Отраслевое образование — основа развития экономики

1 Февраля 2014

Отраслевое образование — основа развития экономики

Интервью с ректором Петербургского государственного университета путей сообщения Александром Юрьевичем Панычевым.

— Организатор и первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур сформулировал основную цель учебного заведения так: «Снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи». Ваши сегодняшние выпускники готовы к этому? Каким образом выстроен учебный процесс, чтобы это было возможно?
— Когда мы слышим слово «инженер», то представляем интеллигентного, воспитанного в лучших традициях человека-профессионала, работающего на благо своей страны. Августин Бетанкур, слова которого вы привели, является для нашего университета символом высокообразованного и высококультурного человека. Анализ учебных планов организованного в 1808–1810 годах А. Бетанкуром Института Корпуса инженеров путей сообщения показывает, что он исходил из неразрывности двух компонентов обучения инженеров: фундаментальной теоретической подготовки, прежде всего в области математики, теоретической механики, начертательной геометрии, гидравлики, позже — физики, химии. И второе: буквально с первых дней занятий в институте велось практическое обучение студентов, образно говоря, «в поле», всему комплексу работ, связанных с изысканиями, организацией строительства и эксплуатацией транспортных сооружений.
Эти идеи А. Бетанкура воплощались впоследствии в практике института и во всей системе отраслевого транспортного образования, об эффективности которого свидетельствует его более чем двухсотлетняя история и проекты, известные далеко за пределами транспортной отрасли, наряду с выпускниками.
Отраслевое транспортное образование базировалось на том, что вместе с глубокими теоретическими знаниями студенты из первых рук получали сведения о самых передовых направлениях развития транспортной отрасли, что и формировало то самое «качество образования».
В свой день рождения, 2 декабря, университет каждый год отдает дань уважения первому ректору первого в стране транспортного вуза. И во все времена перед университетом стоит задача по подготовке таких профессионалов своего дела. Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что мы с этой задачей справляемся. Наши выпускники готовы к работе, причем как профессионально, так и по своим личностным качествам. Говорю и о личностных качествах, так как в нашей системе обучение и воспитание всегда тесно связаны, в том числе и по причине специфики отрасли. Сегодня важную роль в воспитании играет студенческое самоуправление — совет обучающихся, студенческие советы, профсоюзы, народные дружины, студенческие строительные отряды, волонтерские центры, клубы. Они способствуют социализации студента, учат его совмещать учебу с творческой, общественной и спортивной деятельностью, развивают коммуникативные способности, умение работать в команде и брать на себя ответственность. Мы поддерживаем молодых людей, потому что только социально активная деятельность позволяет студенту эффективно развиваться. Тем более что интересная, насыщенная внеучебная жизнь в университете привлекает к нам и новых абитуриентов.

— В прессе сообщается о новых разработках Петербургского университета путей сообщения — системе диагностики и мониторинга контактной сети, новом способе перевозки дизельного топлива. Расскажите, пожалуйста, в чем их принципиальное новшество? Какие еще разработки вуза вы могли бы отметить?
— Новшество заключается в том, что именно подобная разработка повысит надежность устройств энергоснабжения железных дорог. Работы по созданию системы мониторинга контактной подвески в условиях обращения высокоскоростных поездов ведутся в университете на кафедре электроснабжения железных дорог совместно с дорожной электротехнической лабораторией. Основой этой системы являются датчики для удаленного мониторинга состояния контактной сети, а для обработки информации, поступающей с них, разработан программный комплекс. Университет является пионером в области магнитолевитационных технологий, которые весьма перспективны для развития высокоскоростного транспорта. Имеются разработки инновационного грузового подвижного состава для железных дорог. Ученые нашего университета ведут работы по совершенствованию подвижного состава и цистерн для перевозки нефтепродуктов (в том числе и дизельного топлива). На кафедре вагонов и вагонного хозяйства разработан новый проект инновационной 8-осной цистерны с увеличенным до 196 м³ объемом. Ее испытания планируется завершить в этом году. На сегодняшний день это самая большая цистерна в мире! Работы велись совместно с ОАО «Рузхиммаш» и при поддержке Минобрнауки. Кроме этого, за 2013 год было зарегистрировано 18 международных научных договоров. Университет активно сотрудничает в этом направлении с Финляндией, Прибалтийскими странами, Казахстаном, Канадой, Эфиопией и др. Ежегодный объем только хоздоговорной науки составляет свыше 800 млн рублей.

— Более половины выпускников вашего вуза направляются на работу в ОАО «Российские железные дороги». На ваш взгляд, каковы плюсы и минусы этой организации как работодателя?
— Эффективное обучение, особенно по техническим специальностям, невозможно без производственной практики. Именно таким образом студент знакомится с производством и с будущим работодателем непосредственно. Наша главная задача здесь — обеспечить максимальную интеграцию производственного и учебного процессов. Достаточно отметить, что свыше 53 % общего бюджетного приема и до 90 % по железнодорожным специальностям приходится на целевую контрактную подготовку специалистов для ОАО «РЖД». Все студенты с первого курса обучения знают место будущей работы, там же проходят практику на оплачиваемых рабочих местах, в обязательном порядке получают минимум одну рабочую профессию, а дипломные проекты и работы готовят под нужды предприятия. Кстати, в ОАО «РЖД» идут работать не только «целевики», но и выпускники бюджетного и коммерческого отделений. В этом смысле сотрудничество университета и ОАО «РЖД» мы считаем успешным и перспективным, а данную модель взаимодействия распространяем и на других заказчиков.
Что касается недостатков, то, как и всякий платежеспособный заказчик, ОАО «РЖД» требует от нас больше, чем предусмотрено соглашением, а с учетом наличия дочерних и зависимых обществ, филиалов, структурных подразделений спектр этих требований и пожеланий очень широк. Но мы реагируем должным образом.

— В ходе недавно состоявшейся встречи президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина с ректорами железнодорожных университетов было предложено несколько направлений взаимодействия РЖД с вузами. О каких направлениях идет речь? Как в эту работу включится ПГУПС?
— Главная задача, стоящая сегодня перед профильными вузами, — это безболезненно перейти на новый закон об образовании, с учетом новых форм взаимодействия не допустить ухудшения качества подготовки и взаимодействия с заказчиком, сопроводить отрасль научно и кадрово при реализации проектов по высокоскоростному движению, модернизации БАМа и Транссиба. Наш университет активно над этим работает, а что касается специалистов по высокоскоростному движению, то именно мы и были в свое время инициаторами подготовки студентов по новой специализации. В результате сегодня практически все бортинженеры, машинисты и машинисты-инструкторы высокоскоростных поездов России — это выпускники ПГУПС. Востребованность наших студентов является главным показателем качества нашей работы.

— Удается ли ПГУПС оперативно реагировать на развитие отрасли? Открываются ли новые направления, нуждаются ли в реформировании профильные направления подготовки?
— Транспортная отрасль действительно меняется в связи с новыми разработками и требованиями нашего времени. Мы, разумеется, следим за этими изменениями, потому что каждый выпускник должен быть востребован. В 2011 году, например, в университете открылось направление подготовки «Землеустройство и кадастры», которое мы рассматриваем как перспективное — ОАО «РЖД» является мощнейшим имущественным комплексом страны, и наши выпускники будут там весьма кстати. В 2013 году впервые началась подготовка бакалавров по направлению «Бизнес-информатика», которое сочетает знания в области информационных технологий, экономики и менеджмента. Этот синтез является абсолютно новым для образовательной системы России, и, думаю, он имеет хорошие перспективы.

— Как обстоят дела с набором учащихся в средние специальные учебные заведения? Сохраняется ли целевой набор для этой ступени подготовки?

— В связи с изменением законодательства в 2013 году, связанным с отменой вступительных испытаний, наши учреждения среднего профессионального образования план приема перевыполнили. Что касается целевого приема, то новым законом он отменен, и это также обсуждалось на встрече с президентом ОАО «РЖД», так как потребность компании в техниках очень велика. Принято решение, что в этой связи ОАО «РЖД» будет заключать договоры о целевом обучении уже со студентами техникумов и колледжей, а также лицами, направленными из отдаленных подразделений компании.

— В 2013 году после масштабной реконструкции открыт Музей Петербургского государственного университета путей сообщения. Это событие было приурочено к Дню российской науки и 255-летию со дня рождения Августина Бетанкура. Как сегодня развивается музей?
— Сегодня музей — это тематически систематизированное собрание материалов по истории развития университета, инженерного образования и практики в России. А посетив его, можно ознакомиться с историей университета: война 1812 года, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда… Мы помним об испытаниях, выпавших на долю вуза, гордимся его достижениями и стараемся воспитать такое же отношение у студентов. Тем более что и сам музей имеет интересную историю. Спустя десять лет после его воссоздания, в 2004 году, по инициативе ученых вуза был открыт кабинет А. А. Бетанкура с обстановкой, характерной для начала — середины XIX века. Музей отражает развитие отечественной инженерной мысли и различных научных школ: студенты могут посмотреть фотографии, чертежи и другие материалы. Его сотрудники организуют выставки, например «Подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны», «Хроника военных лет». Наши студенты участвуют в митингах и траурных шествиях на Пискаревском мемориальном кладбище, у Монумента героическим защитникам Ленинграда, в памятных мероприятиях у мемориала «Разорванное кольцо», у музея «Дорога жизни» на Невском «пятачке». В Некрополе Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря проводится День памяти инженеров путей сообщения. Музей, на мой взгляд, играет важную роль в формировании личности студентов и воспитании чувства патриотизма, гордости за свой университет. Сохранение и развитие музея является для нас очень важным, ведь его посещают не только сотрудники и студенты университета, но и учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и люди, которые просто интересуются жизнью и историей нашего вуза.

— В преддверии олимпийских игр в Сочи расскажите, пожалуйста, о проекте «Петербургская ласточка — 2014» и участии ПГУПС в подготовке к Олимпиаде.
— Здесь в первую очередь следует упомянуть о новом скоростном подвижном составе, к которому мы теперь имеем особое отношение, — электропоезде «Ласточка». Проект «Петербургская ласточка — 2014» был запущен в 2012 году совместно с Дирекцией скоростного сообщения — филиалом ОАО «РЖД». За полтора года был сформирован студенческий производственный отряд, бойцы которого — студенты ПГУПС — в начале января отправились на Олимпиаду. В Сочи они будут работать помощниками машиниста электропоезда «Ласточка», а заодно и побывают на соревнованиях. При этом смогут свободно общаться с иностранцами, так как в программу подготовки входило и интенсивное изучение английского языка. Я уверен, что подобный опыт принесет студентам яркие впечатления, а также поможет им и в карьере, и в жизни. Наши студенты активно участвуют в подготовке и проведении Олимпиады. Это большая честь для университета и дань его спортивным традициям, ведь наши выпускники и студенты в разное время становились победителями и призерами Олимпийских игр, а в Юсуповском саду зарождалось отечественное фигурное катание. Мы и сегодня серьезно относимся к физической подготовке молодых людей. Олимпиада в нашей стране — уникальное событие мирового масштаба. Очень рад, что студенты всех вузов железнодорожного транспорта получили шанс либо принять участие в строительстве объектов транспортной инфраструктуры олимпийского титула, либо стать волонтерами Игр. Я сам испытываю чувство гордости за страну и очень рад, что был удостоен права принять участие в эстафете Олимпийского огня в качестве факелоносца.

Беседовала Евгения Цветкова
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8lK6b


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник