в 1758 году, по повелению Государыни Императрицы Елисаветы Петровны».
Академия художеств открылась при Императорском Московском университете, расходы на неё предполагалось включить в его бюджет, но первоначально Академия располагалась в Петербурге, в особняке Ивана Шувалова на Малой Садовой улице, 1/25. Шувалов стал первым президентом Академии, а недостаток денег, отпущенных на новое учебное заведение, восполнял из личных средств. Он пригласил из-за границы преподавателей, занимался набором первых учащихся и передал Академии в дар свою художественную коллекцию, положившую начало одному из старейших музеев России. Сначала единственным российским педагогом в Академии был знаменитый архитектор Александр Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а затем стал ректором учреждения.
Знаменательным для Академии художеств стал 1764 год, когда были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трёх знатнейших художеств», согласно которым учреждение получило статус императорского. «Екатерина II образовала сие полезное Установление, в общем Государственном составе, всемилостивейшим пожалованием оному отличной от прочих Привилегии, Устава, и щедрою рукою расположеннаго Штата. В сём мудром образовании, Ея Величество, приняв во внимание, что заведение сего рода долженствует, по существу своему, зависеть от непосредственного покровительства и щедроты Монаршей, без чего оно в полной мере предуспевать не может, благоволила постановить между главными правами, сей Академии Всемилостивейше дарованными: непосредственную ея зависимость от Самаго Императорскаго Величества», – подчёркивал Алексей Оленин. Академия художеств стала государственным учреждением, распределяла официальные заказы и присуждала академические звания. Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры – MDCCLXIV.
В том же 1764 году было принято решение о строительстве по проекту архитекторов, преподававших в Академии, – Александра Кокоринова и Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота – специального здания для Академии на Васильевском острове, на набережной Невы. Строительство этого выдающегося памятника архитектуры раннего классицизма в России продолжалось до 1788 года. Сейчас в здании, которое принадлежит к числу «особо ценных объектов культурного наследия», на Университетской набережной, 17, расположены Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

По словам Оленина, «и так при особом монаршем покровительстве и при достаточных способах – Академия Художеств процветала с 1764 по 1811 год. Находясь всё сие время под собственным ведением Императорскаго Величества, она обогащалась существенным для неё богатством, состоящим в лучших Художнических пособиях, для правильного обучения ея питомцев Изящным Искусствам».
Полный курс обучения в Академии до начала XIX века длился 15 лет и делился на пять разрядов. Сначала будущие художники учились рисовать орнаменты и копировать оригиналы, затем – рисовать гипсовые головы и фигуры, и только в высшем разряде писали с натуры. В Академии, как и во всех европейских учебных заведениях, преподавали также и общеобразовательные предметы. Лучшие ученики получали стипендии, а выпускники, удостоившиеся золотой
медали за выполнение «программы» – произведения на заданную тему, за казённый счёт направлялись для стажировки и дальнейшего совершенствования мастерства за границу. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими мастерами изобразительных искусств своего времени.
Из стен Академии художеств вышли такие художники, как Фёдор Рокотов, Орест Кипренский; автор «Последнего дня Помпеи» Карл Брюллов, Александр Иванов, по заказу Академии написавший «Явление Христа народу», художник-передвижник Илья Репин; прославленные мастера архитектуры – основоположники русского классицизма Василий Баженов и Матвей Казаков, создатель Казанского собора Андрей Воронихин, автор проекта комплекса зданий Адмиралтейства Андреян Захаров и многие другие.
После революции 1917 года Академия была упразднена, а часть академических художественных коллекций передана в Государственный Эрмитаж. В её здании на Васильевском острове с 1933 года располагалась Всероссийская Академия художеств, в 1947 году преобразованная в Академию художеств СССР с базой в Москве. Академия художеств СССР позже была преобразована в Российскую Академию художеств.
История Академии тесно связана с историей русской художественной культуры. На всем протяжении своей истории учреждение оставалось крупнейшей в мире художественной школой для выдающихся мастеров изобразительного искусства.
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gyxz9


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник