Полярные чтения — 2020

9 Июля 2020

Полярные чтения — 2020

На площадке ТАСС (Санкт-Петербург) состоялось мероприятие, посвященное программе научной онлайн-конференции «Полярные чтения — 2020. История научных исследований в Арктике и Антарктике».

Директор государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» А. С. Макаров, заместитель директора Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики (Арктического музейно-выставочного центра) П. А. Филин, а также сотрудники центра М. А. Емелина и М. В. Савинов рассказали журналистам о подготовке и особенностях данной конференции.
Международная научно-практическая конференция «Полярные чтения» собирает крупнейших исследователей Арктики и Антарктики ежегодно. Каждая конференция является уникальной, так как посвящена своей особой теме. Первая конференция состоялась в 2014 г., тогда же, когда состоялся первый в мире Фестиваль ледоколов на Неве. Таким образом, сложилась традиция: «Полярные чтения» проходили в конце апреля в преддверии фестиваля. В этом году, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и мире, организаторы провели конференцию в онлайн-режиме. В течение 4 дней представители разных научных областей рассказывали об интереснейших страницах истории полярных исследований. В этом году конференция была приурочена к двум знаменательным юбилейным датам — 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды (28 января) и 100-летию Арктического и антарктического научно-исследовательского института (4 марта). Институт является одним из крупнейших мировых научных учреждений, занимающихся исследованиями полярных регионов. В центре внимания «Полярных чтений — 2020» — исторический аспект изучения арктических исследований.
В организации мероприятия приняли участие Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики (Арктический музейно-выставочный центр) и Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». 
«Полярные чтения 2020» — это уже восьмая конференция. Проведение мероприятия в онлайн-формате — не единственное нововведение. Впервые в работе научного форума приняли участие школьники. Как отметил П. А. Филин, это новое и важное направление в работе конференции: дети выполняют проекты, им интересно принимать участие в научном событии. Участие в «Полярных чтениях» — это возможность познакомить детей с настоящей наукой, воспитать преемников, стимулировать их дальнейшее всестороннее развитие. В данной связи необходимо, чтобы ученые были заинтересованы в работе с детьми. Возможно, появление научного руководства в школах станет образовательным итогом нынешней или последующих конференций.
В работе чтений приняли участие не только отечественные исследователи, но и представители других стран, например, Швеции, Норвегии, Италии. Онлайн-формат значительно расширил географию участников и слушателей, так как конференция транслировалась на нескольких интернет-ресурсах. Впервые событие получило такой горячий отклик среди слушателей и имело значительный резонанс, получился интерактивный плодотворный диалог, в котором приняли участие исследователи, ученые-практики (географы, геофизики, инженеры, химики, гидрологи, океанологи, водолазы) и те, кто просто интересуется полярными регионами и мечтает о путешествиях.
А. С. Макаров еще на пресс-конференции сообщил, что в этом году представлена чрезвычайно насыщенная программа, включающая максимально широкий охват тем и различных направлений науки. В этом убедились все участники и слушатели чтений.
В церемонии открытия принял участие Г. Г. Широков, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. В своем выступлении он отметил значимую роль чтений как эффективной дискуссионной площадки, а также особую актуальность данного мероприятия в связи с активно ведущейся сегодня работой по формированию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в Арктике. Напомним, что 13 мая Г. Г. Широков принял участие в заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На этой встрече, в частности, обсуждалась Стратегия развития Арктической зоны РФ, в которой отражены основные направления развития Санкт-Петербурга как исторически сложившегося центра изучения и развития Арктической зоны РФ. Как известно, в городе создан Научно-производственный арктический кластер, в который вошли 15 ведущих промышленных и научно-образовательных организаций города. Деятельность кластера в первую очередь направлена на информационно-телекоммуникационное снабжение российской Арктики. 
Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института А. С. Макаров посвятил свое выступление истории возглавляемого им учреждения, которая началась 4 марта 1920 г. Именно тогда было утверждено положение о Северной научно-промысловой экспедиции. Сегодня в состав института входит около 20 научных отделов и лабораторий, учреждение располагает уникальными научно-экспедиционными судами «Академик Фёдоров» и «Академик Трёшников». Институт ежегодно проводит десятки экспедиций в Арктике, особое место в которых занимают работы и исследования, ранее выполнявшиеся на дрейфующих научно-исследовательских станциях «Северный полюс» и приостановленные в 2014 г. в связи с возросшими рисками, обусловленными современными климатическими условиями. В настоящее время начата постройка самоходной научно-исследовательской платформы с возможностью проводить исследования в дрейфе продолжительное время. В Антарктиде постоянно работают пять российских станций, проводятся работы на сезонных станциях и базах.
В центре внимания докладчиков «Полярных чтений — 2020» были такие темы: история научных исследований в различных областях естественно-научного знания, история междисциплинарных исследований в Арктике и Антарктике, научно-проектных разработок и их внедрения в полярных регионах, история научных исследований в различных областях социогуманитарного знания, нераскрытые страницы из жизни и деятельности выдающихся исследователей Арктики и Антарктики, история экспедиционных исследований и развития методов полевых научных исследований, исторические аспекты международного сотрудничества в изучении полярных регионов, проблемы популяризации научного знания об Арктике и Антарктике в прошлые годы и сегодня.
Особенно хочется выделить целый блок докладов об истории научных исследований в различных областях социогуманитарного знания, и в частности, доклад о важных аспектах подготовки кадров для исследования арктического региона. А. А. Сабуров, директор Арктического центра Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, ответственный секретарь Национального арктического научно-образовательного консорциума (Архангельск), рассказал о кадровом обеспечении советских арктических исследований в ¬1920-х гг. и о современном проекте «Арктический плавучий университет», основанном на развитии традиций практико-ориентированной подготовки кадров для полярных регионов. Проблема подготовки научных кадров для изучения Арктики сегодня актуальна по трем причинам: регион относительно слабо изучен, здесь наблюдается интенсификация хозяйственной деятельности и наконец — влияние климатических изменений. Спе¬цифика подготовки молодых исследователей обусловлена потребностью в профессионально-специальных компетенциях и дополнительных ключевых компетенциях, определяющих особенности профессиональной деятельности в регионе, а также необходимостью комплексных знаний о регионе, помимо этого, нужно учитывать ограниченные возможности практической подготовки «в поле». Ежегодно с 2012 г. отправляются экспедиции в европейскую часть Арктики на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», каждая длится от 20 до 40 дней. Основной принцип работы — обучение через проведение исследований под руководством ученых. На борту находятся исследователи и студенты разного уровня обучения. В переходах между высадками читаются лекции, на этапе непосредственных полевых работ студенты участвуют в сборе и анализе материала. Партнеры экспедиций — российские и зарубежные предприятия, вузы, научные организации. Следующий плавучий университет запланирован на 2021 г. 
Участники конференции представили новые факты из жизни и деятельности крупнейших исследователей — Л. Ф. Гриневецкого, А. Е. Ферсмана, И. Ф. Молодых, Б. Л. Исаченко, С. Д. Лаппо. Д. В. Парыгина, главный библиограф отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, представила обширный доклад «Выдающиеся исследователи Арктики и Антарктики (по материалам фонда Президентской библиотеки)». 
В День полярника состоялась традиционная, но в этом году проведенная в режиме онлайн игра «Геостратег: Арктика». Мероприятие провел ведущий специалист по прогностике С. Б. Переслегин.
Понимание истории изучения научно-практических вопросов, того, каким путем шли исследователи, какие технологии и методы они применяли в своей работе, как менялись их судьбы и взгляды — важный материал для дальнейших современных исследований.

Ксения ХУДИК
Иллюстрации предоставлены автором
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (161) ИЮНЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7Fa3N


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник